Сноски :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Загрузка...
Сноски

.

Сноски

[1] Apel K.-O., Diskursethik als Verantwortungsethik. Eine Postmetaphysische Transformation der Ethik Kants. // Fornet-Betancourt R. (Hrsg.), Ethik und Befreiung. Dokumentation zur Tagung: Philosophie der Befreiung: Begründungen von Ethik in Deutschland und Lateinamerika. Aachen, 1990. С. 18.

[2] Там же. С. 24.

[3] См. Apel K.-O., Diskursethik vor der Problematik von Recht und Politik: Können die Rationalitätsdifferenzen zwischen Moralität, Recht und Politik selbst noch durch die Diskursethik normativ-rational gerechtfertigt werden? // Он же, Zur Anwendung der Diskursethik in Politik, Recht und Wissenschaft. Frankfurt a.M., 1992. С. 60-61. Подразделение части Б на две составляющие Апель ввел только в поздних работах. Это было ответом на упреки в неспособности в рамках дискурсивной этики проводить различие между правовыми и моральными нормами. Несмотря на то, что Апель пытается обосновать это «видовое» различение, с точки зрения дискурсивной теории, это различение не носит принципиального характера.

[4] См. Schelkshorn H., Diskurs und Befreiung. Studien zur philosophischen Ethik von K.-O. Apel und E. Düssel, Amsterdam, 1997. С. 38-42.

[5] Habermas J., Vorstudien und Ergänzungen zur Theorie kommunikativen Handelns. Frankfurt a.M., 1984. С. 103.

[6]  Apel K.-O., Notwendigkeit, Schwierigkeit und Möglichkeit einer philosophischen Begründung der Ethik im Zeitalter der Wissenschaft. // Kanellopoulos P. (Hrsg.), Festschrift für K.Tsatsos. Athen, С. 264.

[7] Habermas J., Moralität und Sittlichkeit – Wa macht eine Lebensform „rational“? // Schnädelbach H. (Hrsg.), Ratinalität, Frankfurt. a.M., 1984. С. 219.

[8] Uh формулируется Апелем следующим свободным образом: «Действуй только согласно максиме, от которой ты можешь ожидать, на основе реального достижения согласия со всеми заинтересованными или их адвокатами или – в качестве замены – путем соответствующего мысленного эксперимента, что следствия и действия, которые по-видимому возникнут из их всеобщего следования для удовлетворения интересов каждого отдельного заинтересованного, могут быть без принуждения приняты в реальном дискурсе всех заинтересованных». Apel K.-O., Diskurs und Verantwortung. Das Problem des Übergangs zur postkoventionellen Moral. Frankfurt a. M., 1988. С. 123.

[9] С точки зрения Апеля, неверно не то, что индивид может перестать быть моральным, если он один, а то, что могут существовать моральные нормы, если нет коллективной инстанции, их признающей.

[10] Нерожденные дети не могут рассматриваться как разумные индивиды и потому не могут участвовать в этом качестве в дискурсах о своей судьбе (в связи с проблемой абортов). Однако как потенциально полноценные личности, отстаивающие интересы своего выживания, они имеют право на представительство в этих дискурсах. См. Apel K.-O., The Ecological Crisis as a Problem of Discourse Ethics. // Oefsti A. (ed.) Ecology and Ethics. A Report from the Melbu Conference, 18-23 July 1990. Vitenskap, 1990. C. 226.

[11] Ср. установленное Хабермасом различение между монологической (кантовской) и диалогической (дискурсивнотеоретической) версиями высшего морального принципа в «Реконструкции исторического материализма»: Habermas J., Zur Rekonstruktion des historischen Materialismus. Frankfurt, 1976. С. 84 и далее.

[12] См. Gottschalk-Mazouz N., Diskursethik. Theorien-Entwicklungen-Perspektiven. Berlin 2000. С. 30-39.

[13] Апель K.-O., Diskurs und Verantwortung. Frankfurt a. M., 1988. С. 274 .

[14] Steinvorth U., Klassische und moderne Ethik: Grundlinien einer materialen Moraltheorie. Hamburg, 1990. С. 81-118. Штейнфорт, как и большинство критиков, убеждены в ограниченности поля действия дискурсивной этики и принципиальной неспособности принципа консенсуса служить как моральным критерием, так и средством разрешения этических конфликтов.

.

Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.