Т. ГОББС :: vuzlib.su

Т. ГОББС :: vuzlib.su

150
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Т. ГОББС

.

Т. ГОББС

О философии, основы которой я здесь собираюсь изложить, ты,
любезный читатель, не должен думать как о чем-то, при помощи чего можно
раздобыть философский камень, или как о искусстве, которое представлено в
трактатах по метафизике. Фило­софия есть скорее естественный человеческий
разум, усердно изучающий все дела творца, чтобы найти и сообщить бесхитрост­ную
правду об их порядке, их причинах и следствиях. Философия есть дочь твоего
мышления и всей Вселенной и живет в тебе самом, правда, в еще не ясной форме
подобно матери Вселенной в период ее бесформенного начала. Ты должен
действовать, как скульпторы, которые, обрабатывая бесформенную материю рез­цом,
не творят форму, а выявляют ее. Подражай акту творения! Пусть твое мышление
(поскольку ты желаешь серьезно работать над философией) витает над хаотической
бездной твоих рассуж­дений и экспериментов. Все хаотическое должно быть
разложено на составные части, а последние следует отличить друг от друга, и
всякая часть, получив соответствующее ей обозначение, должна занять свое
прочное место. Иными словами, метод должен соот­ветствовать порядку творения
вещей. Порядок же творения был следующим: свет, отделение дня от ночи,
пространство, небеса, чувственно воспринимаемое, человек. Заключительным актом
тво­рения явилось установление закона. Порядок исследования будет, таким
образом, следующим: мышление, определение, простран­ство, созвездия,
чувственное свойство, человек, а после достиже­ния последним зрелости —
гражданин. В первом разделе первой части, озаглавленном «Логика», я зажигаю
свет разума.

Во втором разделе, названном «Первая философия», я разли­чаю
посредством точного определения понятий идеи наиболее об­щих вещей, с тем чтобы
устранить все сомнительное и неясное. Третий раздел посвящен вопросам пространственного
протяжения, т. е. геометрии. Четвертый раздел описывает движение созвездий и,
кроме того, чувственные свойства.

Во второй части всей системы, если на то будет божья воля, я
подвергну рассмотрению природу человека, а в третьей — уже указанный нами
вопрос о гражданине. Я следовал тому методу, который сможешь применить и ты,
если он встретит твое одобре­ние. Ибо я не навязываю тебе ничего своего, а
только предлагаю все твоему вниманию. Каким бы методом ты, однако, ни пользо­вался,
во всяком cлучае я бы усердно рекомендовал твоему вниманию философию, т. е.
стремление к мудрости, недостаток которой в самое недавнее время причинил нам
много страданий. Ибо даже тот, кто стремится к богатству, любит мудрость: ведь
сокровища радуют его лишь потому, что они как зеркало отра­жают его мудрость.
Таким же образом и тот, кого привлекает государственная служба, ищет только
место, где бы он мог проя­вить свою мудрость. Даже падкие на удовольствия люди
пре­небрегают философией только потому, что не знают, какое огром­ное
наслаждение может доставить духу близкое знакомство с пре­краснейшим из миров.
И наконец, если бы я не имел никакого другого основания рекомендовать тебе
философию, то я сделал бы это (учитывая, что человеческий разум в такой же мере
не терпит пустого времени, как природа — пустого пространства) затем, чтобы ты
мог приятно заполнить ею часы досуга и не был вынужден от чрезмерного безделья
мешать людям занятым или сближаться с людьми праздными, что принесло бы вред
тебе самому. Про­щай!

1. Философия, как мне кажется, играет ныне среди людей ту же
роль, какую, согласно преданию, в седой древности играли хлебные злаки и вино в
мире вещей. Дело в том, что в незапамятные времена виноградные лозы и хлебные
колосья лишь кое-где попа­дались на полях, планомерных же посевов не было.
Поэтому лю­ди питались тогда желудями и всякий, кто осмеливался попро­бовать
незнакомые или сомнительные ягоды, рисковал заболеть. Подобным же образом и
философия, т. е. естественный разум, врождена каждому человеку, ибо каждый в
известной мере рас­суждает о каких-нибудь вещах. Однако там, где требуется длин­ная
цепь доводов, большинство людей сбивается с пути и укло­няется в сторону, так
как им не хватает правильного метода, что можно сравнить с отсутствием
планомерного посева. В резуль­тате люди, которые довольствуются желудями
ежедневного опыта и не ищут философии или отвергают ее, обладают, согласно обще­му
мнению, более здравыми понятиями, чем те, кто не придержи­вается общепринятых
мнений, а, нахватавшись сомнительных взглядов, подобно безумцам беспрестанно
дискутирует и спорит, воображая себя необычайно умным. Я, правда, признаю, что
та часть философии, которая трактует о величинах и фигу­рах, прекрасно
разработана. Но, зная, что другие ее части еще не достигли равной степени
развития, я решаюсь лишь развить по мере моих сил немногие элементы всей
философии, как своего рода семена, из которых, как мне кажется, может вырасти
чистая и истинная философия.

