5.14.2. Агонистические и гедонистические иерархии. :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Загрузка...
5.14.2. Агонистические и гедонистические иерархии.

.

5.14.2. Агонистические и гедонистические иерархии.

 Сложность иерархии  как  биосоциального явления - и в различных механизмах ее формирования. Как у животных, так и в человеческом социуме различают (Masters, 1989):

 

агонистические иерархии. Как показывает само название, социальные ранги в таких иерархиях  определяются в ходе агонистического поведения (см.) индивидов - драк,  состязаний и других видов конфликтов; вершину агонистической иерархии  занимают особо сильные, агрессивные особи, индивиды с наиболее впечатляющими физическими данными (наибольший размер, вес) или иными характеристиками, свидетельствующими о возрасте, физической мощи, способности выдержать конкурентную борьбу и др. В некоторых случаях социальный ранг особи зависит от единственного признака, например, от величины черного пятна на подбородке у чижа или от размера гребня у петуха. Подобные внешние данные  выступают как сигналы, позволяющие потенциальному противнику реалистично оценить вероятный результат возможного поединка. Таким путем снижается число реальных актов агрессии и достигается ритуализация иерархии доминирования.

 

гедонистические иерархии, основанные не на победах в драках и состязаниях, а на структуре внимания (Chance, Larsen, 1976), складывающейся в биосоциальной системе. Даже самые слабые особи могут оказаться в центре внимания товарищей по биосоциальной системе и, тем самым, на вершине гедонистической иерархии, если они вызывают особый интерес у товарищей по группе, обладают ценной для них информацией и др.. Этолог Итон  говорит о "престиже" в приложении к самцу макаку Эрроухед,  который сохранял свой высокий ранг в группе макаков, хотя у него не было клыков, одного глаза, и он был одним из самых маленьких самцов в группе. Как и в человеческом обществе, у обезьян доминирование и лидерство часто обеспечиваются не силой, а социальным опытом, способностью устанавливать дружеские связи и устойчивые коалиции (Рис. 10) с другими членами группы. Так, у шимпанзе самец может занять высокий социальный ранг именно благодаря поддержке других членов группы. Иерархия доминирования у верветок носит в основном гедонистический, а не агонистический характер, как следует из данных М.Т. МакГвайра с сотрудниками (Raleigh, McGuire, 1994). Доминант отличается пониженной агрессивностью в отношениях с другими членами биосоциальной системы (группы), но он успешнее других формирует дружеские связи (альянсы) с товарищами по группе, чаще решает конфликты мирным путем, а агрессию активно проявляет только в ситуации обороны всей группы от внешнего врага. Исследования Р. Мастерса по президентским выборам в США свидетельствуют о том, что успеха добивается кандидат, чья мимика и жесты отражают отсутствие агрессивности, желание поддержать и ободрить людей, т.е. механизм доминирования в данной ситуации также в основном гедонистический.

 

Эти механизмы доминирования могут соответствовать разным, параллельно существующим, иерархиям, о которых уже шла речь выше. Соотношение агонистического и гедонистического доминирования у маленьких детей подвержено интересной возрастной динамике. Получены данные, что между детьми в возрасте 1,5 – 3 лет наблюдаются в основном агонистические взаимодействия. Дошкольники раннего возраста склонны формировать достаточно жесткие линейные иерархии по физической силе и агрессивности, которые можно выявить, заставляя детей раскладывать фото товарищей по садику по принципу «кто сильнее?», а также протоколируя случаи вербальных/физических угроз, ссор, игнорирования одним ребенком другого (Barner-Barry, 1981[52]). К 3 годам доля агонистического доминирования в группах детей снижается за счет усиления афилиации, приводящей к гедонистическим иерархиям на основе структуры внимания: подчиненные индивиды в группе детей уделяют значительно больше внимания доминантам, чем последние – подчиненным детям. У 4—5 летних детей устанавливаются в основном гедонистические иерархии.

 

Два механизма социального доминирования представляются разными гранями одного целого в рамках предложенного М.Е. Гольцманом[53] принципа взаимной стимуляции/блокировки  поведения. Представим себе двух животных одного вида, одно из которых осуществляет какую-либо деятельность. Другое, наблюдающее, животное получает стимул к воспроизведению этой деятельности -- к имитации (которая рассмотрена нами выше как механизм локальной координации поведения). Стимуляция поведения носит взаимный конкурентный характер. Например, две обезьяны (или два мальчика в детском саду) стремятся перекричать друг друга[54]. Рано или поздно обнаруживается, что один из соревнующихся индивидов более не способен выдерживать конкуренции более сильного (выносливого, агрессивного и др.) партнера. Победитель в соревновании теперь блокирует соответствующую активность у других особей. Если подобное ингибирование активности происходит в масштабах всей биосоциальной системы, то особь становится доминантом -- но только в рамках данной деятельности. Поэтому и возможно несовпадение доминирующих особей в различных сферах деятельности.

Исключение представляет конкуренция, основанная на агонистическом поведении. Например, животные соревнуются в способности повалить соперника наземь; выдержать демонстрацию угрозы со стороны партнера и др. Понятно, что победитель в таком соревновании способен подавлять конкурентов и в других сферах деятельности (известно, что победитель турнира у оленей получает преимущественный доступ к самкам). Так складывается агонистическое доминирование и соответствующая иерархия в социуме.

Однако путь к статусу доминанта в биосоциальной системе может лежать и через победу в конкуренции в неагонистических видах поведения, если они играют ключевую роль в данном социуме -- обеспечивают жизненно важные ресурсы (конкуренция за успехи в охоте или собирании плодов), вызывает особое внимание к победителю. Обезьяны пытаются обратить на себя внимание, производя максимальный шум (напрмер, ударяя по пустым канистрам, Дерягина, Бутовская, 1992), вырывая с корнем деревья и др. Подростки в человеческом обществе добиваются социального статуса не только через победы в драках (подростковая агрессия). Они также пытаются всячески "эпатировать публику", создав тем самым структуру внимания, в которой им была бы обеспечена центральная роль. Так может сложиться гедонистическая иерархия. Конечно, она будет достаточно изменчивой и болеее того, имеет тенденцию к расщеплению (см. раздел 3 о расщепленном лидерстве в первобытном социуме).

 Иерархии существует в весьма широком эволюционном диапазоне - их  находят даже  у микроорганизмов[55] Иерархии регулируют доступ "менее ценной" части биосоциальной системы (низкоранговых особей) к ограниченным источникам ресурсов. Другая социальная функция иерархии -- понижение уровня внутригрупповой агрессии за счет выработки правил мирного взаимодействия особей разных рангов: доминантов, субдоминантов, подчиненных.

.

Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.