Б. РАССЕЛ :: vuzlib.su

Б. РАССЕЛ :: vuzlib.su

291
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Б. РАССЕЛ

.

Б. РАССЕЛ

ие, называемое «солипсизм», обычно определяется как вера в
то, что только один я существую. Но если оно не истинно, то это уже не учение.
Если оно истинно, оно является утвержде­нием, что я, Бертран Рассел, существую только
один. Но если оно ложно и если я имею читателей, то для вас, читающего эту
главу, оно является утверждением, что существуете вы один. Этот взгляд вытекает
из выводов, к которым мы пришли в предыду­щей главе и которые сводятся к тому,
что все мои данные, по­скольку они суть фактические данные, являются лично
моими и что выводы из одного или больше фактических данных относительно других
фактических данных никогда не являются логически дока­зательными. Эти
заключения приводят к мысли, что было бы ра­зумно сомневаться во всем, кроме
моего собственного опыта, например в мыслях других людей и в существовании
матери­альных объектов, когда я их не вижу. Именно этот взгляд мы и должны
сейчас исследовать.

Мы должны начать с уточнения этого учения и с различения
разнообразных форм, которые оно может принимать. Нам не сле­дует формулировать
его словами: «Я один существую», потому что эти слова не имеют ясного значения,
если это учение не является ложным. Если мир является миром в обычном его
понимании, то есть миром людей и вещей, то мы можем выбрать кого-ни­будь одного
из людей и предположить, что он думает, что он есть вся вселенная. Здесь есть
аналогия с людьми, жившими до Колум­ба, которые верили, что Старый Свет
представляет собой всю сушу, имеющуюся на нашей планете. Но если другие люди и
вещи не существуют, то слово «я» теряет свой смысл, так как оно яв­ляется
исключающим и разграничивающим словом. Вместо выра­жения: «Я есть вся
вселенная» мы должны сказать: «Данные опыта являются всей вселенной». Здесь
«данные» могут быть определены перечислением. Тогда мы сможем сказать: «Этот
перечень полон; больше ничего нет». Или мы можем сказать: «Неизвестно, чтобы
было что-нибудь еще». В этой форме это учение не требует определения сначала
«я», и то, что это учение утверждает, доста­точно определенно для обсуждения.

Мы можем различить две формы солипсизма, которые я буду
называть соответственно «догматическим» и «скептическим». Дог­матический
солипсизм в вышеприведенном утверждении говорит: «Ничего нет, кроме данных опыта»,
а скептический говорит: «Неизвестно, чтобы существовало что-нибудь еще, кроме
данных опы­та». Нет никаких оснований в пользу догматической формы солип­сизма,
поскольку так же трудно опровергать существование чего-либо, как и доказывать
его, когда то, о чем идет речь, есть нечто не данное в опыте. Я поэтому не буду
больше касаться догматиче­ского солипсизма и сосредоточусь на его скептической
форме. Скептическую форму этого учения трудно сформулировать точно. Неправильно
было бы выразить ее, как мы только что сде­лали, словами: «Ничто не известно,
кроме данных опыта», посколь­ку кто-либо другой может знать больше; против этой
формы мож­но привести то же самое возражение, что и против догматиче­ской
формы. Если мы исправим наше выражение, сказав: «Ничто не известно мне, кроме
следующего (приводится перечень опыт­ных данных)», то мы снова введем «я», чего
мы, как мы видели, не должны делать в определении этого учения. Совсем не легко
укло­ниться от этого возражения.

Я думаю, что мы можем сформулировать проблему, с которой
солипсизм имеет дело, так: «Предложения (высказывания) р1, р2 … pn известны
не посредством вывода. Можно ли сделать этот перечень таким, чтобы из него
можно было вывести другие пред­ложения, утверждающие фактические данные?» В
этой форме нам нет необходимости утверждать, что наш перечень полон или он
охватывает все, что кто-либо знает.

Ясно, что если наш перечень всецело состоит из предложений,
утверждающих фактические данные, то ответ на наш вопрос дол­жен быть
отрицательным, и тогда скептический солипсизм прав. Но если наш перечень
содержит что-либо, имеющее природу за­кономерностей, то ответ может быть
другой. Эти закономерности, однако, должны быть синтетическими. Всякое собрание
фактиче­ских данных логически способно быть чем-то целым; в чистой логике любые
два события совместимы, и никакое собрание собы­тий не предполагает
существование других событий.

