Сноски :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Загрузка...
Сноски

.

Сноски

[1] Шмитт К., Понятие политического // «Вопросы социологии» 1992, № 1.

[2] См. Heidrun A., Fürungsanspruch der Wirtschaft gegenüber der Politik. // Aus Politik und Zeitgeschichte. 01.11.1996.

[3] Социализм, объявлявший нелегитимным частную собственность и, соответственно, индивидуальный экономический интерес, был по своей сути обществом с доминирующей политической рациональностью.

[4] См. Spieker M., Legitimitätsprobleme des Sozialstaats. Stuttgart, 1986. С. 92-102.

[5] «С середины этого столетия государства не суверенны более в том смысле, что они могут автономно выносить решения в одиночку о политических целях их акций», - справедливо замечает В. Войке. Woyke W. (Hrsg.), Handwörterbuch Internationale Politik. Bonn, 2000. С. 131.

[6] Примером этого является приоритет ратифицированных государством международных норм над нормами собственного законодательства. Эта норма содержится и в Российской Конституции.

[7] Под фрактуализацией понимается тип системной дифференциации, происходящий не путем фрагментации (территориальных) частей, а путем выделения (функциональных) секторов, фракций. Так, профессия и статус (врач, профессор) становятся столь же существенным основанием для осознания идентичности и взаимной кооперации, каким прежде был фактор национальной и государственной принадлежности. См. Altvater E., Mahnkopf B., Grenzen der Globalisierung, Münster, 1996. С. 146-157.

[8] Habermas J., Faktizität und Geltung. Frankfurt a.M., 1998. С. 364.

[9] Там же. С. 365.

[10] Попытки ограничить власть путем санкций, международной изоляции, политического давления на авторитарные режимы (С. Хусейн и др.), если лишь в редких случаях увенчались успехом, то все же лишили эту модель привлекательности и легкости реализации.

[11] Scharpf F., Demokratie in der transnationalen Politik. // Beck U. (Hrsg.), Politik der Globalisierung. Frankfurt a.M., 1998. С. 236.

[12] В парламенте эти соглашения лишь ратифицируются. Причем они de facto в некоторых случаях могут иметь действие и без ратификации.

[13] Там же. С. 236.

[14] Международные стандарты и правовые акты нередко воспринимаются в развивающихся обществах как «чужие» и просто не действуют (например, требования авторского права). Но и в развитых обществах наблюдается подобное явление, когда их государства должны подчиняться не ими принятым решениям (Например, отказ США подчиняться решениям экологического форума в Киото в 2001 г.).

[15] Г. Меган приводит пример из этнологии: «Ошибка оракула не ведет к сомнению в нем; ситуация интерпретируется таким образом, что становится доказательством для оракула. Исходя из некорректируемой веры в оракула все события рефлексивно ведут к доказательству этой веры». Mehan H., Wood H., Fünf Merkmale der Realität. // Weingarten E., Sack F. (Hrsg.), Ethnomethodologie. Frankfurt a.M., 1976. C. 32. Этим доказательством может служить указание на несоблюдение условий совершения ритуала, интервенции богов и т.д.

[16] Эта точка зрения имеет своих оппонентов. Р. Тетцлаф пишет: «Сегодня существует опасность, что в ходе дерегулирования экономики постколониальный государственный класс не только потеряет свои избыточные льготы и привилегии, – против чего мало что было бы возразить, – но что действующее государство оказалось бы лишено средств для сохранения вместе с «law and order» политической лояльности… Если финансовый базис государства будет «урезан» ниже критического минимума, оно не сможет более выполнять свои функции для общества: обеспечивать политическую стабильность и социальную интеграцию». Tetzlaff R., Good Governance – die Forderung nach besserem Staatsverhalten. // Entlwicklung und Zeit. 1995 5/6. С. 142.

[17] См. Гутманн Г., Мораль и экономика – этические основы социальной рыночной экономики. // Христианские начала экономической этики. М., 2001. С. 136-152.

[18] В еще более заметном кризисе оказалась японская версия государства благосостояния, ассоциирующаяся не только с беспрецедентными государственными и предпринимательскими гарантиями, но и с глубокой интеграцией в нее слоя культурной традиции. Rösner H., Globalisierung als Herausforderung für den Sozialstaat. // Mensen B. (Hrsg.), Globalisierung. St. Augustin, 1998. С. 42.

[19] Хоман К., Бломе-Дрез Ф., Экономическая и предпринимательская этика. // Политическая и экономическая этика. М., 2001. С. 224.

[20] Mayer O., Globalisierung und wohlfartstaatliche Aufgaben. // Aus Politik und Zeitgeschichte. 8.08.1997. С. 30.

[21] Habermas J., Jenseits des Nationalstaats? Bemerkungen zu Folgeproblemen der wirtschaftlichen Globalisierung. // Beck U. (Hrsg.), Politik der Globalisierung. Frankfurt a.M., 1998. С. 72.

