Восемь стадий человеческого развития по Эриксону :: vuzlib.su

Восемь стадий человеческого развития по Эриксону :: vuzlib.su

106
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Восемь стадий человеческого развития по Эриксону

.

Восемь стадий человеческого развития по Эриксону

1.Доверие— недоверие (грудной возраст).Когда младенца кормят
грудью, ласкают, баюкают, когда меняют ему пеленки, он узнает, в какой мере
будут удовлетворены его основные потребности. Если дети чувствуют себя в
достаточной безопасности и больше не плачут, ког-да уходят те, кто о них
заботится, можно считать, что они преодоле-ли первый кризис в своей жизни.
Однако в некоторой степени недо-верие к окружающим может сохраняться, ведь
часто кризис разреша-ется не полностью.

2. Автономия — стыд и сомнение (1—2 года). Ребенок учится
гово-рить и бегать, не падая. Расширяются его знания об окружающем мире. Именно
в этот период особенно ярко проявляются стремление детей к самостоятельности и
неповиновение авторитету. Однако именно на данном этапе родители обычно
стараются приучить их садиться на горшок. Когда ребенку предъявляют слишком
много требований в та-кой интимной сфере, он испытывает глубокое чувство стыда
и соб-ственной неполноценности; тем самым подрывается его стремление к
самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире.

3. Инициатива — чувство вины (3—5 лет). В этот период у
детей наблюдаются подвижность, любознательность, работа фантазии. Ярко
проявляются дух соперничества и осознание различий между мальчи-ками и
девочками. В результате ребенок конфликтует с окружающими по поводу того, как
далеко может заходить его инициатива в демонст-рации своих новых способностей.

4. Трудолюбие— неполноценность (младший школьный возраст).
Дети учатся выполнять индивидуальные задания, например читать, и ра-ботать
сообща, в группе — участие в действиях, выполняемых всем классом. Они
устанавливают отношения с учителями и другими взрос-лыми людьми. Дети начинают
проявлять интерес к реальным жизнен-ным ролям: пожарного, летчика, медицинской
сестры. Однако на дан-ном этапе главное значение имеет развитие их уверенности
в себе и компетентности, ведь именно в этот период дети начинают усваивать (и
воспроизводить в своем воображении) подлинные роли взрослых. Если ребенку не
удается преодолеть этот кризис, он чувствует себя неполноценным.

5. Становление индивидуальности (идентификация)—ролевая
диффу-зия (юность). В этот период происходят два основных события. По сво-ему
физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное
сексуальное влечение; и в это же время им приходи-гся также выбирать свое место
в жизни. Юноша или девушка должны решить вопрос об учебе в колледже, найти
подходящую ра-боту, выбрать спутника жизни. Неудачи в этих делах могут
отрица-тельно повлиять в дальнейшем на выбор подходящей работы, партне-ров,
друзей.

6.Интимность— одиночество (начало взрослого периода). На
этой стадии основное значение приобретают ухаживание, брак и другие виды
интимных отношений. Человек стремится к искренним, довери-тельным отношениям с
постоянным партнером, однако это не всегда удается, и люди расстаются или
разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит
разрешения, может слу-читься, что в дальнейшем человек будет вступать во
временные свя-зи, всегда кончающиеся разрывом.

7. Творческая активность— застой (средний возраст).На данном
этапе люди главным образом осваивают определенную деятельность и родительские
функции. Он дает ответы на следующие вопросы: на-сколько честолюбив тот или
иной человек? Выкладывается ли он на работе и с какого момента он проявляет
особый интерес к своей карьере? Может ли он дать обществу новых членов, родив и
воспитав детей? Каким образом он преодолевает неудачи, возникающие на работе, и
в связи с воспитанием детей?

8.Умиротворение— отчаяние (старость).На этой стадии люди
под-водят итоги своей жизни; некоторые из них спокойно встречают ста-рость,
другие испытывают чувство горечи; наверное, в этот период человек по-новому
осмысливает свою жизнь. Если люди довольны ею, то создается чувство, что все
этапы жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет, наступает
отчаяние.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяВысотные работы
    Следующая статьяД. ЮМ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