2. Основные ступени, этапы развития коммунизма за полтора века :: vuzlib.su

2. Основные ступени, этапы развития коммунизма за полтора века :: vuzlib.su

185
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


2. Основные ступени, этапы развития коммунизма за полтора века

.

2. Основные
ступени, этапы развития коммунизма за полтора века

Мы выделим шесть
таких основных ступеней и этапов.

Первая ступень и
этап – формирование К.Марксом и Ф.Энгельсом научной теории коммунизма,
организация благодаря их усилиям движения международного коммунизма
(I Интернационал), переход к формированию массовых рабочих партий в
европейских странах и в России. Это период с середины ХIХ века до
1917 года.

Огромная
теоретическая работа К.Маркса и Ф.Энгельса позволила совершить революционный
скачок от утопического к научному коммунизму, заложить научные основы и
методологические принципы понимания коммунизма и диалектики движения к нему.
Именно основы и принципы, а не догмы. К Маркс и Ф.Энгельс были диалектиками и
потому всегда подчеркивали, что теория и практика коммунизма постоянно
развиваются, не стоят на месте. На место устаревающих положений приходят новые.
И поэтому вовсе не все, что ими сказано и написано, есть истина в последней
инстанции. Они правы в главном, в принципиальном, и в то же время ряд их
положений устарел, обновлен и обогащен новой практикой общественной жизни,
теоретическими разработками их последователей, прежде всего В.И.Лениным.

Наука о
коммунизме есть постоянно развивающееся и обогащающееся теоретическое учение,
не терпящее ни догматизма в конкретных частях, ни ревизионизма в
основополагающих положениях и принципах. Это живое учение, сочетающее общее и
особенное, главное и второстепенное, постоянное и преходящее, многофакторность
и определяющее, решающее в них. Оно развивается практиками стран, партий и
движений, выдающимися личностями и умами, учеными разных стран и творческих
коллективов, совместными дискуссиями, обсуждениями, спорами, согласиями и
несогласиями. Поэтому коммунистическая теория всегда должна быть нова, свежа и
современна, к чему с самого начала и призывали К.Маркс и Ф.Энгельс, чему
следовал В.И.Ленин, все выдающиеся теоретики и практики социализма и
коммунизма.

К.Маркс и
Ф.Энгельс создали основы как теории коммунизма, так и практики международного
коммунистического движения, международного объединения и сотрудничества
коммунистов разных стран. 28 сентября 1864 г. на митинге в Лондоне их инициативой было создано Международное Товарищество Рабочих, получившее
потом название Первого Интернационала и просуществовавшее до 1876 г. Подчеркнем замысел К.Маркса и Ф.Энгельса: Международное “Товарищество”, и именно
“Рабочих”. В том же 1864 г. они подготовили “Учредительный Манифест”
и “Временный Устав” Международного Товарищества Рабочих. В последующем они
много сделали для создания в разных странах (в частности, во Франции) массовых
рабочих партий, нацеленных на подготовку социалистической революции.

Вторая ступень и
этап – переход от теории к практике социализма и коммунизма, осуществление
под руководством В.И.Ленина величайшей социальной, политической народной
революции XX века – Великой Октябрьской социалистической революции
1917 года. Это период практического социализма в одной стране – в
СССР – с 1917 г. до второй половины 40-х годов.

На этот этап
приходится и лучший период в развитии социализма в СССР – ленинский период
(1917–1924 гг.), период единства теории и практики социализма, очень
тяжелый (империалистическая интервенция, гражданская война) и вместе с тем
наиболее созидательный. Это этап быстрого и смелого разрешения острых
противоречий (Кронштадтский мятеж в 1921 г. и введение нэпа), подъема самодеятельности народных масс, в том числе народного, демократического властвования
через Советы, товарищеского, открытого и честного характера взаимоотношений в
партии снизу доверху. Тесный и постоянный контакт В.И.Ленина с рабочей,
крестьянской, солдатской, всей трудящейся массой способствовал раскрытию
огромной революционной энергии колоссальных народных масс. Лидер и трудящиеся,
партия и народ были по-настоящему едины, полностью доверяли друг другу.
Авторитет, слово и дело В.И.Ленина были искренне непререкаемы и велики. Пример,
образ и свершения первой в мире социалистической страны трудящихся получали
растущую поддержку во многих странах мира со стороны трудящихся, величайших
деятелей науки, литературы, искусства, политиков различного ранга.