[22] Так, О. Лафонтен, являющийся активным сторонником глобализации, но в собственной специфической версии, предлагает использовать блага глобализации так, чтобы возникающую «конкуренцию систем» предотвратить с помощью самой же «международной кооперации». Lafonten O., Globalisierung und internationale Zusammenarbeit. // Beck U. (Hrsg.), Politik der Globalisierung. Frankfurt a.M., 1998;  См. Matthies V., Regionale Anarchie als globales Problem. // Kaiser K., Schwarz H-P., Weltpolitik im neuen Jahrhundert. Bonn, 2000. С. 222-233.

[23] Понятие Global Governance восходит к докладу Comission on Global Governance, инициированной в 1995 г. В.Брандтом. Перед лицом дефицита управляемости государств доклад выдвигал требование развития новых структур политического порядка, в который были бы включены и иные, кроме государств, актеры, такие как неправительственные организации, гражданские движения, транснациональные предприятия, финансовые рынки и СМИ. Контуры концепции нового политического порядка, согласно этому докладу, должны покоиться на пяти основаниях: международной торговле, международной конкуренции, валютном и финансовом порядке, мировом социальном порядке и экологическом порядке. См. Nohlen D. (Hrsg.), Lexikon Dritte Welt. Hamburg, 1998. С. 305.

[24] Rühland J., Werz N., Von der «Entwicklungsdiktatur zu den Diktaturen ohne Entwicklung. // Nuscheler F. (Hg), Dritte-Welt-Forschung, Opladen, С. 211-232; Ramphal S., Global Governance: Die Notwendigkeit einer Weltordnungspolitik. // Internationale Politik, 1998/11. С. 6.

[25] Этот упрек, к примеру, часто раздается со стороны религиозных фундаменталистов. См. «Духовные и социальные проблемы глобализации». Материалы конференции, 3-4 мая 2001, Санкт-Петербург, 2001.

[26] В. Юртаев: «В «полицентричной глобализации» отражается реальный плюрализм и равноправие исторических государственных, религиозных, национальных, культурных и цивилизационных форм развития как отдельных стран, так и их объединений на международной арене». Юртаев В., Попов А., Глобализация: российский проект. М., 1999.

[27] Конфликт в Югославии послужил камнем преткновения для дискуссии о гуманитарной интервенции, поскольку в данном случае интервенция была осуществлена без санкции международного сообщества силой одних стран НАТО. Пример Югославии продемонстрировал, что идея гуманитарной интервенции допускает самые различные толкования, разрушая порой консенсус в мировом сообществе.

[28] Habermas J., Bestialität und Humanität. Ein Krieg an der Grenze zwischen Recht und Moral. // Die Zeit, 18/1999.

[29] Несмотря на разговоры о политике солидарности с развивающимися странами, Европейский Союз субвенционирует свое сельское хозяйство и квотирует сельскохозяйственный и текстильный импорт – отрасли, на которых покоится жизнеспособность многих развивающихся стран. США предельно жестким образом преследует демпинг, например, в продуктах сталепроката. Наиболее показательным является то, что объемы помощи для развития по линии «на цели развития» (Official Development Aid) постоянно снижались в удельном и абсолютном весе в течении 90-х гг. В 1970 г. развитые страны прокламировали в ООН цель довести квоту помощи ODA до 0,7% ВВП. В реальности эта квота лежала в середине 90-х около 0,3%. При этом такие страны как США (1996: 0,1%) и Япония (1996: 0,2%) находились от этой величины далее других. Другим примером является отношение развитых стран к долговой проблеме стран третьего мира. К 1995 г. долговой груз этих стран превысил 2 млрд. $, удвоившись за десятилетие. Обслуживание долга в 1993 г. составило 183 млрд. $, что в три раза превышало величину помощи ODA, поступившую в этом году в эти страны. Многие из стран Африки даже теоретически не имеют возможности когда-либо освободиться от долгового бремени.

[30] Это не значит, что на все решения требуется согласие – например, стран, в отношении которых может быть предпринята гуманитарная интервенция. При принятии решения – в порядке физических и волевых границ дискуссии – могут быть и «воздержавшиеся», и «против». Принцип большинства является здесь формой «отложенного» движения к окончательному и полному согласию всех и каждого (включая последующие поколения затронутых проблемой), бесконечно приближающегося к этой точке, но никогда ее не достигающего.

[31] Й. Галтунк характеризовал политические элиты «перифирийных государств» так: «Одной стороной марионетка и инструмент в руках центра и центральной народности, другой стороной – эксплуататор периферии и периферийной народности». Galtungs J., Menschenrechte – anders gesehen. Frankfurt a.M., 1992. С. 99. В то же время именно элиты призваны сослужить роль медиатора в дискурсах между Севером и Югом. Злоупотребление ими своим «служебным положением» можно рассматривать как серьезный ущерб становящемуся глобальному коммуникативному сообществу.

[32] Nuscheler F., Lern- und Arbeitsbuch Entwicklungspolitik. Bonn, 1996. С. 462.

[33] Meyers R., Grundbegriffe, Strukturen und theoretische Perspektiven der Internationalen Beziehungen. // Bundeszentrale für Politische Bildung (Hrsg.) Grundwissen Politik. Bonn, 1997. С. 301.

.

Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.