Исторический бунт :: vuzlib.su

Исторический бунт :: vuzlib.su

67
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Исторический бунт

.

Исторический бунт

С. 198. Эти слова принадлежат герцогу де Лианкуру, они были
ответом на вопрос Людовика XVI, узнавшего о восстании в Париже и взятии
Бастилии: «Это бунт?» — «Нет, сир, это не бунт, это —
революция».

С. 199. Прудон, Пьер Жозеф (1809-1865) —
французский философ и экономист, теоретик мелкобуржуазного социализма и
анархизма.

С. 200. Анахарсис Клоотс (Жан-Батист дю
Валь-де-Грас, барон фон Клоотс, 1755-1794) — немецкий аристократ, с 1776 г. жил в Париже, принимал участие в работе над «Энциклопедией». С 1789 г. активный участник французской революции, именовал себя «оратором рода
человеческого» и «гражданином человечества», был членом
якобинского клуба, депутатом Конвента. В 1793 г. сблизился с гебертистами и принимал участие в дехристианизации Парижа и установлении Культа Разума. Был
арестован, будучи обвиненным Робеспьером в иностранном заговоре. Приговорен к
смерти и казнен вместе с другими гебертистами 24 марта 1794 г.

С. 203. Равальяк, Дамьен — Равальяк — убийца
Генриха IV (14 мая 1610 г.);

Дамьен — покушался на жизнь Людовика XV в 1757 г. (возможно, покушения, гак такового, не было, слабый удар был нанесен перочинным ножом, дабы
запугать короля). И Равальяк, и Дамьен были четвертованы.

Мишле, Жюль (1798-1874) — французский историк и писатель,
автор многотомных «Истории Франции» и «Истории французской
революции».

Боссюэ, Жак Бенинь (1627-1704) — французский богослов,
епископ. Был воспитателем наследника престола, вел полемику с протестантами, с
квиетизмом. В «Рассуждении о всеобщей истории» дал обзор истории
человечества в духе провиденциализма: Бог непосредственно управляет судьбами народов.
В политических сочинениях осуществлял богословское обоснование абсолютизма как
наиболее разумной формы правления.

С. 204. Савойскш викарий — «Исповедание
веры савойского викария» — текст Ж. Ж. Руссо, включенный в IV книгу романа
«Эмиль»; представляет собой изложение религиозно-философских
воззрений Руссо.

Дантон, Жорж Жак (1759-1794) — деятель Великой французской
революции, один из вождей якобинцев.

Сент-Жюст, Луи Антуан де (1767-1794) — участник французской
революции, член Комитета общественного спасения, ближайший сподвижник
Робеспьера, организатор и теоретик террора. Был инициатором
социально-экономических декретов о конфискации собственности эмигрантов и ее
распределении, политических декретов против гебертистов и дантонистов. Был
арестован и казнен вместе с Робеспьером. Его главное произведение
«Республиканские учреждения» было опубликовано посмертно.

В основном социально-политическом трактате Руссо «Об
общественном договоре, или Принципы политического права» развивается
учение, оказавшее значительное влияние на вождей якобинцев.

С. 207. Фоше. Клод (1744-1793) — архиепископ
Буржа, принял активное участие во французской революции, был депутатом сначала
Законодательного собрания, затем Конвента. Сторонник жирондистов, казнен во
время якобинского террора.

Верны, Пьер Викторьен (1753-1793) — один из руководителей
жирондистов в Законодательном собрании, затем в Конвенте. Был казнен вместе с
другими вождями Жиронды.

С. 209. Ру, Жак (1752-1794) — французский
революционер, член клуба кордельеров, отрекся от религиозного сана,
проповедовал социально-экономическое равенство, руководитель
«бешеных». Был арестован в сентябре 1793 г. и покончил с собой, узнав о приговоре революционного трибунала.