Но прежде чем идти дальше по этой линии, рассмотрим раз­личные
формы солипсизма.

Солипсизм может быть и более и менее радикальным; когда он
становится более радикальным, он становится и более логич­ным и в то же время
более неправдоподобным. В своей наиме­нее радикальной форме он принимает все
мои психические со­стояния, которые принимаются обыденным здравым смыслом или
ортодоксальной психологией, то есть не только те, которые я непосредственно
осознаю, но также и те, которые выводятся по чисто психологическим основаниям.
Обычно считается, что в любое вре­мя я имею множество слабых ощущений, которых
я не замечаю. Если в комнате имеются тикающие часы, я могу замечать их и даже
раздражаться от их тиканья, но, как правило, я совсем их не замечаю, даже если,
прислушавшись, их легко услышать. В этом случае можно, конечно, сказать, что я
имею слуховые ощущения, которые я не осознаю. То же самое можно сказать в
большинстве случаев об объектах, находящихся на периферии моего поля зрения.
Если это важные объекты, вроде, например, врага с заряженным револьвером, они
очень скоро будут мной замечены и я переведу их в центр моего поля зрения; но
если они неинтересны и неподвижны, я не замечу их. Тем не менее естествен­но
предполагать, что я в каком-то смысле вижу их.

Эти же соображения применимы и к провалам памяти. Если я
загляну в свой старый дневник, я найду там запись о званом обе­де, о котором я
совершенно забыл, но трудно сомневаться в том, что я в свое время имел
переживание, которое с обыденной точ­ки зрения можно было бы описать как
отправление на званый обед. Я верю, что когда-то был ребенком, хотя никаких
следов от это­го периода не сохранилось в моей явной памяти.

Такие выводные психические состояния допускаются наименее
радикальной формой солипсизма. Он отказывается допускать только выводы о
чем-либо другом, кроме меня самого и моих пси­хических состояний.

Это, однако, нелогично. Принципы, необходимые для оправда­ния
выводов, совершаемых от психических состояний, которые я осознаю, к другим
состояниям, которых я не осознаю, совер­шенно те же самые, что и принципы,
необходимые для выводов о физических объектах и о других сознаниях. Если
поэтому мы стремимся к соблюдению логической правильности, которую ищет и
солипсизм, то мы должны ограничиться теми психическими состояниями, которые мы
сейчас осознаем. Будда был доволен тем, что он мог размышлять, когда вокруг
него рычали тигры; но если бы он был последовательным солипсистом, он считал
бы, что ры­чание тигров прекратилось, как только он перестал замечать его.

Таким образом, мы приходим ко второй форме солипсизма,
которая говорит, что вселенная состоит — или, может быть, со­стоит — только из
следующего; и тут мы перечисляем все то, что в этот момент мы воспринимаем или
вспоминаем. А это должно ограничиваться только тем, что я действительно
замечаю, ибо то, что я мог бы заметить, является результатом вывода. В этот мо­мент
я замечаю, что моя собака спит, и, как простой человек, я убежден, что я мог бы
заметить ее в любой момент в течение этого часа, поскольку она все время (как я
верю) находится в ноле моего зрения, но в действительности я ее совершенно не
замечал. Радикальный солипсист должен сказать, что когда в течение этого часа
мой взор рассеянно останавливался на собаке, то во мне ничего в результате
этого не происходило; ибо доказывать, что я имел ощущение, которого я не
заметил, значит допускать запрещенный вывод.

В отношении воспоминаний результаты этой теории оказы­ваются
чрезвычайно странными. Вещи, которые я вспоминаю в один момент, оказываются
совершенно отличными от тех, которые я вспоминаю в другой момент, но
радикальный солипсист должен допустить только те, которые я вспоминаю сейчас.
Таким образом, его мир является миром разрозненных фрагментов, которые пол­ностью
изменяются от момента к моменту,— изменяются, конечно, не по отношению к тому,
что существует сейчас, а по отношению к тому, что существовало в прошедшем.

