ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
ФОМА АКВИНСКИЙ
.
ФОМА АКВИНСКИЙ
Философ 8 определяет, что первая философия есть знание
истины, не какой угодно, а той истины, которая есть источник всякой истины и
которая относится к первому началу бытия для всех вещей; откуда следует, что
эта истина есть начало всякой истины, ибо распорядок вещей в истине такой же,
как и в бытии…
Есть какие-то истины о Боге, которые превосходят всякую
способность человеческого рассудка, как, например, о том, что Бог троичен и
един. Однако есть какие-то истины, которые может достичь и естественный
рассудок, как, например, о том, что Бог есть, что Бог един и т. п.; эти истины
о Боге наглядно доказали и философы, ведомые светом естественного рассудка…
Для познания того, что рассудок способен узнать о Боге, нужно
многое знать заранее, так как рассмотрение почти всей философии
предрасполагает к познанию Бога; вследствие чего из частей философии
метафизика, которая толкует о божественном, подлежит изучению в последнюю
очередь. Итак, к исследованию упомянутой божественной истины можно прийти
только с большим трудом и старанием, и немногие хотят взять на себя этот труд
из любви к знанию, естественное влечение к которому Бог, однако, вложил в человеческие
умы. (…) Поэтому божественное милосердие проявило спасительную
предусмотрительность, предписав принимать на веру и то, что способен
исследовать рассудок, дабы таким образом все легко смогли быть причастными к
познанию Бога без сомнения и ошибки.
Фома Аквинский. Сумма против язычников 9 I, 1, 3, 4
I I Тhотаs Аquiпаs. Sитта
сопtrа qепtiles
seu de veritate саtholicae fidei. Таиrini, 1925.
Р. 1—4
Ничто не мешает, чтобы о тех же самых вещах, о которых
трактуют философские дисциплины сообразно тому, что эти вещи познаваемы
благодаря свету естественного рассудка, трактовала и иная наука сообразно тому,
что они познаются благодаря свету божественного откровения. Откуда следует, что
теология, которая относится к священному учению, отличается по своему роду от
той теологии, которая считается частью философии.
Фома Аквинский. Сумма теологии9. Часть I. ВопросI. Статья 1
/ / Тhomas Aquinas. Ореra отпiа. Т. 4. Rо-тае. 1888». Р. 7
.