Брюсо, Жак Пьер (1754-1794) — французский политический
деятель, журналист, один из руководителей жирондистов (которых иногда даже
называли «бриссотенами»). Казнен во время террора.

С. 210. Vox populi, vox naturae — глас народа, глас природы
(лат.).

С. 211. Катан, Брут, Сцевола — французские революционеры
постоянно обращались к образцовым персонажам римской республики. Катан, Марк
Порций (95-46 до н. э.) — стоик, республиканец, покончивший с собой после
поражения помпейявцев в Утике (отсюда «Катон Утический»). Брут, Марк
Юний (85-42 до н. э.) — один из заговорщиков и убийц Цезаря во имя
восстановления республики. После поражения в битве под Филиппами покончил с
собой. Сцевола, Гай Муций — легендарный римский герой, отправившийся в лагерь
этрусского царя Ларса Порсенны и сжегший в присутствии последнего на медленном
огне свою руку, чтобы продемонстрировать, что среди римлян есть множество
готовых к самопожертвованию юношей, способных убить царя ценою своей жизни.
Общим для всех этих римских героев являются верность республике, готовность к
тираноубийству и к собственной гибели во имя общего блага.

Монтескье, Шарль Луи (1689-1755) — французский философ,
писатель, историк, видный представитель французского Просвещения.

С. 212. Бернарден де Сен-Пьер, Жак Анри
(1737-1814) — французский писатель, развивал руссоистские идеи о жизни согласно
природе и добродетели в романе «Поль и Виргиния» (1788). Является
предшественником французского романтизма.

С. 214. Марат, Жан-Поль (1743-1793) —
французский публицист и политический деятель, один из вождей монтаньяров,
«друг народа», был убит Шарлоттой Корде.

С. 216. Бийо-Варенн. Ж. П. (1756-1819),
Колло д’Эрбуа. Ж. М. (1750-1796) — члены Комитета общественного спасения, так
называемые «левые термидорианцы», принимали участие в заговоре по
свержению Робеспьера, но в связи с их многочисленными репрессивными деяниями во
время террора были осуждены на ссылку в Гвиану.

С. 217. Жорес, Жан (1859-1914) — французский
политический деятель философ, историк. Один из лидеров французской
социалистической партии, основатель газеты «Юманите», противник
национализма и войн. Был убит националистом накануне 1-й мировой войны. Автор
«Социалистической истории французской революции».

Речь идет об июльской революции 1830 г. во Франции, которая завершилась установлением конституционной монархии
«короля-гражданина» Луи-Филиппа Орлеанского.

С. 218. …еще оставляют Верховное существо
— после отмены введенного гебертистами Культа Разума по настоянию Робеспьера 7
мая 1794г. был введен культ Верховного существа, формулируемый в духе
деистической философии Просвещения, в первую очередь философии Руссо. Робеспьер
был противником атеизма, которому он желал противопоставить (как и
христианству) «естественную религию», признающую существование
Верховного существа и бессмертие души. Данный культ должен был иметь общественный
характер с целью развития гражданственности и республиканской морали. Первое и
единственное празднество в честь Верховного существа отмечалось 20 прериаля 11
года (8 июня 1794 г.). После падения якобинцев этот культ был незамедлительно
отменен.

С. 219. Александр Север — римский император,
время правления с 222 по 235 г.

С. 222. Давид Штраус, Бруно Бауэр, Фейербах
— представители младогегельянства. Штраус, Давид Фридрих (1808-1874) — теолог,
главное произведение — «Жизнь Иисуса», в котором все сверхъестественные
события Нового завета рассматриваются как мифы, причиной возникновения которых
является зависимость человека от природы.

Бауэр, Бруно (1809-1882) — теолог, философ. Дал более
радикальную, чем Штраус, критику Евангелий; считал движущей силой истории самосознание,
деятельность «критически мыслящих» личностей.

