1 :: vuzlib.su
Ищите Господа когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Загрузка...
1

.

1

Если сказать, что психотерапевт должен  обязательно  учитывать индивидуальные особенности пациента – это может показаться смешным. Настолько это тривиально.

Любая психотерапия  настолько, насколько она имеет  отношение  к личности, насколько она учитывает индивидуальные особенности личности, учитывает и те индивидуальные особенности,  которые  непосредственно обусловлены  онтогенезом.  Поэтому любая психотерапия в большей или меньшей степени – это онтогенетическая психотерапия.

Теоретически – это так, но так ли это практически?

Ведь, онтогенетический подход к психотерапии – это не просто  возрастной подход, когда мы проводим психотерапию, учитывая возраст пациента и ориентируясь на известные возрастные  особенности  психологического функционирования. Естественно, что зная о неразвитости абстрактно–логического мышления в детском и раннем подростковом возрасте, мы, например, изменим тактику рациональной психотерапии, будем по другому объяснять ребенку и подростку механизм возникновения заболевания и пути возможного выхода из психотравмирующей ситуации. В зрелом возрасте мы  будем использовать иные подходы, иные слова и иные объяснения.

Онтогенетическая психотерапия базируется на несколько  ином подходе к личности. Понимая онтогенез как эволюционно–инволюционный процесс, в котором период развития, созревания и  становления  личности  сменяется периодом зрелости, а зрелость в свою очередь  плавно сменяется периодом инволюции и регресса личности, мы именно в этом векторном понимании онтогенеза усматриваем основную сущность  онтогенетической  психотерапии.  Не  столько учет конкретных, привязанных к возрасту особенностей психологического  функционирования  личности, сколько учет общей динамической направленности, учет  эволюционного  или  инволюционного вектора  в  каждом  конкретном случае позволит нам лучше понять индивидуальные особенности личности и проводить более  адекватную психотерапию.

Там,  где мы видим процесс эволюции личности, развивающуюся личность, полностью неактуализированную личность, мы смело  можем проводить активизирующую психотерапию, мы смело можем обращаться к личности, мы можем не бояться перекладывать  груз  ответственности за свое дальнейшее развитие и функционирование на саму  личность, мы имеем право усиливать внутренний локус–контроль  и интернальность атрибуции. Мы проводим  психотерапию  по Карнеги и говорим человеку «начни с себя».

Подобная  активизирующая  психотерапия  может помочь лишь в том  случае, когда личностный потенциал еще не исчерпан. Подобный тип психотерапии применим лишь для развивающейся  личности. Только в двух случаях мы можем ожидать успеха от подобного вида психотерапии: у подростков и у креативных личностей. Только для них сам факт функционирования в ограниченной, закрытой ситуации является психотравмирующим. Только у них искусственное ограничение  деятельности,  недостаток  стимулов  приводит к нарастанию психического напряжения и даже заболеванию. При этом не важно – что является причиной ограничения: сам человек  или  какие–либо внешние  факторы.  Поскольку  подростки и креативные личности в значительной степени ориентированы на  себя  и  самодостаточных, окружающая социальная среда лишь с большим трудом может создать такие  условия, которые бы в истинном смысле слова воспрепятствовали реализации имеющихся потенций, и как следствие – привели к возникновению личностной и невротической  патологии.  Избыток психической  энергии значительно проще реализовать даже в условиях крайне бедной стимульной среды. Креативная личность,  даже работая  дворником  –  всегда имеет возможность придумать новый способ подметания улиц. Она всегда умудрится из самого скучного занятия, если его невозможно избежать, устроить себе  настоящий праздник.

Поэтому значительно чаще можно встретить случаи самоограничения, так называемые «творческие кризисы», когда  человек  сам сознательно отказывается по тем или иным причинам от креативной деятельности из страха ли перед ее последствиями или из чувства неуверенности в себе.