Затем, в силу
прежде всего субъективных причин, последовал наихудший в развитии социализма в
СССР период – сталинский, основывающийся на волевом и жестком властвовании
вождя, применяющего против несогласных, спорящих, имеющих свое собственное
мнение, часто против одаренных, просто самобытных, честных и открытых людей
жесточайшие и массовые репрессии. С И.В.Сталина в СССР начался и затем
продолжился в России тип авторитарного единовластия, перерастающего в
полудиктатуру или прямо в диктатуру. Все решает один генсек или президент, если
даже (что чаще всего и бывает) он очень посредственный и серый, малокультурный,
но с волевыми загибами и фантазиями, а то и просто невежда, хам и самодур.

Субъективный
фактор единовластца сыграл трагическую роль в развитии социализма в СССР,
обусловив нарушение объективных тенденций, существенные деформации, искажения и
извращения в социализме. Прежде всего в области демократии, самовластвования
народа, участия трудящихся в распоряжении собственностью, в управлении и
самоуправлении ею, что усилило отчуждение трудящихся, народных масс от власти и
собственности – этих главных завоеваний Октября и двух самых сущностных
черт подлинного социализма. Вслед за СССР данный авторитаризм и диктаторство,
как худший пример, но выгодный и льстящий самовластцам, получил распространение
и в других социалистических странах со своими особенностями и “прелестями”.

В результате
“реальный социализм” (как его решили называть) в СССР и других странах во
многом утратил свою привлекательность, ибо он в худшую сторону отличался от
многих западных стран, где трудящиеся добились большей демократии, свобод и
прав человека.

Третья ступень и
этап – переход на путь социализма целого ряда стран Европы, Азии и Америки
после второй мировой войны, образование после самой старой – первой
мировой капиталистической системы, новой и молодой второй мировой –
социалистической системы. Это был огромный качественный, революционный скачок в
развитии социализма и коммунизма в мире. Мир поделился на две противостоящие
общественные системы государств – капиталистическую и социалистическую.

После Великой
Октябрьской социалистической революции 1917 г. СССР до середины 40-х гг., т.е. почти 30 лет, оставался единственной мощной социалистической страной,
учитывая, конечно, что вместе и рядом с ним была Монголия, где в 1921 г. победила Народная революция. Но крупный качественный прорыв от социализма одной страны к
социализму мировой системы был осуществлен в результате разгрома германского
фашизма во второй мировой войне и возникновения в Центральной и Восточной
Европе в 1944–1945 гг. и в первые послевоенные годы восьми стран народной
демократии, пошедшим по социалистическому пути развития: Албании, Болгарии,
Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии. В эти же годы в
Азии социалистический путь выбрали Вьетнам (ДРВ) и Северная Корея (КНДР).
В 1949 г. образовалась после победных наступлений Народно-освободительной
армии Китайская Народная Республика, все более успешно развивающаяся в
последние годы. В результате победы Кубинской революции в 1959 г. на социалистический путь встала и первая страна в Америке – Куба, неизменно
продолжающая поныне при всех трудностях прогрессивный социалистический курс
развития.

Таким образом, к
концу 50-х годов мировая социалистическая система включила 14 стран,
из которых восемь в Центральной и Восточной Европе, СССР в евразии, четыре
страны в Азии и одна в Америке. Мировой социализм стал глобальным, охватив три
континента из пяти. В 1976 г. завершилось воссоединение Вьетнама и
была провозглашена Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ).
В 1975 г. была образована Лаосская Народно-Демократическая Республика.

Создание второго,
социалистического мира после второй мировой войны стимулировало подъем
национально-освободительного движения в бывших колониях и полуколониях
империализма, крах колониализма и образование третьей мировой системы –
системы развивающихся стран. Многие из них усиливали сотрудничество со странами
социализма, ориентацию на социализм.

Позиции
социализма и коммунизма в мире стали намного прочнее, надежнее, перспективнее.
Но эти позиции нужно было умело, творчески, по-ленински новаторски,
инициативно, демократически закреплять и усиливать, учитывая, с одной стороны,
что наличие мирового социалистического содружества усложняет диалектику
социалистического развития, требуя всемерного учета особенностей и специфики
развития каждой страны, разности их уровня развитости, уважения к выдвигаемым
ими инициативам и новациям, а с другой стороны, что мировой капитализм усилит
натиск на социалистические страны, подрывая их извне и изнутри,
противопоставляя друг другу, ссоря друг с другом. Ослабляя тем самым мощь и
единство мировой социалистической системы, чего никак нельзя было допускать,
ставя выше всего интернациональное единство мирового социализма, а не амбиции и
волевые решения отдельных лидеров.

