2.3.  Институциональное измерение коммуникативного сообщества :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Загрузка...
2.3.  Институциональное измерение коммуникативного сообщества

.

2.3.  Институциональное измерение коммуникативного сообщества

Дискурсивный принцип консенсуса предлагает критерий для определения moral point of view и подходит для разрешения – в принципе – всех, особенно спорных и конфликтных моральных вопросов.[1] Из него еще не вытекает никакой системы моральных предпочтений, ценностей и институтов, обсуждение которых Апель отдает на откуп практическим дискурсам. Тем не менее, с принципом дискурса оказываются совместимы далеко не все социальные модели. То, что дискурсивная этика выдвигает требование институционализации дискурсивной модели, имеет далеко идущие последствия для определения типа должного социального порядка. Апель не соглашается с ролью «наблюдателя» и «врача», которую отводил «метаэтике» Витгенштейн, но настаивает на активной и конструктивной роли философской этики в жизненной практике. Не только системы нравственности, но и системы общественных институтов обретают в рамках дискурсивной этики весьма определенные конститутивные черты, позволяющие говорить о существовании социально-политической теории Апеля. Эта теория практически не эксплицирована в работах Апеля, который в попытках такой экспликации видел угрозу поглощения дискурсивной моральности «субстанциональной нравственностью». Вместе с тем, отсутствие подобной социально-институциональной концепции очевидным образом затрудняет задачу применения и становления «прикладных» сфер этики. Попытка восполнить этот дефицит хотя бы отчасти будет предпринята в следующих разделах данной работы.

Если большую часть написанного Апелем можно отнести к методологии социальных наук и к этике, то собственно политической философии он не посвятил практически ни одной работы.[2] Тем не менее, сделанных им комментариев по социально-политической проблематике достаточно, чтобы воспроизвести контуры политической философии, выработанной из перспективы трансцендентальной прагматики и дискурсивной этики. Центральное место в этой философии должна получить категория общественности (Öffentlichkeit), которая преломляет идею дискурсивной этики в политическом измерении.[3] Не меньшее значение отводится демократии как институциональному воплощению политического дискурса. Наконец, весомое внимание уделяется рынку и другим частным функциональным системам.

.

Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.