Я вполне сознаю, как трудно выбить из головы воззрения,
внедрившиеся и укоренившиеся в ней благодаря авторитету красноречивейших
писателей; эта трудность усугубляется еще и тем, что истинная (т. е. точная)
философия отвергает не только словесные белила и румяна, но и почти всякие
прикрасы. Первые основы всякой науки действительно далеко не ослепляют своим
блеском: они скорее скромны, сухи и почти безобразны.

Но так как среди людей, несомненно, есть и такие, хотя бы их
и было немного, кто во всем стремится к истине и разуму, то я считал своей
обязанностью прийти этим немногим на помощь. Итак, я перехожу к делу и начинаю
с определения понятия философии.

2. Философия есть познание, достигаемое посредством, пра­вильного
рассуждения (recta ratiocinatio) и объясняющее дейст­вия, или явления, из
известных нам причин, или производящих оснований, и, наоборот, возможные
производящие основания — из известных нам действий.

Чтобы понять это определение, нужно учесть, во-первых, что
хотя восприятие и память (способности, которыми человек обла­дает вместе со
всеми животными) также доставляют нам знание, но так как это знание дается нам
непосредственно природой, а не приобретается при помощи правильного
рассуждения, то оно не есть философия.

Во-вторых, следует помнить, что, поскольку опыт целиком
основывается на памяти, а предусмотрительность, или предви­дение будущего,
является не чем иным, как ожиданием вещей, подобных тем, которые уже
встречались нам в нашей практи­ке, предусмотрительность не должна быть
причислена к фило­софии.

Под рассуждением я подразумеваю, учитывая все сказанное,
исчисление. Вычислить — значит найти сумму складываемых ве­щей или определить
остаток при вычитании чего-либо из другого. Следовательно, рассуждать значит то
же самое, что складывать или вычитать. Если кто-нибудь захочет прибавить: и то
же самое, что умножать или делить, то я ничего не буду иметь против этого, так
как умножение есть то же самое, что сложение одинаковых слагаемых, а деление —
то же, что вычитание одинаковых вычита­емых, повторяемое столько раз, сколько
это возможно. Рассужде­ние (ratiocinatio), таким образом, сводится к двум
умственным операциям — сложению и вычитанию.

3. Поясним, однако, с помощью нескольких примеров то, как мы
обычно рассуждаем без слов, т. е. складываем или вычитаем что-либо в уме, в
безмолвно протекающем мышлении. Видя какой-нибудь дальний предмет неясно и не
будучи еще в состоянии определить, что это такое, мы все-таки уже ощущаем в
этом предмете то, в силу чего он называется телом. Подойдя ближе и увидев, что
тот же самый предмет, сохраняя известное положение, находится то в одном, то в
другом месте, мы получим о нем новое представление, благодаря которому назовем
его одушевленным. И если мы затем, подойдя вплотную к такому предмету, увидим
его фигуру, услышим его голос и убедимся в наличии других фактов, являющихся
признаками разумного существа, то у нас об­разуется третье представление, хотя
еще и не выраженное словом, а именно представление, в силу которого мы называем
кого-либо разумным существом. Когда мы, наконец, точно и во всех подроб­ностях
видим весь предмет и узнаем его, наша идея его оказывает­ся сложенной из
предыдущих идей, соединенных в той же после­довательности, в какой язык
складывает в название разумное одушевленное тело, или человек, отдельные имена
— тело, одушевленное, разумное. Точно так же в результате сложения
представлений: четырехугольник, равносторонний, прямоуголь­ный — получается
понятие квадрат. Дело в том, что в нашем уме может сложиться представление
четырехугольник без представле­ния равносторонний, точно так же как
представление равносто­ронний четырехугольник — без представления
прямоугольный. Усвоив себе в отдельности эти представления, наш ум может объе­динить
их в одно понятие, или в единую идею,— квадрат. Таким образом, ясно, как наш ум
образует путем соединения свои пред­ставления. Может происходить и обратное.
Находясь лицом к лицу с каким-либо человеком, мы имеем в уме всю идею его.
Когда же этот человек удаляется и мы следуем за ним только своим взором, то мы
прежде всего теряем идею тех вещей, которые суть признаки разума; однако нашим
глазам еще представляется одушевленное тело, и, таким образом, из всей идеи
человек, т. е. разумное оду­шевленное тело, вычитается идея разумное, в
результате чего ос­тается идея одушевленное тело; немного погодя с увеличением
рас­стояния между нами и удаляющимся мы утрачиваем идею одушев­ленность и у нас
остается только идея тело; наконец, когда уже ничего не видно, вся идея
утрачивается. Эти примеры, как я пола­гаю, в достаточной степени выясняют
сущность той операции ис­числения, которую без слов производит ум.

