8 :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Загрузка...
8

.

8

Я  могу в настоящей работе лишь наметить те основные законы и принципы, по которым существует мир примитивных личностей, по которым существует отдельно взятая примитивная личность, и лишь так как это видится психиатру и психотерапевту. Я не профессиональный социолог и не могу претендовать на  глубокие  социальные обобщения.

Поскольку феномен примитивной личности возникает лишь после достижения индивидом биологической зрелости, вся сущность  примитивного  личностного  функционирования  связана  с изменением онтогенетического эволюционного вектора на  инволюционный.  Мир примитивных личностей – это мир инволюционирующих личностей.

Поскольку  в  первую  очередь процессы эволюции и инволюции личности связаны с ее способностью  к  усвоению  и  переработке информации, один из основных законов мира примитивных личностей касается области знаний и когнитивной сферы.

Все знания нужны только для того, чтобы использовать  их  в практической жизни, знания ради знаний – это глупость. Недостаток знаний можно и нужно компенсировать связями. Ценность человека после достижения им  биологической  зрелости  определяется уже  не  по его способности  к усвоению и переработке знаний, а по  тому  реальному  положению, которое он занимает в обществе. Его интеллект не имеет при этом никакого значения. Ценится сила как способность завоевать себе максимальное жизненное пространство. Особое место при этом принадлежит вещам, званиям и  титулам  как символам достигнутости. Для примитивной личности очень важна мифология вещей. «Надеть розовый галстук или начать  танцевать  для иного значило бы переменить мировоззрение... Костюм – великое дело...» – писал Лосев.

Накапливание и  творческое использование знаний –  деятельность, требующая максимальных затрат энергии. Поглощение информации и эмоциональное ее отреагирование – деятельность, требующая меньших затрат энергии. Креативная личность  имеет  избыток психической  энергии и у нее нет другого выхода, кроме как максимально тратить ее для снижения внутриличностного напряжения.

Ненормальная  избыточность психической энергии у креативных личностей сравнима с нормальной избыточностью психической энергии у детей и подростков прежде всего в своих внешних  проявлениях: повышенной  умственной  активности,  жизнедеятельности, склонности ко всему новому, необычному и сложному. И то же  самое поведение, которое ни у кого не вызывает  удивления,  когда речь идет о ребенке или подростке, которое даже не обращает  на себя внимания, поскольку обыденно, повседневно и  нормально,  в период  позднего  онтогенеза  вызывает  искреннее  любопытство, иногда зависть, иногда неприязнь, но в любом случае оно замечаемо, ибо необычно, неповседневно, исключительно и ненормально.

Если  мы рассмотрим личность в широком плане, как это делал еще Джемс, который включал в понятие личности не  только  физические и душевные качества, но и все, что человек может назвать своим  (его платья, дом, жену, детей, предков и друзей, его репутацию и труды, его имение, лошадей, его яхту и  капитал),  то можно выделить при этом в личности как бы ее  внутреннюю  имманентную сущность и самоценность, которая остается и сохраняется после того, как личность лишается всего  того,  что  обозначено выше  в скобках, и ее внешнюю, не обязательно связанную с внутренней  сущностью личности, ценность. Эта ценность личности определяется прежде всего общечеловеческой ценностью тех  предметов, которые включены выше в скобки. Так всегда было  и  всегда будет. Всегда в обществе ценность человека как личности определяется по тому, как он одет, какой у него дом, какая у него жена, насколько престижна его профессия, сколько он зарабатывает, каков его капитал, какими званиями и титулами он обладает,  каковы его связи. Эти ценности можно отнести к непреходящим в мире примитивных личностей.

Все эти ценности и их значимость вытекают из самой сущности примитивной  личности,  и более того, все они начинают приобретать свою ценность только на определенном этапе личностного онтогенеза. Взгляд на мир глазами ребенка и подростка  более  непосредственен.  В детском мире роста и развития уделяется большее внимание именно внутренней сущности и людей и явлений.  Зеленое  стеклышко  для ребенка представляет больший интерес, чем стодолларовая  купюра, потому что через зеленое стеклышко можно по новому увидеть весь мир, а на стодолларовую купюру весь  мир можно  всего лишь купить. Внутриличностная (интраиндивидуальная – по теории Л. Я. Дорфмана) сущность другого человека представляет для подростка гораздо большее значение, чем социальное положение его родителей, одежда, которую этот человек носит и  школа, в которую он ходит.

