Сноски :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Загрузка...
Сноски

.

Сноски

[1] Напомним, почти все страны Европы прошли в ХХ в. через эпоху авторитарных режимов, среди которых были такие, как Франко в Испании, Салазар в Португалии, «черные полковники» в Греции, Пилсудский в Польше, Муссолини в Италии.

[2] С философами этого направления Апеля также связывает то, что основную часть своего творческого пути Апель жил и преподавал во Франкфуртском университете.

[3] Апель был одним из первых, тогда еще совсем молодых преподавателей, введших Хабермаса в мир философских идей. Иногда говорят об «ученичестве» Хабермаса у Апеля. Ученичеством их отношения можно назвать только условно (скорее в возрастном, чем в идейном смысле), тем не менее, Хабермас никогда не скрывал, что исходные идеи своих построений заимствовал у Апеля. См. Habermas J., Ein Baumeister mit hermeneutischem Gespür: Der Weg des Philosophen Karl-Otto Apel. // Reese-Schäfer W., K.-O. Apel zur Einführung. Hamburg, 1990. С. 137-149.

[4] Первая докторская диссертация: „Dasein und Erkennen: eine erkenntnistheoretische Interpretation der Pholosophie M. Heideggers“, 1950 („Бытие и познание: теоретико-познавательная интерпретация философии М. Хайдеггера“, неопубликована). Вторая диссертация для хабилитации: „Die Idee der Sprache in der Tradition des Humanismus von Dante bis Vico“, Bonn, 1963 („Идея языка в традиции гуманизма от Данте до Вико“).

[5] См. Apel K.-O., Rezension zu: H.-G. Gadamer, Wahrheit und Methode. Tübingen, 1960. // Hegel-Studien 2, 1963. С. 314-322; Он же, Heideggers philosophische Radikalisierung der „Hermeneutik“ und die Frage nach dem „Sinnkriterium“ der Sprache. // Apel K.-O., Transformation der Philosophie. 2 Bde., Frankfurt a.M. 1973. Bd. 1. С. 276-335.

[6] Apel K.-O., Transformation der Philosophie, 2 Bde., Frankfurt am Main, 1973.

[7] Автобиография Апеля (неопубликовано). Передана во время личной встречи автора диссертации с К.-О. Апелем в ходе пребывания последнего в Москве по приглашению философского факультета МГУ в 2001 г.

[8] Публикации о Канте составляют заметную часть философского наследия Апеля. См. Kant, Hegel und das aktuelle Problem der normativen Grundlagen von Moral und Recht. // Apel K.-O., Diskurs und Verantwortung. Das Problem des Übergangs zur postkoventionellen Moral. Frankfurt a. M., 1988. С. 69-103.

[9] Строго говоря, философское понятие дискурса возникло во французском структурализме и постструктурализме и вообще в лингвистической традиции, но там оно имело совершенно другой смысл – релятивизации методологического и рационалистического подхода структурализма к изучению текстов.

[10] См. Gottschalk-Mazouz N., Diskursethik. Theorien, Entwicklungen, Perspektiven. Berlin, 2000. С. 15.

[11] См. Hösle V., Die Krise der Gegenwart und die Verantwortung der Philosophie. München, 1994. С. 114.

[12] Хабермас вспоминал об Апеле: «Даже вне собственных семинаров Апель стал для нашего узкого круга философским учителем. Что нас привязывало к нему, очаровывало с тех пор … много поколений студентов: а именно, то обстоятельство, что в его личности воплощался сам предмет философии». Habermas J., Ein Baumeister mit hermeneutischem Gespür: Der Weg des Philosophen Karl-Otto Apel. // Reese-Schäfer W., K.-O. Apel zur Einführung. Hamburg, 1990.  С. 139.

[13] Hösle V., Die Krise der Gegenwart und die Verantwortung der Philosophie. München, 1994. С. 111.

[14] Вот как характеризовал немецкий исследователь Гронке позицию двух корифеев дискурсивной этики: «В то время как Хабермас упрямо сохраняет теоретическую позицию реконструктора нашего дотеоретического аргументативного и поведенческого знания и корректирует, дополняет или меняет свой подход в той мере, в какой ему угрожает ускользание фактической когерентности с «лучшими» теориями социальных наук, то Апель принимает роль сократического наблюдателя, который прочно держится за рефлексивное дискурсивное знание, предъявляющее себя как философски неоспоримое». Gronke H., Apel versus Habermas: Zur Architektonik der Diskursethik. // Dorschel A. (Hrsg.), Transzendentalpragmatik. Frankfurt a.M., 1994. С. 274.