Не следует поэтому думать, будто операция исчисления в соб­ственном
смысле производится только над числами и будто человек отличается (как,
согласно свидетельству древних, полагал Пифа­гор) от других живых существ
только способностью считать. Нет, складывать и вычитать можно и величины, тела,
движения, вре­мена, качества, деяния, понятия, отношения, предложения и слова
(в которых может содержаться всякого рода философия). Прибав­ляя или отнимая,
т. е. производя вычисление, мы обозначаем это глаголом мыслить (по-гречески
λογιξεσθαι), что означает
также исчислять, или умозаключать
(συλλογιςεσθαι).

4. Действия и явления суть способности, или предрасположе­ния,
тел, на основании которых мы различаем их друг от друга, т. е. познаем, что
одно равно или не равно другому, сходно или не сходно с ним. Если, как в
предыдущем примере, мы достаточно близко подходим к какому-нибудь телу, чтобы
заметить, что оно движется или идет, то мы отличаем его от дерева, колонны и
других известных нам неподвижных тел. Таким образом, присущая живо­му существу
способность к движению является тем свойством, с помощью которого мы отличаем
его от других тел.

5. Как, зная производящее основание, можно прийти к позна­нию
действия, легче всего уяснить себе на следующем примере. Представим себе, что
перед нами плоская фигура, чрезвычайно похожая на фигуру круга. В этом случае
мы на основании простого восприятия не сможем решить, является ли она на самом
деле кругом или нет. Иное дело, если нам известно, как возникла данная фигура.
Предположим, что она была образована путем передвиже­ния по окружности
какого-нибудь тела, один конец которого оставался неподвижным. Зная это, мы
можем сделать следующее умозаключение: передвигаемое тело, все время
сохраняющее одну и ту же длину, образует сначала первый радиус, потом второй,
третий, четвертый и все остальные по очереди; следовательно, линия одной и той
же длины, проведенная из одной и той же точки, будет везде достигать периферии,
т. е. все радиусы будут равны. Мы познаем таким образом, что вышеуказанным
путем возникает фигура, все точки периферии которой удалены от ее единственного
центра одинаково — на длину радиуса.

Подобным же образом мы можем, исходя из данной фигуры,
сделать умозаключение относительно ее если не действительного, то хотя бы возможного
возникновения; познав только что выяснен­ные свойства круга, нам легко
определить, производит ли приве­денное в движение тело круг или нет.

6. Цель, или назначение, философии заключается, таким
образом, в том, что благодаря ей мы можем использовать к нашей выгоде
предвидимые нами действия и на основании наших знаний по мере сил и
способностей планомерно вызывать эти действия для умножения жизненных благ.

Ибо одно преодоление трудностей или открытие наиболее
сокровенной истины не стоит тех огромных усилий, которых тре­бует занятие
философией; я считаю еще менее возможным, чтобы какой-либо человек усердно
занимался наукой с целью обнаружить перед другими свои знания, если он не
надеется достигнуть этим ничего другого. Знание есть только путь к силе. Теоремы
(которые в геометрии являются путем исследования) служат только реше­нию
проблем. И всякое умозрение в конечном счете имеет целью какое-нибудь действие
или практический успех.