Антуан де Сент–Экзюпери в «Маленьком принце» грустно сокрушается,  что взрослые никогда не спросят о самом главном, когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг: «Они  никогда не  спросят  о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько  ему  лет?  Сколько  у  него  братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают,  что  узнали  человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него  герань, а на крышах голуби», – они никак не могут представить себе этот дом.  Им  надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», – и тогда они восклицают: «Какая красота!» (210).

Одна из главных задач онтогенетической  персонологии,  как она  мне  видится, заключается не только в том, чтобы доказать, что онтогенетическая индивидуальная динамика изменяет  содержательные  стороны  личности, но и объяснить, почему это происходит.

Из  разной содержательной наполненности одной и той же личности на разных этапах ее личностного  онтогенеза,  непосредственно вытекает известный конфликт поколений, конфликт между миром креативных детей и подростков и миром примитивных взрослых. Разное мировоззрение, разные ценности, разнонаправленное в векторном  отношении  бытие  приводит к естественному антагонизму, который из поколения в поколение находит свое  естественное  же разрешение в том, что 95 процентов бунтующих креативных подростков (нигилистов и анархистов), незаметно в процессе онтогенеза превращаются  в примитивных личностей и вливаются в примитивный мир. Они незаметно для себя усваивают, понимают  и  проникаются ценностями  этого  мира  и  стыдливо вспоминают свои «незрелые» юношеские порывы и фантазии.

Какой нормальный юноша или девушка интересуется  материальным  положением или социальным статусом своей любимой или любимого? И какой нормальный молодой человек или молодая женщина не интересуются этим? Какой нормальный юноша или девушка интересуется социальной престижностью или материальной выгодностью своей  будущей  профессии?  И какой нормальный молодой человек или молодая женщина не выразит в последующем в  душе  благодарность своим  родителям,  которым удалось дальновидно заставить своего ребенка выбрать именно ту профессию, которая при минимуме  затрат принесет в будущем наибольшие социальные плоды.

Вся проблема онтогенеза личности заключена в том, что после достижения биологической зрелости, внутренний, ядерный потенциал личности начинает неизбежно и необратимо как шагреневая кожа уменьшаться, съеживаться, суживаться и сморщиваться. Живая душа начинает  постепенно умирать и единственный способ не замедлить, но спрятать этот страшный необратимый процесс от себя и от других – это забота о возведении декораций, укреплении фасада личности. Деньги, имущество, власть, связи, титулы и звания, национальная гордость и патриотизм, вера и мораль – вот вечные способы иллюзорного увеличения масштаба  собственной  личности  не только  в глазах окружающих, но и в своих собственных глазах. В тех случаях, когда мы видим перед собой личность глубоко, внутренне заинтересованную и озабоченную вышеперечисленными проблемами – мы видим перед собой умирающую личность, мы видим  перед собой обычную, нормальную, примитивную личность.

Эти средства  могут  быть  иногда  востребованы  совместно, иногда одно из них вытесняет другие. Так, например, вера  может вытеснять  любовь  к деньгам, а одежда – национальную гордость, или наоборот, патриотизм может стать выше денег и имущества или наоборот – не суть важно. Цель всех этих средств одна  –  прикрыть,  замаскировать, спрятать, защитить от внешнего взора свою все уменьшающуюся внутреннюю имманентную сущность  и  ценность.

На фоне улучшения  социального  статуса,  профессионального роста,  карьерного  роста,  расширения круга связей, увеличения дохода и благосостояния, на фоне увеличения  социальной  значимости  собственной личности идет незаметный, постепенный, необратимый процесс распада личности, ее медленная инволюция и  тот самый  парадокс  человеческого существования, на который в свое время обращал внимание Б. Г. Ананьев, говоря, что во многих  случаях  те или другие формы человеческого существования прекращаются еще при жизни человека как индивида, т.е. их умирание наступает раньше, чем физическое одряхление от старости. Он  рассматривал все это как нормальное состояние, связанное с «сужением объема личностных свойств».

.

Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.