Фейербах, Людвиг (1804-1872) — философ-материалист. Вместе с
отходом от гегельянства сформулировал принципы собственного антропологического
материализма. В основном произведении Фейербаха «Сущность
христианства» религия рассматривается как иллюзия, имеющая своим истоком
бессилие человека перед лицом природы. Бог есть проекция на внешний мир
человеческого духа, отчуждение от человека его собственных сущностных сил, а
религия — зависимость человека от продукта собственного мышления.

С. 226. Град Божий — в трактате Августина
Аврелия «О граде Божием» проводится разделение на два вида
человеческой общности: «град земной» и «град Божий».

С. 227. Кожев, Александр (1902-1968) —
французский философ русского происхождения (настоящая фамилия — Кожевников).
Занимал высокий пост во французской администрации, получил известность как
интерпретатор гегелевской философии, прежде всего «Феноменологии
духа».

С. 229. «Подлинным богом, богом
человеческим, будет Государство» — в комментарии к изданию эссе Камю в
библиотеке «Плейады» указывается источник — это не сам Фейербах, а
интерпретация его воззрений Ипполитом, писавшим, что у Фейербаха
«государство есть реализация божества на земле». Вероятно, это
комментарий к словам Фейербаха: «Государство есть реализованная, развитая,
раскрытая полнота человеческого существа» (Избр. фил. произв. М., 1955. Т.
1. С. 132). Но такого рода трактовка воззрений Фейербаха на государство
является крайне односторонней, Камю превращает Фейербаха в
«государственника», каковым тот не был даже в начале своей
деятельности, когда был гегельянцем. В дальнейшем Фейербах выступает с критикой
государственности (см., например, его тезисы «Право и государство»).

Homo homini lupus est — «человек человеку — волк»;
Homo homini deus est — «человек человеку — бог».

С. 230. Цитируется Фейербах, но, видимо,
французский перевод несколько отличается от русского (либо Камю цитирует по
памяти). Приводим весь отрывок: «Моим первым желанием было сделать
философию общечеловеческим делом. Но кто однажды вступает на этот путь,
неизбежно приходит в конце концов к тому, чтобы сделать человека предметом
философской деятельности и отринуть самое философию, так как она только потому
станет общечеловеческим делом, что она перестанет быть философией… Истинная
философия заключ ется не в том, чтобы творить книги, а в том, чтобы творить
людей. Никакой религии! — такова моя религия; никакой философии! — такова м
философия» (Фейербах Л. Фрагменты к характеристике моей философской
биографии // Избр. филос. произв. Т. 1. С. 268).

С. 232. Кше, Эдгар (1803-1875) — французский
историк, автор работ о греческой, итальянской и немецкой истории, противник
клерикализма.

С. 233. Университет, основанный в 1750 г. в Москве — «Указ об учрежден] в Москве Университета» был подписан императрицей
Елизаветой Петровной января 1755 г., открытие состоялось 26 апреля.

Своя ночь на 4-е августа — имеется в виду знаменитое ночное
заседай Учредительного собрания в ночь на 4 августа 1789 г. (вошедшую в историю Франции как «ночь чудес»), когда депутаты от дворянского
сословия добровольно отказались от своих феодальных привилегий.

С. 235. Камю цитирует не совсем точный
перевод на французский отрывка письма Белинского к В. П. Боткину от 1 марта 1841 г. В тексте вместо обратно перевода на русский мы приводим аутентичный текст Белинского, но с
соответcвующими французскому тексту сокращениями. В подлиннике этот отрывок
звучит следующим образом: «Благодарю покорно, Егор Федорыч, — кланяюсь
вашему философскому колпаку; но со всем подобающим вашему философскому
филистерству уважением, честь имею донести вам, что, если бы мне и удалось
влезть на верхнюю ступень лествицы развития, — я и там попросил бы вас отдать
мне отчет во всех жертвах условий жизни и истории, во всех жертвах
случайностей, суеверия, инквизиции, Филиппа II и пр., и пр.: иначе я с верхней
ступени бросаюсь вниз головою. Я не хочу счастия и даром, если не буду спокоен
насчет каждого из моих братии по крови, — костей от костей моих и плоти от
плоти моея» (Белинский В. Г. Избр. филос. соч. М., 1948. Т. 1. С. 573).

