ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Г. В. Ф. ГЕГЕЛЬ
.
Г. В. Ф. ГЕГЕЛЬ
§ 572
Эта наука постольку представляет собой единство искусства и
религии, поскольку внешний по своей форме способ созерцания искусства, присущая
ему деятельность субъективного созидания и расщепления его субстанциального
содержания на множество самостоятельных форм, становится в тотальности
религией. В религии в представлении развертывается расхождение и
опосредствование раскрытого содержания и самостоятельные формы не только
скрепляются вместе в некоторое целое, но и объединяются в простое духовное
созерцание и, наконец, возвышаются до мышления, обладающего самосознанием. Это
знание есть тем самым познанное посредством мышления понятие искусства и
религии, в котором все то, что различно по содержанию, познано как необходимое,
а это необходимое познано как свободное.
§ 573
Соответственно этому философия определяется как познание
необходимости содержания абсолютного представления, а также необходимости обеих
его форм,— с одной стороны, непосредственного созерцания и его поэзии, как
равным образом и объективного и внешнего откровения, которое предполагается
представлением, а с другой стороны, прежде всего субъективного вхождения в
себя, затем также субъективного движения вовне и отождествления веры с
предпосылкой. Это познавание является, таким образом, признанием этого
содержания и его формы и освобождением от односторонности форм, возвышением их
до абсолютной формы, самое себя определяющей как содержание, остающейся с ним
тождественной и в этом тождестве представляющей собой познавание упомянутой
в-себе-и-для-себя-сущей необходимости. Это движение, которое и есть философия,
оказывается уже осуществленным, когда оно в заключении постигает свое
собственное понятие, т. е. оглядывается назад только на свое же знание.
Гегель. Энциклопедия философских наук.
М., 1977. Т. 3. С. 393—394
.