Но мы еще ничего не сказали о тех жертвах, которые солип­сист
должен принести логике, для того чтобы чувствовать себя в безопасности с этой
стороны. Совершенно ясно, что я могу иметь воспоминание и без того, чтобы
вспоминаемое действитель­но имело место; в качестве логической возможности я
мог начать существовать пять минут назад со всеми теми воспоминаниями, которые
я к тому времени имел. Мы должны поэтому откинуть вспоминаемые события и
ограничить вселенную солипсиста вос­приятиями настоящего, включая те
восприятия, относящиеся к настоящему состоянию сознания, которые оказываются
как будто воспоминаниями. В отношении восприятий настоящего самый строгий
солипсист (если только таковой существует) принимает предпосылку декартовского
cogito * только с оговорками. То,
что он принима
ет, может иметь только следующую форму: «А, В, С…
совершаются (имеют место)». Истолкование А, В, С… как «мыс­лей» никому, кроме
тех, кто отвергает солипсизм, ничего нового не дает. Последовательного
солипсиста отличает то, что он поме­стит в свой перечень предложение: «А имеет
место» только в том случае, если оно не является выводным. Он отвергает как не­состоятельные
все выводы из одного или более предложений фор­мы «А имеет место» других
предложений, утверждающих нали­чие чего-либо, будь оно названо или описано.
Заключения таких выводов, как он считает, могут быть, а могут и не быть
истинными, но в отношении их никогда нельзя знать, что они истинны.

Установив теперь позицию солипсизма, мы должны исследо­вать,
что можно сказать за и против нее.

Аргумент в пользу скептического солипсизма сводится к сле­дующему:
из группы предложений формы: «А имеет место» невоз­можно посредством
дедуктивной логики вывести никакое другое предложение, утверждающее наличие
какого-либо события. Если такой вывод может быть правильным, то он должен
зависеть от какого-либо недедуктивного принципа, вроде принципа причинно­сти
или индукции. Никакой такой принцип не может быть доказан даже в качестве
вероятного посредством дедуктивного доказа­тельства на основании группы
предложений формы «А имеет место». (Ниже я рассмотрю доказательство этого
утверждения.) Например, правомерность индуктивного обобщения не может быть
выведена из хода событий иначе, как при помощи признания индуктивного или
какого-либо другого, равно сомнительного по­стулата. Поэтому если, как считают
эмпирики, все наше позна­ние основано на опыте, то оно должно не только
основываться на опыте, но и ограничиваться опытом; ибо только посредством
признания какого-либо принципа или принципов, которых опыт не может сделать
даже вероятными, можно опытом доказывать что-либо, кроме самого опыта.

Я думаю, что этот аргумент доказывает необходимость выбо­ра
между двумя альтернативами. Или мы должны принять скеп­тический солипсизм в его
наиболее ригористической форме, или должны признать, что мы знаем, независимо
от опыта, какой-то принцип или принципы, посредством которых можно выводить
одни события из других по крайней мере с вероятностью. Если мы принимаем первую
альтернативу, то мы должны отвергнуть го­раздо больше, чем солипсизм, как
обычно думают, отвергает; мы не можем знать о существовании нашего собственного
про­шедшего или будущего или иметь какое-либо основание для ожи­даний,
относящихся к нашему собственному будущему. Если мы принимаем вторую
альтернативу, мы должны частично отвергнуть эмпиризм 39 ; мы должны признать,
что имеем знание относи­тельно некоторых общих черт хода природы и что это
знание, хотя оно и может быть следствием опыта, не может быть логически
выведено из опыта. Мы должны признать также, что если даже мы и имеем такое
знание, то оно все же не является явным; причин­ность и индукция в их
традиционных формах не могут быть впол­не истинными и ни в каком случае не
ясно, чем можно заменить их. Таким образом очевидно, что при принятии любой из
упомя­нутых альтернатив возникают большие затруднения.

Что касается меня, то я отвергаю солипсистскую альтерна­тиву
и принимаю другую. Я признаю — и это весьма существенно для данного вопроса, —
что солипсистская альтернатива не мо­жет быть опровергнута посредством дедуктивного
доказательства, если только мы исходим из того, что я буду называть «гипотезой
эмпиризма», а именно из того, что то, что мы знаем без выводов, состоит
исключительно из пережитого нами в опыте (или, точнее, из переживаемого в
настоящем) и из принципов дедуктивной ло­гики. Но мы не можем знать, истинна ли
гипотеза эмпиризма, поскольку знание этого было бы таким знанием, которое сама
гипотеза запрещает. Это не доказывает ложности гипотезы, но доказывает, что мы
не имеем права утверждать ее ложность. Эмпиризм может быть истинной философией,
но если он действи­тельно истинен, мы все-таки не можем знать этого; те,
которые говорят, что они знают о его истинности, противоречат сами себе. Таким
образом, не существует препятствий ab initio * для отвержения гипотезы эмпиризма.