Цит. по: Белинский В. Г. Избр. филос. соч. М., 1948. Т. 1.
С. 590.

Герцен писал о нигилизме в статьях: «Новая фаза русской
литературы», «Еще раз Базаров». В последней статье Герцен
говорит о нигилизме как о «науке без догматов», «совершеннейшей
свободе от всех готовых понятий, от всех унаследованных обструкций и
завалов». В целом Герцен считал «нигилизм» неудачным термином:
«Слово «нигилизм» — это слово жаргонное; первыми выдвинули его в
России, враги радикального и реалистического движения» (ответ Г. Вырубову
// Герцен А. И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1960. Т. XX. Кн. 2. С. 511). Этот
термин по мнению Герцена, применим не к революционному движению, а к
«трагическому нигилизму Шопенгауэра». Вряд ли можно, таким образом,
говорить «апологии нигилизма» у Герцена, в особенности если учесть
его критику проповедников «бунта» и террора — Бакунина, Нечаева и др.
Герцен считал, что эта проповедь «разнуздания дурных страстей» ошибочна
теоретически и неприемлема этически. Спору с их взглядами посвящена его работа
«К старому товарищу». Еще резче он отзывался о пропаганде бакунистов
в личной переписке: «… проповедует совершенное уничтожение собственности
и семьи… но ведь это вздор. И это было бы, действительно, возвращение в
обезьяны и в скуку однообразия, которую человечество, по своему фантастическому
элементу, не вынесет» (письмо Огареву от 24 марта 1869 г.).

Котляревский Н. А. (1863-1925) — русский литературовед,
автор работ о сентиментализме, романтизме и декабристах.

С. 236. Данных фраз в тексте Тургенева нет;
либо французский перевод используемый Камю, сильно отличается от оригинала,
либо Камю вольно объединяет несколько реплик Базарова.

С. 237. Мсье Омэ — персонаж «Мадам
Бовари» Флобера — деревенек аптекарь, тип самодовольного обывателя,
провинциального вольтерьянца, ссылающегося по любому поводу на науку.

Камю придерживается спорной версии о сумасшествии Писарева
под конец жизни и его самоубийства. Известно, что у Писарева были психические
затруднения еще до четырехлетнего заключения в одиночке; могло произойти
обострение, но говорить о сумасшествии все же не приходится — Писарев продолжал
писать одну статью за другой, готовил книгу о Дидро, принимал участие в
политической жизни. Сомнительна и версия о самоубийстве — скорее всего Писарев
просто утонул, купаясь на Рижском взморье.

С. 238. Камю ошибается, покушение Каракозова
на императора Александра II произошло в 1866 г

Манихейство — созданное персом Мани (III в н э) религиозное
учение, сочетавшее в себе положения зороастризма, христианства и гно стицизма.
Поскольку в этом учении утверждается непримиримая борьба доброго и злого начал,
«манихейство» стало именем нарицательным этот термин используется для
обозначения дуалистического «черно-белого» видения мира Бакунин, по
мнению Камю, впадает в «элементарное манихейство» поскольку революция
и государство выступают у него как абсолютное благо и абсолютное зло

