Политическая психология масс :: vuzlib.su

Политическая психология масс :: vuzlib.su

89
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Политическая психология масс

.

Политическая психология масс

При исследовании политической психологии масс значительную
роль играет метод наблюдения. Когда речь идет о поведении толпы, иных методов
исследования в режиме реального времени практически просто не су­ществует. Для
ретроспективного анализа используются описания современников, мемуары, а также
документы. Если же дело касается «собранной» или «несобран­ной» публики, то их
изучение включает экспертные опросы и анкетирование (для «собранной») и
массовые социологические опросы (для «несобранной» публики).

При исследовании политической психологии прак­тически всех
объектов, помимо перечисленных кон­кретных эмпирических методов
политико-психологи­ческого исследования перечисленных четырех групп объектов,
также применяется ряд общих методов поли­тической психологии. Они используются
в отношении подавляющего большинства конкретных объектов,

Так, в частности, особую роль в политической пси­хологии
играет эксперимент, имеющий специфическую форму игрового моделирования. При
таком моделиро­вании исследуемый процесс или явление воспроизво­дятся в
интересующих исследователя параметрах, через создание ситуации своеобразной
игры. Поэтому другое название метода — метод имитационных игр. Имитируя в
игровой форме развитие того или иного политическо­го явления (конфликта,
переговоров, заседания парла-ментаит. п.), исследователь Получает возможность
пред­видеть варианты развития реального процесса, а также вскрывать его
внутренние, психологические механизмы.

Подобные игры применяются для разрешения спор­ных,
конфликтных проблем отдельных стран и целых регионов. Их основная задача —
предвидеть и устранить возможные или уже существующие конфликты. Выгоды такого
моделирования понятны: нейтральные эксперты, имитируя поведение участников
конфликта, дают возможность прогнозировать их поведение и предлагать им
конкретные рекомендации. Если в игре участвуют представители сторон-участниц конфликта,
то это по­зволяет уточнить особенности восприятия и понимания ими спорного
вопроса. В свое время была очень успеш­ной дискуссия такого рода между
журналистами Сомали, Эфиопии и Замбии по поводу территориальных пре­тензий этих
стран друг к другу (1969 г.). В результате возникшего взаимопонимания
нормализовался тон прес­сы внутри этих стран, успокоилось общественное мне­ние,
что и способствовало урегулированию ситуации.

Если же в игре участвуют лица, могущие непосред­ственно
влиять на ситуацию, то это ставит исследова­ние на грань прямого влияния
психологов на полити­ку. Так, в начале 70-х гг. в Лондоне (организацией
занимался известный в данной сфере немалыми дос­тижениями Лондонский центр
исследования конфлик­тов) была проведена серия встреч представителей ру­ководства
греческой и турецкой общин на Кипре в связи с обострением положения на острове.
Группа психологов разработала «правила игры» и условия встреч, а также
удерживала участников от взаимных оскорблений и конкретизировала дискуссию,
уточняла позиции, не давала обсуждению уйти в общие рассуж­дения, помогала
полнее и точнее воспринимать ситуа­цию и позиции друг друга. Тем самым реально
была подготовлена платформа для заключения соглашения об урегулировании
положения дел на острове.

Позднее, психологи активно участвовали в подго­товке и
проведении знаменитой встречи в Кэмп-Дэвиде, где радушный хозяин-посредник,
президент США Дж. Картер, принимал лидеров конфликтовавших то­гда стран,
Израиля и Египта. В результате, была пре­кращена война и достигнуты мирные
договоренности.

Автору этой книги лично довелось организовывать аналогичные
игры, которые привели, в результате, к выработке политики национального
примирения в Афганистане во второй половине 80-х гг., а в итоге — к выводу
советских войск из этой страны. Похожие приемы в рамках той же политики
национального примирения привели к позитивным изменениям в конце 80-х гг. в
Анголе, Польше и ряде других стран. В целом, это свидетельствует о безусловной
эффективности метода игрового моделирования не только в качестве
исследовательского приема, но и в гораздо более серьезном качестве метода
особого, психологического вмешательства в реальную политику.

Помимо уже перечисленных, в отношении всех объектов своего
исследования политическая психоло­гия активно использует сравнительно-исторические
методы. К ним относятся методы исторического опи­сания, конкретного анализа,
сравнительный, периоди­зации, хронологический, проблемно-хронологический
ретроспективный, прогностический, исторических аналогий и др. Сравнительно-исторические
методы дают возможность изучать политико-психологические явления и факты в
тесной связи с той исторической обстановкой, в которой они возникли и
действовали, а также в их качественном изменении на различных этапах развития.
Понятно, например, что механизмы лидерства менялись на протяжении истории — от
пе­щерного вождизма до президентства. Однако уловить и зафиксировать эти
изменения можно только при сравнительном политико-психологическом анализе. Он
особенно необходим для анализа неоднократно повто­ряющихся в истории явлений,
применим для сравне­ния политических процессов, имеющих генетическое родство,
действующих в единой исторической ситуа­ции, но не связанных прямо по
происхождению. К такого рода примерам можно отнести, скажем, политиче­скую
психологию февральской и октябрьской (1917 г.) революций в России.

Сравнительно-исторические методы предостере­гают
исследователя от вульгаризации и других иска­жений политической психологии,
позволяют обоб­щать современный и исторический опыт политики. Сравнение
отдельных этапов и периодов политиче­ского процесса дает возможность выявить
психоло­гические закономерности его развития. Проблемно-хронологический метод
предполагает расчленение более или менее широкой проблемы на ряд узких проблем,
каждая из которых рассматривается в хро­нологической последовательности. Метод
ретроспек­тивного психологического анализа политических явлений способствует
развитию прогностической функции политической психологии, поскольку воз­можность
заглянуть в будущее тесно связана с уме­нием делать адекватные выводы из
предшествующего и современного развития, распознавать его законы.

В целом же, особое значение для политической психологии
имеет наиболее общий, системный метод. Именно он позволяет изучать политику как
комплекс­ный процесс, выявлять на общем фоне развития того или иного
политического явления наиболее существен­ные психологические компоненты,
прослеживать их взаимозависимость между собой, а также их влияние на
политические явления и процессы. Системный подход подсказывает и еще одну
важную вещь. Изучая те или иные объекты, политический психолог должен уметь
пользоваться не одним-двумя методами, а выстраивать целостную систему методов
своего исследования.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяНотификация ФСБ
    Следующая статьяИ. КАНТ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