Известен  пример с Фрэнком Капрой, который приводит в одной из своих работ Э. Фромм. Сициллийский мальчик, выросший в американском гетто, больше всего мечтал о славе и признании. Несмотря на жесточайшую  конкуренцию,  он  благодаря уму, хитрости и  упорству пробился наверх  и  стал главным режиссером студии «Колумбия пикчерз». Его главной мечтой стал «Оскар» и мечта Капры стала  реальностью  – его  картина  «Это случилось однажды ночью» с Кларком Гейблом и Клодетт Кольбер удостоилась пяти «Оскаров». После  этого  Капра совершенно  неожиданно пугается, потому что он вдруг решил, что с этого момента, с этой вершины все дороги ведут вниз. И именно так чаще всего и происходит в жизни.  После  достижения  своего пика, человек рассчитывает, что многое главное еще впереди, хотя со стороны нетрудно заметить, что потенциал человека уже исчерпан и именно попытки стимулировать его творческую активность могут привести к возникновению заболевания.

В  момент творческого кризиса Капра также тяжело заболевает. Он постоянно жалуется на усталость, у него стала повышаться температура, появилась болезненная слабость, по ночам его лихорадило, и даже рентген показал затемнение в правом легком.  Однако  доктора были озадачены, так как многие другие симптомы не подтверждали начальный диагноз –  туберкулез.  Состояние  Капры ухудшалось  – он потерял в весе около тридцати фунтов и «таял с каждым днем». Единственным близким другом Капры в это время был Макс  Уинслоу.  Капра  сказал ему, что умирает. На десятый день его болезни Макс зашел к другу в спальню рано утром  и  сказал, что  какой–то  незнакомый человек хочет его видеть. Капра хотел отказаться от этой встречи, но Макс уговорил его принять незнакомца.  Незнакомец  не  захотел  говорить с больным, пока он не встанет с постели. Капра начал было  объяснять,  что  не  может встать, но Макс помог ему одеться и почти силой усадил взбешенного Капру в кресло. Без всяких предисловий незнакомец сразу же сказал:

– Мистер Капра, вы трус.

– Что–о–о?..

–  Вы трус, сэр, но что еще печальнее, вы оскорбляете замысел господний. Вы слышите, что говорит этот безумец? – Он  указал  на работающий радиоприемник, из которого доносились лающие звуки речи Гитлера. – Этот слуга дьявола хочет отравить мир ненавистью. Сколько людей слушают его? Пятнадцать, двадцать  миллионов? Всего двадцать минут?  А вы, сэр, можете напрямую говорить с сотнями миллионов два часа при потушенном свете. Ваш талант,  мистер Капра, принадлежит не только вам! Это дар Господний! И сделал  это господь не случайно! Если вы не  используете этот  дар,  вы  тем самым оскорбите Господа и все человечество. Прощайте, сэр!

Пристыженный и разозленный  режиссер выключил радио, встал, оделся, собрал чемоданы и поехал с  женой  в  Палмспрингс,  где постепенно  пришел в себя. К нему вернулось жизнелюбие, желание работать! Он ощутил новый творческий подъем. Капра создал после этого всемирно известные  фильмы,  ставшие  популярными,  кроме прочих  достоинств еще и потому, что они были признаны как «Новое слово в изображении состояний человеческой  души».  «Мистер Дитц  едет в город», «Мистер Смит едет в Вашингтон», «Эта прекрасная жизнь», «Потерянный горизонт», и многие другие его фильмы  оказали  огромное  влияние  на  миллионы людей во всем мире (156).

Неправильно  было бы думать, что незнакомец с помощью своих слов вложил в Капру заряд энергии и стимул к  деятельности,  он лишь  умело убрал блокаду, препятствующую наличному творческому потенциалу, он направил имеющуюся энергию с путей созидания болезни на пути продуктивной креативной деятельности.

Для  креативной  личности  самым  большим психотравмирующим фактором является искусственная пассивность.  Если  ограничение психической  активности  ребенка и подростка приводит к существенной деформации личности, то аналогичный процесс у креативной личности приводит к нервно–психическому заболеванию.  Поскольку для креативной личности творческая деятельность является просто физиологической потребностью, связанной с  необходимостью  свободно тратить избыток психической энергии, невозможность ею заниматься  или прекращение ее приводит к психическому перенапряжению и психосоматическому заболеванию.

.

Назад

Главная Новости Книги Статьи Реферати Форум
 
 
 
polkaknig@narod.ru © 2005-2006 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.