С. 239. Камю ставит вопросительный знак,
поскольку у Бакунина смешивают ся две совершенно различные секты итальянские
Fraticelli XIII-XV вв и «богемские братья» XV-XVI вв. Камю в данном
случае дает пересказ следующего отрывка «Кнуто-германской империи и
социальной революции» М А Бакунина. «В Богемии, славянской стране,
имевшей несчастие сделаться частью Германской империи, мы находим в народных
массах, среди крестьян, такую любопытную секту, как фратичелли, которые в
борьбе между небесным деспотом и сатаной дерзают брать сторону сатаны, этого
духовного главы всех революционеров прошедших, настоящих и будущих, истинного
творца человеческого освобождения, по свидетельству Библии, отрицателя небесной
империи, подобному тому как мы являемся отрицателями всех земных империй,
создателя свободы, того кого Прудон в своей книге о Справедливости приветствует
с таким неподражаемым красноречием» (Бакунин М Л. Философия Социология
Политика М. 1989. С. 277). Ни итальянские и провансальские Fraticelli, выходцы
из францисканского ордена, ни богемские братья почитателями сатаны не были

С. 240. «Интернациональное братство»
— созданное Бакуниным в Италии тайное общество, которое не стало массовой
организацией Программным документом был «Революционный катехизис»
(1866)

«Катехизис революционера» — документ был написан
Бакуниным и Нечаевым в 1869 г.

С. 244. Охрана — Охранное отделение было
создано в 1881 г при Депар таменте полиции, сменившем упраздненное в 1880 г Третье отделение

С. 245. Равашоль Ф. К, Вайан О., Анри Ю —
французские анархисты 80-90 х гг прошлого века. Карт, Мари Франсуа Сади
(1837-1894) — президент III Республики, был убит анархистом Казерио

С. 246. Савинков, Борис (1879-1925) — один
из руководителей эсеровской «Боевой организации», министр Временного
правительства, писатель (псевдоним — В. Ропшин). Камю пользуется французским
переводом «Воспоминаний террориста», в котором имеются некоторые
несовпадения с русским оригиналом. Так, фамилия Бориса Вноровского передана как
Войнаровский, в тексте Камю есть фразы, которые отсутствуют в русском издании.
В мемуарах Савинкова Е. С. Созонов упоминается как Сазонов.

С. 247. У Камю очевидная ошибка — Борис
Вноровский погиб при покушении на адмирала Дубасова Как пишет Савинков
«После него остался черновой набросок его автобиографии и последнее письмо
к родителям»

С. 249. Фукье-Тенвиль. Антуан-Квентин
(1746-1795) — общественный обвинитель революционного трибунала во время
якобинского террора, осужден и казнен во время термидора

С. 251. Ткачев, Петр Никитович (1844-1885)
идеолог революционного крыла народничества Говоря о влиянии идей Ткачева на
Ленина, Камю имеет в виду положение политической теории Ткачева о необходимости
захвата государственной власти: «Революционная партия все яснее и яснее
начинает сознавать, что без захвата государственной власти в свои руки
невозможно произвести в существующем строе общества никаких прочных и
радикальных изменений, что социалистические идеалы, несмотря на всю их
истинность и разумность, до тех пор останутся несбыточными утопиями, пока они
не будут опираться на силу, пока их не прикроет и не поддержит авторитет
власти» (Антология мировой философии. Т. 4 С 370) Для захвата власти
требуется централизованная организация и тайная деятельность революционного
меньшинства («интеллигентное меньшинство придает материальной силе
соответствующую организацию и направляет ее к определенной цели» Там же С
372)

С. 255. Вальхалла (Валгалла — «Чертог
убитых») — в скандинавской мифологии небесное жилище, где пируют павшие в
бою храбрые воины

Юнгер, Эрнст (р 1895) — немецкий писатель и философ В юности
служил в Иностранном легионе в Африке, воевал в 1-ю мировую войну В 20-е гг
выпустил ряд работ, в которых воспевал войну как «магическое единение духа
я крови» Некоторое время примыкал к «национал-большевизму» В
работах Юнгера начала 30-х гг — «Тотальная мобилизация», «Работник»
— обосновывается «национальная революция», которая превратит каждого
немца в «рабочего-солдата», для которого весь мир
«мастерская», «плановый ландшафт», «имперское
пространство». Эти идеи были созвучны национал-социализму, однако Камю не
совсем точно прямо записывает Юнгера в нацисты — к гитлеровскому режиму Юнгер
относился критически. После войны в философии Юнгера преобладают
аристократический анархизм, критика технической цивилизации и массового
общества.