И.В.Сталин
первый (с Югославией), а затем еще более Н.С.Хрущев (с Китаем и Албанией)
нанесли огромный ущерб прогрессу мирового социализма, продемонстрировав, что
они ничего не видят кроме “советской модели” социалистического развития и не
собираются считаться с инициативами и новациями лидеров других социалистических
стран, которые могут содержать и положительные, и негативные моменты. Но и в
этом случае со всеми лидерами надо вести разговор и дискуссии на равных,
по-коммунистически, уважительно, ставя на первейшее место общее
социалистическое дело, а не авторитарные амбиции и замашки “всезнаек”,
излагающих поучения и дающих “ценные указания” (ЦУ). Такую же линию
“советоцентризма” продолжил затем и Л.И.Брежнев, что фактически закрыло
возможность более или менее успешного выхода из кризиса, охватившего ряд
европейских социалистических стран (Чехословакию, Польшу), и своеобразного
качественного обновления социализма на путях “демократического социализма”,
“социализма с человеческим лицом”, самоуправляемого социализма, что теперь уже
признается нормальным и естественным.

При всех этих
крупных субъективных просчетах и ошибках (которые можно было и следовало
исправлять, как всегда делал В.И.Ленин), при всех объективных кризисных
явлениях в экономическом и общественном развитии (которые также можно было
преодолевать, как они преодолевались в ленинский период, были преодолены в
Китае и Вьетнаме, да и капиталистические страны, систематически сталкиваясь с
кризисами, всевозможными мерами выходят из них, как в конце 1997 г. – начале 1998 г. из финансового кризиса, начавшегося в Азии) – при всем
этом мировой социализм сохранял колоссальную экономическую мощь, огромные
ресурсы и возможности для продуктивных реформ, конструктивных, созидательных
преобразований. Пока в СССР не началась непродуманная, импульсивная, авантюрная
“перестройка” с приходом к власти М.С.Горбачева в 1985 г.

Четвертая
ступень и этап – с 1985 г. по конец 90-х годов, величайшая
трагедия XX века и, может быть, всей человеческой истории, заключающаяся в
том, что мировому империализму во главе с США, всегда стремящегося к разгрому
социализма, коммунизма, мировой социалистической системы и прежде всего самой
мощной социалистической страны – СССР как второй мировой сверхдержавы,
удалось мирным путем в результате своих разрушительных, подрывных действий,
используя ЦРУ и сионизм, и опоры на предательскую роль М.С.Горбачева,
А.Н.Яковлева, Э.А.Шеварднадзе и других свернуть СССР с социалистического пути
на капиталистический, нанеся тем самым сокрушительный удар по коммунизму.

Этот верхушечный
субъективный контрреволюционный переворот – уникальное явление в
человеческой истории. Он стал возможным из-за гипертрофированной абсолютизации
роли субъективного фактора – единовластного правителя в СССР в виде
генсека или президента при отсутствии и партийной демократии, и народной
демократии, когда его практически никто не контролирует и он никому не
подотчетен. Началось это все с И.В.Сталина и продолжалось во время диктаторства
волевого, жестокого, властолюбивого “царя” Бориса Ельцина.

И этот
самый слабый пункт послеленинской советской системы – фактор концентрации
власти в одном лице, а не в партии, не в народе, блестяще использовал
империализм Запада во главе с США. Вот что происходит, когда социализм, его
руководство игнорирует демократию, хотя К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин постоянно
подчеркивали, что социализм и демократия неразрывны. Для В.И.Ленина главным в
развитии социализма была демократическая самодеятельность народных масс. При
нем Советы снизу доверху воплощали непосредственную демократию, соединяя
воедино законодательные и исполнительные функции, а не разделение их, как стало
со Сталина, и не превращение Советов в преимущественно формальные органы.

Подрыв
социализма и коммунизма в СССР на рубеже 1989-1990 гг. соединил воедино
массированный и хорошо подготовленный натиск извне со стороны империализма
США и других западных стран, их спецслужб во главе с ЦРУ, мирового и
российского сионизма с совершенным внутри СССР предательством, самокапитуляцией
М.С.Горбачева.