7. Однако мы лучше всего поймем, насколько велика польза
философии, особенно физики и геометрии, если наглядно предста­вим себе, как она
может содействовать благу человеческого рода, и сравним образ жизни тех
народов, которые пользуются ею, с образом жизни тех, кто лишен ее благ. Своими
величайшими успехами человеческий род обязан технике, т. е. искусству изме­рять
тела и их движения, приводить в движение тяжести, воз­двигать строения, плавать
по морям, производить орудия для всякого употребления, вычислять движения
небесных тел, пути звезд, календарь и чертить карту земного шара. Какую
огромную пользу извлекают люди из этих наук, легче понять, чем сказать. Этими
благами пользуются не только все европейские народы, но и большинство азиатских
и некоторые из африканских народов. На­родности Америки, однако, равно как и
племена, живущие побли­зости от обоих полюсов, совершенно лишены этих выгод. В
чем причина этого? Разве первые более даровиты, чем последние? Разве не
обладают все люди одной и той же духовной природой и одними и теми же духовными
способностями? Что же имеют одни и не имеют другие? Только философию!
философия, таким обра­зом, является причиной всех этих выгод. Пользу же
философии мо­рали и философии государства можно оценить не столько по тем
выгодам, которые обеспечивают их знание, сколько по тому ущер­бу, который
наносит их незнание. Ибо корень всякого несчастья и всех зол, которые могут
быть устранены человеческой изобре­тательностью, есть война, в особенности
война гражданская. Последняя приносит с собой убийства, опустошения и всеобщее
обнищание. Основной причиной войн является не желание людей воевать, ибо воля
человека всегда стремится к благу или тому, что кажется благом; нельзя
объяснить гражданскую войну и непо­ниманием того, насколько вредны ее
последствия, ибо кто же не понимает, что смерть и нищета — огромное зло.
Гражданская война возможна только потому, что люди не знают причин войны и
мира, ибо только очень немногие занимались исследованием тех обязанностей,
выполнение которых обеспечивает упрочение и сохранение мира, т. е.
исследованием истинных законов граждан­ского общества. Познание этих законов
есть философия морали. Но если люди не изучали такой философии, то разве не
было причиной этого лишь то обстоятельство, что до сих пор у тех, кто
преподавал ее, не существовало ясного и точного метода? Как же иначе понять то,
что в древности греческие, египетские, римские и другие учители мудрости смогли
сделать убедительными для неискушенной в философии массы свои бесчисленные
учения о природе богов, в истинности которых они сами не были уверены и которые
явно были ложны и бессмысленны, а с другой стороны, не смогли внушить той же
самой массе сознания ее обязанностей, если допустить, что они сами знали эти
обязанности? Немногих дошедших до нас сочинений геометров достаточно, чтобы
устра­нить всякие споры по тем вопросам, о которых они трактуют. Можно ли
думать, что бесчисленные и огромные тома, напи­санные моралистами, не оказали
бы подобного действия, если бы только они содержали несомненные и доказанные
истины? Что же другое могло бы быть причиной того, что сочинения одних научны,
а сочинения других содержат только звонкие фразы, если не то об­стоятельство,
что первые написаны людьми, знавшими свой пред­мет, последние же — людьми,
ничего не понимавшими в той науке, которую они излагали, и желавшими только
продемонстрировать свое красноречие или свои научные таланты? Я не отрицаю, что
книги последнего рода все же в высшей степени приятно читать: они в большинстве
случаев очень ярко написаны и содержат много остроумных, полезных и притом
совсем не обыденных мыслей, кото­рые, однако, чаще всего не могут претендовать
на всеобщее при­знание, хотя и высказаны их авторами в форме всеобщности.
Поэтому такие сочинения в различные эпохи и в различных местах могут нередко
служить различным лицам так же хорошо для оправдания злых намерений, как и для
формирования правильных понятий об обязанностях по отношению к обществу и
государству. Основным недостатком этих сочинений является отсутствие в них
точных и твердых принципов, которыми мы могли бы руководствоваться при оценке
правильности или непра­вильности наших действий. Бесполезно устанавливать нормы
пове­дения применительно к частным случаям, прежде чем будут найдены эти
принципы, а также закон и мера справедливости и неспра­ведливости (что до
настоящего момента еще ни разу не было сде­лано). Так как из незнания
гражданских обязанностей, т. е. пауки о морали и государстве, проистекают
гражданские войны, являющиеся величайшим несчастьем человечества, то мы по
праву должны ожидать от их познания огромных выгод. Итак, мы видим, как велика
польза философии, не говоря уже о славе и других утехах, которые она приносит с
собой.