Раушнинг, Герман (1887-?) — немецкий политический деятель и
публицист Был близок нацизму, но в 1934 г. ушел в отставку с поста президента сената Гамбурга, с 1936 г. — в эмиграции, где написал работу «Революция
нигилизма» (1938), на которую ссылается Камю

С. 256. Франк. Ганс (1900-1946) — немецкий
политический деятель, глава нацистской юстиции, с 1939 г. — генерал-губернатор Польши Приговорен к повешению на Нюрнбергском процессе.

С. 258. «Fuhrerpnnzip» —
«принцип вождизма», объявленный нацистскими идеологами высшей формой
управления и высшим проявлением народовластия Согласно этому принципу, вся
полнота власти принадлежит верховному вождю, выражающему народную волю; каждый
государственный или партийный чиновник полностью подчинен вышестоящему по
иерархии вождю, но обладает широчайшими полномочиями и полнотой власти над
подчиненными

С. 265. «Цветочки» Франциска
Ассизского. Св. Франциск Ассизский (1182-1226) — итальянский монах, основатель
нищенского ордена, названного по его имени францисканским «Цветочки»
— сборник легенд о жизни ев Франциска, записанный в начале XIV в.

Катарская ересь — средневековая ересь, распространившаяся в
XII в в Италии и на юге Франции (здесь они именовались альбигойцами).
Придерживались манихейского дуализма, отрицали католическую церковь с ее
иерархией, проповедовали ригористическое моральное учение. Катары неоднократно
осуждались папской властью, в начале XIII в по инициативе папы Иннокентия III
был начат крестовый поход против альбигойцев. Для окончательного истреблеиия
ереси была создана инквизиция.

Фабр Д ‘Оливе, Антуан (1768-1825) — французский поэт,
драматург, автор историософского трактата «Философическая история рода
человеческого»

Адам Кадмон каббалистов — в каббалистической мистике было
развито учение о «первоначальном Адаме», духовной человеческой
сущности, первооб разе творения Адам Кадмон — это соединительное звено между
бесконечностью Бога и конечными сотворенными им вещами

С. 267. Маркс К. Энгельс Ф Соч Т 1. С 422

Бональд, Луи (1754-1840) — французский философ и публицист,
критик материализма и атеизма XVIII в, был одним из идеологов Реставрации

Ренан, Жозеф Эрнест (1823-1892) — французский историк,
писатель, автор ряда работ по истории христианства

С. 268. «Спор Древних и Новых» —
литературная полемика конца XVII — начала XVIII в, велась во Франции между
поклонниками античности и теми, кто подчеркивал превосходство современной
литературы В споре участвовали Буало, Перро, Расин, Лафонтен, Лабрюйер,
Фонтенель

Тюрго, Анн Робер Жак (1727-1781) — французский экономист,
философ, политический деятель. Был близок энциклопедистам, занимал посты в
королевской администрации, с 1774 по 1776 г — генеральный инспектор финансов Попытался осуществить экономические реформы, но вступил в конфликт с двором,
аристократией и парламентом и отстранен от должности Камю ссылается аа
произведение Тюрго «Рассуждение о последовательном прогрессе человеческого
разума», в котором развивается мысль о беспредельности прогресса
человеческого рода, движущей силой которого является разум

Кондорсе, Мари Жан Антуан Николя де Каритаг, маркиз де
(1743-1794) — математик, философ, экономист, политический деятель. Автор
политико-экономических статей в «Энциклопедии». Принимал участие в
революции, является автором проекта организации системы образования. Будучи
жирондистом, скрывался во время террора и написал в убежище свое главное
произведение «Эскиз исторической картины прогресса человеческого
разума», в котором дается оптимистическая картина интеллектуального и
морального прогресса человечества Покинув убежище, Кондорсе был арестован и
покончил с собой в тюрьме.