Вслед за
М.С.Горбачевым его “преемник” и выдвиженец Б.Н.Ельцин продолжил преступную
борьбу с коммунизмом и совершил “свое” величайшее преступление – распустил
и уничтожил в декабре 1991 г. СССР. Горбачевское услужение империализму
Б.Н.Ельцин дополнил своим еще более преступным, антинародным, антиисторическим.
Вот так сверху два самовластца и преступника перекроили советскую историю,
исполняя волю, поручения и планы международного империализма, пойдя открыто
против своего народа.

Одновременно с
СССР и опираясь на того же М.С.Горбачева, империалисты и сионисты США, других
западных стран с помощью того же ЦРУ совершили перевороты и “розовые”
революции в восьми социалистических странах Центральной и Восточной Европы,
повернув их на капиталистический путь развития, уничтожили ГДР как
самостоятельное социалистическое государство, присоединив ее к
капиталистической ФРГ, раздробили единую социалистическую Югославию. Они
организовали в ней кровавую бойню между отдельными странами и народами,
направляя ее именно против сербов как славянского народа, что входит в общий
план борьбы международного империализма и сионизма против славянства вообще,
прежде всего против русских.

Коммунизм
оказался существенно подорванным, но не уничтоженным. Во-первых, он лишился
своего мощнейшего лидера – СССР. Во-вторых, от социализма насильственно
отвратили, повернув на капиталистический путь, восемь стран Центральной и
Восточной Европы. В результате, в-третьих, мировая социалистическая
система оказалась сильно суженой, лишенной своего многообразного богатства как
содружества европейских, евразийских, азиатских и американских стран. Теперь
мировую систему воплощают Китай, Вьетнам, КНДР и Куба, страны двух
континентов – Азии и Америки.

Но глобальное
полюсное деление мира на первый –капиталистический мир, второй –
социалистический мир и третий мир развивающихся стран сохранилось. Коммунизм
отступил под натиском империализма, но вовсе не погиб. Причем отступил
временно.

Пятая ступень и
этап – этап современного развития коммунизма в 90-е годы XX века
и подготовки вступления в ХХI век. Он оказался особенно трудным для оставшихся
социалистических стран, прежде всего для Кубы и КНДР. Ведь М.С.Горбачев и
Б.Н.Ельцин, услужливо следуя в фарватере США и Запада, практически
экономически изолировали Кубу, прекратили поддержку КНДР.

Для Китая,
Вьетнама, Кубы это период извлечения уроков из крупнейших ошибок, допущенных
последними руководителями СССР, из крупнейших собственных ошибок, как,
например, “большого скачка” и “культурной революции” в Китае. Кризисные явления
в европейских социалистических странах в 50–80-е годы, застой в последние
годы в экономическом развитии СССР не могут не подводить к выводам, что
социализм как живой саморазвивающийся организм не может постоянно не
улучшаться, совершенствоваться, изменяться, совершать количественные и
качественные скачки, не осуществлять реформирование и революционизирование.

В динамике
поступательного развития недопустимы как необоснованные забегания вперед, чем
постоянно грешили последние советские лидеры (Н.С.Хрущев, Л.И.Брежнев) и
обслуживающие их помощники и приближенные ученые, так и губительные отставания
от новых потребностей общественного развития, особенно когда эти новые
потребности буквально вопиют через обострившиеся общественные противоречия,
перерастающие в кризис и стагнацию. Умиротворение ложно понимаемой
“стабильностью” сыграло плохую шутку с провозвестниками всяческих “великих
десятилетий”, кончавшихся обычно очень плачевно.

Социализм как
никакое другое общество должен быть наиболее динамичным, новаторским,
передовым, вбирающим все новое из мирового опыта в области техники, технологии,
науки, культуры, управления, организации, образования и подчиняющим это новое
великим социалистическим и коммунистическим целям обеспечения благосостояния,
справедливости, братской, свободной и счастливой жизни всем труженикам, всем
людям.

Умелый опыт
эффективного реформирования в пользу народа продемонстрировало коллективное
руководство Китая, начиная с 1978 г., коллективное и обновляющееся руководство Вьетнама. Творческий социализм в Китае и Вьетнаме обеспечивает этим
странам мощный подъем и взлет, а народам этих стран – повышение
благосостояния, разрешение многих проблем и противоречий, проявляющихся в
общественной жизни. Новаторские пути социалистического развития осуществляет в
последнее время руководство Кубы.

Одним словом,
социализму и коммунизму на пользу все – и уроки блестящих побед и уроки
горьких, тяжелых поражений. Главное – извлекать эти уроки и делать дело,
идти вперед. Только вперед.

