Раздел седьмой. КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ :: vuzlib.su

Раздел седьмой. КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ :: vuzlib.su

62
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Раздел седьмой. КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

.

Раздел седьмой. КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ
ЯВЛЕНИЕ

1. Феномен культуры: общая характеристика

1 «Тотем и табу» — работа 3. Фрейда, 1913 (русский перевод
1923).—292

2 Idem per idem (лат.) —то же через то же. Логическая ошибка
в опреде­лении. — 304

3 Obscurum per obscurius (лат.) — объяснять неясное еще
более неясным. — 304

4 Классицизм — стиль и направление в литературе и искусстве
XVII — нач. XIX в., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному
образцу.— 307

5 Барокко — основное стилевое направление в искусстве Европы
и Америки конца XVI — середины XVIII в. Стилю свойственны контрастность,
напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и
пышности, совмеще­нию реальности и иллюзии, слиянию искусств. — 307

6 Славянофилы — представители одного из направлений русской
обществен­ной мысли середины XIX в. Выступали за принципиально отличный от
западно­европейского путь развития России на основе ее самобытности;
противостояли западникам.— 309

2. Наука и искусство как формы культуры

7 Речь идет о книге Д. Штрауса «Жизнь Иисуса».— 328

8 Тэн И. «Философия искусства».— 336

9 «Искусство для искусства» — название ряда эстетических
концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость
искус­ства от политики и общественных требований. Идеи «искусства для
искусства» оформились в теорию в середине XVIII в. во многом как негативная
реакция на утилитаризм буржуазных общественных отношений (Т. Готье, группа «Пар­нас»
во Франции).—340

3. Нравственные аспекты культуры

10 Homo homini dens est (лат.) — человек человеку — бог. —
364

11 Гнозис (лат.)—познание.—366

4. Социокультурная роль религии

12 Quia (лат.) — так как.— 376

13 См.: Аристофан. Облака. 368—407.— 378

14 Ср.: Лактанций. Divinus Institutiones (Божественные
установления), III, 24; Августин. О граде божьем (De Civitas Dei). XVI, 9.—378

15 Второзаконие, XXV11I, 15—30.—382

16 Имеется в виду судебный процесс против маршала Марийяка,
органи­зованный по приказу французского короля Людовика XIII (1610—1643) и
карди­нала Ришелье (1624—1642) — всесильного первого министра.— 384

17 Бузирис — легендарный древнеегипетский царь, убивавший
всех попадав­ших в его страну чужеземцев и приносивший их в жертву богам.—385

18 Речь идет о Ф. М. Достоевском. В статье «Достоевский и
отцеубийство» 3. Фрейд представляет Достоевского сторонником воззрений такого
рода.— 395

19 Суд над учителем биологии Д. Скопсом в Дейтоне (штат Теннесси)
в июле 1925 г. Религиозные фундаменталисты привлекли учителя к уголовной
ответст­венности за то, что в нарушение закона штата он преподавал теорию
эволюции Дарвина в школе. Процесс получил широкую известность как пример
столкно­вения научного знания и религиозного фундаментализма с его буквальным
истол­кованием «творения в шесть дней».— 396

20 Речь идет о вендетте, форме кровной мести,
распространенной на Кор­сике, которая заключается в праве и обязанности
родственников отомстить за убийство сородича, совершенное членом другого рода.
Месть распростра­няется не только на самого убийцу, но и на его родственников.—
397

21 Августинианство — учение Блаженного Августина. — 399

22 Ex nihilo (лат.) — из ничего.— 399

23 Окказионализм — направление в европейской философии XVII
b., утверждав­шее принципиальную невозможность взаимодействия души и тела без
прямого вмешательства бога в каждом отдельном случае. Окказионализм исходил из
дуа­листической философии Декарта и картезианства. Главные представители: А,
Гейлинкс и Н. Мальбранш, В философии Г. Лейбница окказионализм перерабо­тан в
учение о предустановленной гармонии.— 399

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