8. Предметом философии, или материей, о которой она трак­тует,
является всякое тело, возникновение которого мы можем постичь посредством
научных понятий и которое мы можем в ка­ком-либо отношении сравнивать с другими
телами, иначе говоря, всякое тело, в котором происходит соединение и
разделение, т. е. всякое тело, происхождение и свойства которого могут быть
познаны нами.

Это определение, однако, вытекает из определения самой фило­софии,
задачей которой является познание свойств тел из их воз­никновения или их
возникновения из их свойств. Следовательно, гам, где нет ни возникновения, ни
свойств, философии нечего делать. Поэтому философия исключает теологию, т. е.
учение о природе и атрибутах вечного, несотворенного и непостижимого бога, в
котором нет никакого соединения и разделения и в котором нельзя себе
представить никакого возникновения.

Философия исключает также учение об ангелах и о всех тех
вещах, которые нельзя считать ни телами, ни свойствами тел, так как в них нет
соединения или разделения большего и меньшего, т. е. по отношению к ним
неприменимо научное рассуждение.

Она исключает также историю, как естественную, так и поли­тическую,
хотя для философии обе в высшей степени полезны (вернее, необходимы), ибо их
знание основано на опыте или авто­ритете, но не на правильном рассуждении.

Она исключает и знание, имеющее своим источником божест­венное
внушение, или откровение, да и вообще всякое знание, которое не приобретено
нами при помощи разума, а мгновенно даровано нам божественной милостью (как бы
через сверхъесте­ственный орган чувства).

Она, далее, исключает не только всякое ложное, но и всякое
плохо обоснованное учение, ибо то, что познано посредством правильного
рассуждения, или умозаключения, не может быть ни ложным, ни сомнительным; вот
почему ею исключается астрология в той форме, в какой она теперь в моде, и тому
подобные проро­ческие искусства.

Наконец, из философии исключается учение о богопочитании, так
как источником такого знания является не естественный разум, а авторитет
церкви, и этого рода вопросы составляют предмет веры, а не науки.

9. Философия распадается на две основные части. Всякий, кто
приступает к изучению возникновения и свойств тел, натал­кивается на два
совершенно различных между собой вида послед­них. Один из них охватывает
предметы и явления, которые назы­вают естественными, поскольку они являются
продуктами приро­ды; другой — предметы и явления, которые возникли благодаря
человеческой воле, в силу договора и соглашения людей и называ­ются
государством. Поэтому философия распадается на филосо­фию природы и философию
государства. Но так как, далее, для того чтобы познать свойства государства,
необходимо предвари­тельно изучить склонности, аффекты и нравы людей, то
философию государства подразделяют обычно на два отдела, первый из кото­рых,
трактующий о склонностях и нравах, называется этикой, а второй, исследующий
гражданские обязанности,— политикой или просто философией государства. Поэтому
мы, предварительно установив то, что относится к природе самой философии,
прежде всего будем трактовать о естественных телах, затем о склонностях и
нравах людей и, наконец, об обязанностях граждан.

10. Может быть, однако, некоторым ученым не понравится
вышеприведенное определение. Так как им никто не мешает начать с собственных
произвольных определений, они могут на ос­новании их делать какие угодно
заключения (хотя, как мне ду­мается, не трудно было бы показать, что данное
мной определе­ние согласуется с общим пониманием всех людей). И вот, для того
чтобы ни для меня, ни для них не было повода к диспу­там, я открыто заявляю,
что намерен здесь излагать только прин­ципы той науки, которая исходя из
причин, производящих какую-нибудь вещь, хочет исследовать ее действия или,
наоборот, на осно­вании познания действий какой-нибудь вещи стремится познать
производящие ее причины. Пусть поэтому те, кто желает другой философии,
определенно знают, что им придется ее искать в другом месте.

Гоббс Т. К читателю. О теле/ / Избран­ные произведения. В 2
т. М., 1964. Т. I. С. 49-60

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяПокупка ламината
    Следующая статьяЛ. ФЕЙЕРБАХ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