Грядущая шестая
ступень и этап – коммунизм в ХХI веке. Несомненно, исходя из ныне
проявляющихся и действующих тенденций, что в ХХI веке коммунизм будет
проявлять, во-первых, дальнейший рост, взлет, подъем и, во-вторых, расширение в
глобальном масштабе. Современный капитализм все более демонстрирует свою
исчерпанность роста и обновления, социальную неспособность, гуманную пустоту,
духовно-нравственную реакционность и вырождение. Капитализму нечего предложить
позитивного, вдохновляющего, захватывающего и устраивающего всех в грядущем
тысячелетии и двадцать первом столетии. Вот почему как не поддерживает современный
империализм в мире правые силы и движения, все реакционное, профашистское и
фашистское, как не навязывает кругом насилие, военные вмешательства,
интервенции и войны, в мире в противодействие этому нарастает левая, подлинно
демократическая, социалистическая тенденция развития, все чаще побеждают
народные, социалистические силы. Мир явно идет влево, к народной демократии, к
социализму и коммунизму.

Это не означает,
что у коммунизма не будет проблем, трудностей, противоречий. Без этого нет
общественного и цивилизационного развития, а следовательно, и прогресса. Одна
из важных, на мой взгляд, проблем – соотношение общего и особенного в
развитии социализма и коммунизма. В Китае подчеркивают, что они проводят
свой курс на сочетание марксизма-ленинизма, теории Мао Цзэдуна, вклада Дэн
Сяопина и учета китайской специфики. А каковы “доли” соотношения этого
общего и специфичного? Не может ли социализм в Китае становиться только
специфическим “китайским социализмом”, а не социализмом вообще? Это существенный
вопрос. В.И.Ленин подчеркивал, что революции в странах Азии дадут огромное
разнообразие в социалистическом развитии. Это и происходит. Это нормально и
естественно. Но во всякой специфике и особенностях должно неизбежно проявляться
и общее, главное, существенное, что и делает конкретный социализм именно
социализмом, конкретный коммунизм именно коммунизмом. Эта диалектическая мера
соотношения общего и особенного в развитии социализма и коммунизма очень важна
и требует глубокого осмысления.

На мой взгляд,
главным звеном в развитии коммунизма в ХХI веке является Россия, да и
другие страны СНГ. И потому, во-первых, что Россия и другие страны СНГ уже
были в социализме, практически увидели его достижения, успехи и преимущества
(наряду с промахами, извращениями и деформациями).

И потому,
во-вторых, что в России и других странах СНГ сохранились мощные настроения,
движения, тенденции в пользу социализма, а в последнее время в либеральных,
рыночных кругах проявилась просто небывалая тяга к социал-демократизму, “новому
социализму”, просто к социализму и т.д. Провалившись в правых,
антинародных рыночных “реформах”, все иные захотели выглядеть левыми,
социал-демократами, социалистами, в общем патриотами и народниками. Это
ярчайшее свидетельство кризиса и провала всего курса антинародных реформ,
псевдодемократизма и либерализма.

Главным звеном,
в-третьих, Россия является потому, что она объединяет в себе Европу и Азию,
есть евразийская страна, вбирающая в себя все левое, прогрессивное,
революционное со всех сторон, осваивающая и перерабатывающая все передовое и
новаторское и дающая затем это в своем собственном, самобытном, истинно
российском варианте и проявлении.

Наконец,
в-четвертых, и это самое главное, Россия не может не дать, не предложить новые
идеи развития, новый путь и новый тип общественного и цивилизационного развития
на ХХI век для себя и для других стран, для всего мира. Россия –
такова уж ее суть и душа – не может не дать новую большую новацию и идею
на XXI век. А они – эти новации и идеи – не могут не быть
левыми, прогрессивными, демократическими, народными, справедливыми,
социалистическими, коммунистическими.

Так что, уверен
я, успех коммунизма в ХХI веке во многом, если не в главном, зависит от
того, куда повернет Россия. Пойдет ли она влево, в новое социальное обновление,
в новый социальный и духовный прорыв в будущее, в новый революционный
социально-демократический поворот. А она должна пойти, и народ,
несомненно, скажет свое решающее слово.

На содействие
такому революционному социальному повороту России и должны ныне интенсивно
работать все левые, патриотические, подлинно демократические, социалистические,
коммунистические силы. Россия должна войти в ХХI век не носителем
регресса, капитализма и реакции, а носителем прогресса, народности, новой
социальности и справедливости.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяСоус Бешамель
    Следующая статьяБ. Вера :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