Что касается солипсизма, то против него следует сказать преж­де
всего, что в него психологически невозможно верить и что его на деле отвергают
даже те, кто думает, что принимает его. Я од­нажды получил письмо от
знаменитого логика, миссис Христины Лэдд Франклин, в котором она писала, что
она солипсист и удив­ляется тому, что нет других солипсистов. Это удивление,
исходя­щее от логика, само удивило меня. Тот факт, что я не верю в ка­кое-либо
положение, еще не доказывает, конечно, ложности его, но доказывает, что я не
искренен и непоследователен, если я де­лаю вид, что верю в него. Декартовское
сомнение имеет цен­ность в качестве средства сделать наше знание более
отчетливым и показать, что от чего зависит, но если им злоупотреблять, то оно
становится просто технической игрой, при которой филосо­фия теряет свою
серьезность. Что бы кто-либо, даже я сам, ни доказывал, я буду верить — и в
этом, конечно, всякий со мной согласится,— что не представляю собой всей
вселенной, если я прав в своем убеждении, что существуют и другие люди, кроме
меня.

Самой важной частью доказательства солипсизма является то,
что он приемлем только в наиболее радикальной своей форме. Существуют различные
половинчатые, компромиссные взгляды, которые не являются полностью неприемлемыми
и которые раз­делялись многими философами. Из них наименее радикальным является
взгляд, что никогда не будет достаточных оснований для утверждения
существования чего-либо не вошедшего в чей-либо опыт; из этого мы — вместе с
Беркли — можем вывести не­реальность материи и сохранить реальность духа. Но
этот взгляд, поскольку он допускает опыт других, кроме меня, людей и по­скольку
этот опыт других людей может быть известен мне только посредством вывода,
считает, таким образом, возможным на основании существования одних событий
заключать о сущест­вовании других; а если это допускается, то нет никаких ос­нований
требовать, чтобы события, о которых делаются выводы, непременно входили в
чей-либо опыт. Точно такие же соображе­ния применимы и к той форме солипсизма,
который верит, что носитель опыта имеет прошедшее и вероятное будущее; эта вера
может быть оправдана только признанием принципов вывода, что ведет к
необходимости отвергнуть всякую форму солипсизма.

Мы, таким образом, вынуждены прийти к двум крайним ги­потезам,
как единственно возможным с логической точки зре­ния. Или, с одной стороны, мы
знаем принципы недедуктивного вывода, которые оправдывают нашу веру не только в
существова­ние других людей, но и в существование всего физического мира,
включая такие его части, которые никогда не воспринимаются, а только выводятся
из их действий; или, с другой стороны, мы ограничены тем, что можно назвать
«солипсизмом момента», согласно которому все мое знание ограничивается тем, что
я в дан­ный момент замечаю, с исключением моего прошлого и вероят­ного
будущего, а также и всех тех ощущений, на которые в данный момент я не обращаю
внимания. Я не думаю, что найдется человек, который, ясно осознав эту
альтернативу, честно и иск­ренне выберет вторую гипотезу.

Но если солипсизм момента отвергается, то мы. должны поста­раться
раскрыть, что представляют собой синтетические принципы вывода, благодаря
знанию которых оправдываются наши науч­ные и обычные верования в их широком
значении. К этой задаче мы обратимся в шестой части этой книги. Но сначала
уместно будет сделать, с одной стороны, обзор данных, а с другой — обзор
научных верований, истолкованных в их наименее доступ­ной сомнению форме.
Благодаря анализу результатов этого обзора мы можем надеяться раскрыть предпосылки,
которые — со­знательно или бессознательно — принимаются в научных рас­суждениях.

 Рассел Б. Человеческое познание.

 М., 1957. С. 208-214

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяНотификация ФСБ
    Следующая статьяИ. КАНТ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