ОБЩИЕ МЕХАНИЗМЫ СТИХИЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ :: vuzlib.su

ОБЩИЕ МЕХАНИЗМЫ СТИХИЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ :: vuzlib.su

39
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ОБЩИЕ МЕХАНИЗМЫ СТИХИЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ

.

ОБЩИЕ МЕХАНИЗМЫ СТИХИЙНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Среди таких механизмов, способствующих возник­новению и
развитию стихийных форм массового пове­дения, одним из важнейших является так
называемая «циркулярная реакция». Используем бытовой пример. Войдя в комнату,
где только что был рассказан анекдот, и все присутствующие громко смеются, вы,
как прави­ло, поддаетесь общему веселому настроению, хотя при­чины смеха вам
неизвестны. Вы улыбаетесь так, будто услышали и поняли шутку. Причиной вашего
смеха является эмоциональная стимуляция со стороны теперь уже отсмеявшихся
людей, осуществляемая на бессоз­нательном, психофизическом уровне. Самое
интерес­ное заключается в том, что взрыв вашего смеха, совпа­дая с угасанием
смеха других, вызывает новый взрыв смеха с их стороны. Теперь они смеются уже
над ва­шей, с их точки зрения, неадекватной реакцией. Слы­ша этот смех, в свою
очередь, вы вновь начинаете сме­яться.

Это — примитивнейший пример того, что в пси­хологии эмоций
называют «циркулярной реакцией». Та или иная эмоция, подхватываясь другими
людьми, обычно возвращается к вам как бы по кругу. Так она может циркулировать
определенное время, и это — первый этап формирования эмоциональной общности.

Процесс циркуляции может прерываться, и тогда эмоция
постепенно сойдет на нет. Однако при включении в общность новых людей она будет
каждый раз как бы воспроизводиться заново. Это происходит в тех случаях, когда
эмоция и ее повод достаточно актуаль­ны и значимы для людей. Тем самым
обеспечивается второй этап — своеобразное «эмоциональное круже­ние» данного
психофизического состояния. Его суть проста: в стихийно складывающейся общности
та или иная эмоция как бы ходит по кругу, непрерывно под­держивая и усиливая
сама себя. Это этап эмоциональ­ного самоиндуцирования такой общности. Так,
собст­венно, и складываются стихийные эмоциональные общности — за счет хоть
быстрого проговаривания пионерских «речевок», хоть распевания солдатских маршей
или национальных гимнов, хоть скандирова­ния «Спартак —чемпион!» с непременным
припевом; «Оле, оле, оле, оле!».

«Циркулярная реакция» ведет к ситуационному стиранию
индивидуальных различий. Все хохочут, причем все сильнее, просто потому, что
хохочут. По­ведение и эмоциональное состояние каждого из инди­видов
определяются уже не столько их рациональной интерпретацией обстановки, сколько
поведением и эмоциями окружающих. Поддержание и развитие эмоций зависит от
появления новых индивидов, кото­рые поневоле заражаются данным состоянием. В пре­дельном
выражении, даже данный пример может при­вести к полному вырождению данной
группы людей в однородную аморфную массу, бессознательно реаги­рующую на
некоторые стимулы одинаковым обра­зом — заливистым смехом. Резкое снижение
критич­ности по мере усиления эмоционального кружения означает, что нарастающая
внушаемость индивидов по отношению к воздействиям, исходящим изнутри общ­ности,
сочетается с утратой способности воспринимать более рациональные сообщения,
исходящие извне. Так данная общность становится «закрытой» и вполне са­модостаточной
в эмоциональном плане.

Третий этап действия механизмов стихийного про­ведения —
появление нового общего объекта внима­ния, на котором фокусируются
эмоциональные импульсы, чувства и воображение людей. Если первоначально общий
объект интереса составляло возбуждающее со­бытие, вызвавшее эмоциональную
реакцию и удержи­вавшее около себя людей, то на данном этапе новым объектом
становится образ, создаваемый в процессе «эмоционального кружения» и общения
членов общно­сти. Этот образ — продукт совместного творчества, он всеми
разделяется и дает общую ориентацию, высту­пая в качестве объекта-побудителя
совместного пове­дения. Возникновение такого, как правило, воображае­мого,
виртуального объекта становится фактором сплачивающим общность уже в единое целое.

Данный этап возникает при таком накале эмоцио­нального
состояния, когда у охваченных им людей воз­никает состояние готовности к
реагированию на ин­формацию, поступающую от присутствующих. Будучи некритично
«закрытой» к информации извне, в этот момент члены общности «открываются» для
эмпати-ческого, некритического восприятия и сопереживания внутренней информации.
Эмоциональное напряже­ние возбужденных людей побуждает их к движению и общению
друг с другом. В процессе же «эмоцио­нального кружения» и продолжающейся
«циркуляр­ной реакции» напряжение нарастает. В итоге, возни­кает не просто
предрасположенность, а глубокая эмоциональная потребность в совместных немедлен­ных
действиях.

Завершающий этап в формировании субъекта сти­хийного
поведения — активизация членов общности через дополнительное стимулирование,
путем воз­буждения импульсов, соответствующих общему вооб­ражаемому объекту.
Такое стимулирование обычно осуществляется на основе прямого внушения, Осуще­ствляет
его лидер общности. Тем самым, он непосред­ственно побуждает членов общности к
конкретным, нужным ему действиям. Или, при отсутствии такого лидера,
целенаправленного побуждения не происхо­дит, и общность сама, стихийно находит
для себя объ­ект собственных непосредственных действий.

Особо следует подчеркнуть, что данные механиз­мы действуют
не только на примере смеха. Им подчи­няются и страх, и гнев, и другие
негативные эмоции. За счет этого и возникают не только толпы сторонни­ков
«Спартака», но и панические, и агрессивные, и прочие виды подобных
эмоциональных общностей.

Примеров действия описанных механизмов более чем достаточно.
Это и подростковые шалости «со сме­хом без причины», и собрания религиозных
сектантов, и традиционный «круговой танец» чеченских боеви­ков, являющийся
непосредственным примером навязчивого эмоционального самоиндуцирования и почти
принудительного эмоционально-действенного «кружения» в самом буквальном смысле.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