Сноски :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Загрузка...
Сноски

.

Сноски

[1] Арутюнова Н.Д., Дискурс. // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 136-137.

[2] Fillmore Ch., Pragmatics and the description of discourse // Berkeley studies in syntax and semantics, v.1, Berk. (Calif.), 1974; Discours and communication, ed. by T. van Dijk; Handbook of discourse analysis, ed by T.van Dijk, v.1-4, L., 1985; ван Дейк Т.А., Язык, познание, коммуникация. М., 1989.

[3] «Название «дискурсивной этики» указывает, во-первых, на особую форму коммуникации – аргументативный дискурс – как медиум конкретного обоснования норм, во-вторых, на то обстоятельство, что аргументативный дискурс, а никакая другая форма жизненной коммуникации – содержит рациональное априори обоснования для принципа этики… Из этого понятно, что, говоря о дискурсивной или коммуникативной этике, не следует иметь в виду лишь специальной этики дискурсов или языковой коммуникации». Apel K.-O., Diskursethik als Verantwortungsethik. Eine Postmetaphysische Transformation der Ethik Kants. // Fornet-Betancourt R. (Hrsg.), Ethik und Befreiung. Dokumentation zur Tagung: Philosophie der Befreiung: Begründungen von Ethik in Deutschland und Lateinamerika. Aachen, 1990. С. 10.

[4] Развитие этой логики заметно по структуре «Трансформации философии», которая завершается – после многочисленных анализов философии языка - статьей «Априори коммуникативного сообщества и основания этики».

[5] Apel K.-O., Diskurs und Verantwortung. Das Problem des Übergangs zur postkoventionellen Moral. Frankfurt a. M., 1988; Apel K.-O., Böhler D., (Hrsg.), Funkkoleg Praktische Philosophie/Ethik: Reader, 2 Bde. Frankfurt/a.M., 1980; Apel K.-O., The Response of Discourse Ethics. Leuven, 2001.

[6] Baumgartner H.-M., Die argumentationstheoretische Uneinholbarkeit der praktischen Vernunft. Bemerkungen zu problematischen Aspekten einer letzbegründeten Diskursethik. // Irrgang B., Lutz-Bachmann (Hrsg.), Begründung von Ethik, Würzburg, 1990. С. 149; Wellmer A., Ethik und Dialog. Frankfurt, 1999. С. 100-106.

[7] Jäger W., Repräsentative Demokratie oder Gelehrtenrepublik? // Oberndörger D., Jäger W. (Hrsg.), Die neue Elite. Eine Kritik der kritischen Demokratietheorie. Freiburg. a.B., 1973; Steinvorth U., Klassische und moderne Ethik, Grundlinien einer materialen Moraltheorie. Hamburg, 1990.

[8] См. Höffe O., Kantische Skepsis gegen die transzendentale Kommunikationsethik // Kuhlmann W., Böhler D. (Hrsg,), Kommunikation und Reflexion. Zur Diskussion der Transzendentalpragmatik. Antworten auf Karl-Otto Apel. Frankfurt a.M., 1982; Höffe O., Ist die transzendentale Vernunftkritik in der Sprachphilosophie aufgehoben? Eine programmatische Auseinandersetzung mit Ernst Tugendhaft und Karl-Otto Apel. // Philosophisches Jahrbuch 9. С. 250-272; Bucher A., Grenzen der Diskursethik – Ethik zwischen methodischem Solipsismus und dialogischer Intersubjektivität. // Fornet-Betancourt R. (Hrsg.), Ethik und Befreiung. Dokumentation zur Tagung: Philosophie der Befreiung: Begründungen von Ethik in Deutschland und Lateinamerika. Aachen, 1990. С. 41 - 58.

[9] Jabermas J., Erläterungen zur Diskursethik. Frankfurt a.M., 1991. С. 184-197.

[10] Кант И., О мнимом праве лгать из человеколюбия. // Кант И., Сочинения в 8 тт. Т. 8., Москва, 1994.

[11] Ср. Ю. Хабермас: „Я понимаю нормативную правильность как аналогичную истинностному притязанию на значимость. В этом смысле мы говорим о когнитивистской этике». Habermas J., Moralität und Sittlichkeit. Treffen Hegels Einwände gegen Kant auch auf die Diskursethik zu? // Kuhlmann W. (Hrsg.), Moralität und Sittlichkeit. Das Problem Hegels und die Diskursethik. Frankfurt a.M., 1986, С. 17

[12] Apel K.-O., Grenzen der Diskursethik? Versuch einer Zwischenbilanz. // Zeitschrift für philosophische Forschung, 40, 1986. С. 4.

[13] Apel K.-O., Diskurs und Verantwortung. Das Problem des Übergangs zur postkoventionellen Moral. Frankfurt a. M., 1988. С. 19.

[14] „Его интеллектуальная страсть, - писал Ю. Хабермас, - питалась из моральных влечений, на которых не лежало и тени двусмысленности; он принадлежал к тем, кто не уклонялся посредством смутных формул ситуационной этики от того, чтобы выставить счет за моральную катастрофу сороковых годов». Habermas J., Ein Baumeister mit hermeneutischem Gespür: Der Weg des Philosophen Karl-Otto Apel. // Reese-Schäfer W., K.-O. Apel zur Einführung. Hamburg, 1990. С. 138.

[15] Meadows u.a. Die Grenzen des Wachstums. Bericht an den Club of Rome. Stuttgart, 1990 (Медоуз Д. и др. Пределы роста. М., 1991); Weizsäcker E.U., Erdpolitik. Darmstadt, 1992; Simonis U.E., Weltumweltpolitik. Grundriss und Bausteine eines neuen Politikfeldes. Berlin, 1999; United Nations Environment Programme (UNEP): GEO 2000. Global Environment Outlook. London, 2000; Wissenschaftlicher Beirat Glabale Umweltver’nderungen (WBGU): Welt im Wandel. 1994 / 1996/1997; Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985; Пестель Э. За пределами роста. М., 1988.

[16] Apel K.-O., Diskurs und Verantwortung. Frankfurt a. M., 1988. С. 20.

[17] См. Apel K.-O., A Planetary Macroethics for Humankind: The Need, the Apparent Difficulty, and the eventual Possibility. // Deutsch E. (ed.), Culture and Modernity: East-West-Philosophical Perspectives. Honolulu, 1991.

[18] В основе веберовской концепции лежит, по мнению Апеля, не столько критика христианской, сколько кантианской индивидуальной этики. Методологическую основу веберианства Апель видит в неокантианстве с его разделением объективного мира и мира ценностей. См. Apel K.-O., Läßt sich ethische Vernunft von strategischer Zweckrationalität unterscheiden? Zum Problem der Rationalität sozialer Kommunikation und Interaktion. // Apel K.-O., Reijen W.v. (Hrsg.) Rationales Handeln und Gesellschaftstheorie. Bochum, 1984. С. 32-41.

[19] Jonas, Hans, Das Prinzip Verantwortung. Versuch einer Ethik für die technologische Zivilisation. Franfurt a.M., 1979; Он же, Technik, Medizin und Ethik. Zur Praxis des Prinzips Verantwortung. Frankfurt, 1982; Он же, Dem bösen Ende näher. Gespräche über das Verhältnis des Menschen zur Natur, Frankfurt, 1993.

[20] Apel K.-O., Diskurs und Verantwortung. Frankfurt a. M., 1988. С. 7.

[21] Там же. С. 9.

[22] Там же. С. 179.

[23] Там же. С. 216.

.

Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.