[15] Böhler D., Rekonstruktive Pragmatik: Von der Bewußtseinsphilosophie zur Kommunikationsreflexion: Neubegründung der praktischen Wissenschaften und Philosophie. Frankfurt a.M., 1992; Он же, Metakritik der Marxschen Ideologiekritik. Frankfurt a.M., 1971; Kuhlmann W., Reflexive Letzbegründung. Untersuchungen zur Transzendentalpragmatik. Freiburg/München, 1985; Kuhlmann W. (Hrsg.), Moralität und Sittlichkeit. Das Problem Hegels und die Diskursethik. Frankfurt a.M., 1986; Kuhlmann W., Böhler D. (Hrsg,), Kommunikation und Reflexion. Zur Diskussion der Transzendentalpragmatik. Antworten auf Karl-Otto Apel. Frankfurt a.M., 1982; Kuhlmann W., Harpers J.-K. (Hrsg.), Zur Relevanz der Diskursethik. Münster, 1997.

[16] Hösle V., Die Krise der Gegenwart und die Verantwortung der Philosophie. München, 1994; Он же, Hegels System. Der Idealismus der Subjektivität und das Problem der Intersubjektivität. 2 Bde., Hamburg, 1987; Он же, Praktische Philosophie in der modernen Welt. München, 1992; Хёсле В. Трансцендентальная прагматика как фихтеанство интерсубъективности // Философская и социологическая мысль, Киев, №2, 1992; Он же, Философия и экология. М., 1993.

[17] Ulrich P., Transformation der ökonomischen Vernunft: Fortschrittsperspektiven der modernen Industriegesellschaft. Stuttgart, 1993; Он же, Die Grossunternehmung als quasi-öffentliche Institution. Eine politische Theorie der Unternehmung. Stuttgart, 1977; Он же, Die Weiterentwicklung der ökonomischen Rationalität. Zur Grundlegung der Ethik der Unternehmung. // Biervert B., Held M. (Hrsg.), Ökonomische Theorie und Ethik. Frankfurt, 1987; Он же, Kommunikative Rationalisierung – ein neuer Rationalisierungstyp jenseits der technikgestützten Systemsteuerung. // Ulrich P., Rock R., Witt F.  (Hrsg.), Strukturwandel der Dienstleistungsrationalisierung. Frankfurt, 1990; Ulrich P., Fluri E., Management. Eine konzentrierte Einführung. Bern, 1992; Kettner M. (Hrsg.), Hegels sinnliche Gewißheit. Diskursanalytischer Kommentar. Frankfurt, 1990; Apel K.-O., Kettner M. (Hrsg.), Zur Anwendung der Diskursethik in Politik, Recht und Wissenschaft. Frankfurt a.M., 1992; Kettner M. (Hrsg.), Angewandte Ethik als Politikum. Frankfurt, 2000; Kettner M., Brunkhorst H. (Hrsg.), Globalisierung und Demokratie. Frankfurt, 2000; Apel K.-O., Kettner M. (Hrsg.), Mythos Wertfreiheit? Neue Beiträge zur Objektivität in den Sozial- und Humanwissenschaften, Frankfurt, 1994.

[18] Dorschel A. (Hrsg.), Transzendentalpragmatik. Frankfurt a.M., 1994; Gottschalk-Mazouz N., Diskursethik. Theorien, Entwicklungen, Perspektiven. Berlin, 2000; Cortina A., Razo´n communicativa y responsiblidad solidaria. E´thica y politica en K.-O. Apel. Salamanka, 1985; Schelkshorn H., Diskurs und Befreiung. Studien zur philosophischen Ethik von K.-O. Apel und E. Düssel, Amsterdam, 1997.

[19] См. Albert H.,  Transzendentale Träumereien.  Karl-Otto Apels Sprachspiele und sein hermeneutischer Gott. Hamburg, 1975; Lubbe H., Die monologische Struktur des kategorischen Imperativs und Fichtes Korrektur der Diskursethik. // Zeitschrift für philos. Forschung 40. C. 90-103; Höffe O., Ist die transzendentale Vernunftkritik m der Sprach-philosophie aufgehoben? Eine programmatische Auseinander­setzung mit Ernst Tugendhat und Karl-Otto Apel. // Philo­sophisches Jahrbuch 1984 / 9, C. 250-272.

.

Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.