Раздел восьмой. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ :: vuzlib.su

Раздел восьмой. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ :: vuzlib.su

66
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Раздел восьмой. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

.

Раздел восьмой. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

1. Направленность и основные этапы исторического процесса.
Идеал общественного устройства

1 Пропуск в тексте. Смысл может быть восстановлен
приблизительно так: «или в данном случае возможны некоторые исключения?».—408

2 Пословица приписывалась Пифагору.— 409

3 Иначе судит Платон (Legg. 670 с.): «…смешна толпа в
своем мнении, будто она достаточно распознает, что гармонично и ритмично и что
нет…» В духе Аристо­теля выражается комедиограф Кратин (FCG II, 192): «Привет
тебе, толпа великая, не вовремя смешливая, в день после праздника ты нашей мудрости
из всех судья отменный».— 410

4 По предположению С. А. Жебелева, Аристотель имеет в виду
Платона (Polit. 291 d). Отрицает такую возможность Зуземиль.—414

5 Т. е. поочередно властвовать и подчиняться.—417

6 С. А. Жебелев, следуя Виламовицу-Меллендорфу, исключает из
текста слова ё oligakis (или немного раз).—417

7 Имеется в виду вознаграждение за участие в народном
собрании и в суде. — 417

8 Народ означает здесь «народное собрание».—418

9 Все последующее до конца главы Иммиш вслед за Зуземилем
заключает в квадратные скобки.— 418

10 В рукописном тексте — «не имея в своем распоряжении…».
С. А. Жебелев вслед за рядом издателей принимает здесь поправку Бойезена,
исключающего из текста отрицание «не» (me).—419

11 Вместо «и не заботятся о делах посторонних» можно
перевести также «и не жаждут чужого». — 419

12 Это место иногда понимают в том смысле, что на должности
выбирают людей, которые могут, благодаря своим материальным средствам,
подобающим образом отправлять должностные обязанности.— 420

13 Согласно учению Эпикура, мельчайшие частицы мира — атомы,
которые разделяет пустота. Их многочисленные случайные столкновения и
соединения в конце концов могут привести к возникновению той или иной вещи.
Кант ирони­зирует по поводу мнений тех, кто полагал, что наступление идеальных
отношений между государствами может быть делом случая, в частности результатом
одной лишь доброй воли или разумности правителей.— 442

14 О преимуществах «состояния дикости» Ж. Ж Руссо рассуждает
в своих сочинениях «О причинах неравенства между людьми» и «Об общественном
договоре, или Принципы политического права».— 443

15 Хилиазм (от древнегреч. chilias—тысяча)—в христианской
теологии и религии учение о тысячелетнем царстве праведников после «второго
пришест­вия» Христа.— 444

16 Libre—penseur (фр.)—свободомыслящий, вольнодумец.—463

17 Писарев в ряде работ высказал отрицательное отношение к
тенденциозности Маколея, полагая, что в его работах слишком много «лиризма», т.
е. предвзятого морализаторства. Впрочем, в статье «Идеализм Платона», заявляя:
«Трудно быть субъективнее Маколея…», Писарев тем не менее отказывался
упрекать его в пристрастии и узкой односторонности.—465

18 В тексте «Русского слова» за этим следовало:
«исторического деятеля: я честнее такого-то». — 465

19 «Атлантида», точнее, «Новая Атлантида» (1624 г., первый русский пере­вод с французского появился в 1821 г.) — незаконченная утопическая повесть английского философа Ф. Бэкона (1561—1626), центральное место в которой
занимает описание научно-технических достижений общества «Соломонова дома» —
замкнутой ученой корпорации идеального государства. — 467

20 Троица — один из основных догматов христианства, согласно
которому бог един по своей сущности, но существует в трех «ипостасях»:
бог-отец, бог-сын и святой дух. Термин появился в конце II в. Догмат о Троице
закреплен на 1-м (325) и 2-м (381) Вселенских соборах.—468

21 Доктринеры — группа умеренных буржуазных либералов,
игравшая видную роль в политической жизни Франции в эпоху Реставрации.
Доктринеры были ярыми противниками демократии и республики, отрицали принципы
революции и ее правомерность, но признавали новый гражданский порядок, т. е.
новый, буржуаз­ный экономический строй.— 476

22 Костанжогло — персонаж из второй части «Мертвых душ» Н.
В. Гоголя.— 476

23 См.: Гельвеций К. А. О человеке, его умственных
способностях и его воспитании. М., 1938. С. 336.— 477

24 Имеется в виду персонаж шеститомного романа Ф. Рабле
«Гаргантюа и Пантагрюэль».— 496

25 Оперная драматургия немецкого композитора Р. Вагнера
опирается на скандинавскую мифологию. Вальгалла — чертог мертвых, дворец, куда
после смер­ти попадают павшие в битве воины и где они продолжают прежнюю
героиче­скую жизнь. — 497

2. Глобальные проблемы цивилизации

26 Ортега имеет в виду стремление Ницше выразить
специфические интуи­ции философии жизни через понятия, отражающие голос крови,
язык тела и т. д. — 520

27 Неолит — новый каменный век, период (ок. VIII—III в. до
н. э.) перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к
производящему (земле­делие, скотоводство), хотя присвоение продолжало играть
большую роль. — 525

28 Sui generis (лат.) —своего рода. — 528

29 «Eppur si muove!» (итал.) — «А все-таки она вертится!»
Слова, припи­сываемые легендой Галилею и якобы сказанные им, когда он 21 июня 1633 г. выходил из судилища инквизиции после своего вынужденного отречения от прин­ципа вращения
Земли вокруг Солнца.— 534

30 Weltanschauung (нем.) — мировоззрение.—536

31 И наоборот: он по-настоящему универсализируется, лишь
сверхперсонализируясь. В этом все различие (и двусмысленность) между подлинным
и лож­ным мистицизмом, будь он политический или религиозный. Ложный мистицизм
уничтожает человека, тогда как подлинный завершает его посредством «утраты в
большем, чем он сам».— Прим. автора.— 538

32 Ясперс имеет в виду драматургию Иоганна Фридриха Шиллера
(1759 1805), пронизанную мятежным стремлением к свободе, утверждением
человеческого достоинства, ненавистью к феодальным порядкам.— 548

33 Автор подразумевает дидактическую поэму Лукреция Кара «О
природе вещей» — систематическое изложение материалистической философии древно­сти.—
549

34 Римский клуб — международная общественная организация,
созданная с целью углубить понимание особенностей развития человечества в эпоху
научно-технической революции. Основан в 1968 г. Итальянский экономист А. Печчеи был председателем Римского клуба в 1968—1987 гг.—564

35 Молох — в библейской мифологии грозное и жестокое
божество, для задабривания которого сжигали малолетних детей. В переносном
смысле — страшная, ненасытная сила, требующая человеческих жертв.— 574

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