Сорель, Жорж (1847-1922) — французский философ и публицист,
теоретик анархо-синдикализма. Буржуазному либерализму и социал-демократическому
реформизму противопоставил программу насильственного свержения
капиталистического строя (путем всеобщей забастовки). Социальные учения считал
«мифами», выражающими классовые интересы. Взгляды Сореля оказали
влияние как на революционный синдикализм, так и на доктрину итальянского
фашизма.

Токвиль, Шарль Алексис Клерель де (1805-1859) — французский
историк социолог, политический деятель, автор работ «О демократии в
Америке» и «Старый режим и революция». Один из основоположников
политической социологии. Был министром иностранных дел Франции в 1849-1851 гг.

С. 269. Конт, Огюст (1798-1857) —
французский философ и социолог, основоположник позитивизма.

С. 270. Рикардо, Давид (1772-1823) —
английский экономист, создатель трудовой теории стоимости.

С. 272. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С.
21.

Primum vivere, deinde philosophari — прежде жить, а ух затем
философствовать (лат.).

Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. С. 594.

С. 273. Маркс К.. Энгельс Ф. Там же. С. 637.

Тьер, Луи Адольф (1797-1877) — французский историк,
публицист, политический деятель. Автор «Истории Революции»,
основатель либеральной газеты «Националь», оппозиционной Бурбонам в
20-е гг. В 30-40-е гг. занимал рад государственных постов; в годы Второй
Империи был одним из руководителей либеральной оппозиции. Возглавляя
Версальское правительство, способствовал жестокому подавлению Парижской
коммуны. С 1871 по 1873 г. президент III Республики.

С. 274. «Если у тебя нет ничего, то ты
сам — ничто» — эти слова принадлежат не Марксу, а Фейербаху (см.: Основные
положения философии будущего // Избр. филос. произв. Т. 1. С. 192).

С. 276. См.: Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 436.

С. 277. Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С.
313.

См. там же. Т. 26. Ч. 2. С. 123.

Там же. Т. 9. С. 230.

С. 278. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С.
429.

Там же. Т. 3. С. 35.

С. 279. Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С.
303.

Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. С. 588.

С. 282. Климент Александрийский (примерно
150-215 гг.), Тертуллиан (примерно 160-225 гг.) — отцы церкви, первые апологеты
христианства.

С. 285. Бернхем, Джеймс (1905-?) —
американский социолог. С 1933 г. был сотрудником Л. Троцкого, в 1940 г. порывает с марксизмом в любых его вариантах, подвергает критике социализм и капитализм в
книге «Революция управляющих» (1941), где обращает внимание на
отделение функций управления от функций владения, в результате чего появляется
новый господствующий класс менеджеров, независимый от влияния собственников и
способный управлять в интересах всего общества.

Вей, Симона (1909-1943) — французская писательница,
принимала активное участие в политической жизни. Автор нескольких религиозно-философских
работ, вышедших посмертно. Камю ссылается на ее книгу «Удел
рабочего»; во время работы над «Бунтующим человеком» Камю писал
и предисловие к книге С. Вей «Укоренение».

С. 287. Пеллутье, Фернан (1867-1901) —
французский публицист, теоретик анархо-синдикализма.

С. 290. Ларошфуко. Франсуа де (1613-1680) —
герцог, французский писатель-моралист. Принимал активное участие во Фронде,
после тяжелого ранения и опалы он отходит от политической деятельности, пишет
«Размышления или сентенции и моральные максимы» (1665), в которых
человеческое существование описывается как подчиненное эгоистическим
стремлениям, себялюбию, темным страстям, социальным отношениям.

Пробабилизм — в античной философии учение, согласно которому
познание абсолютной истины невозможно, но возможно различение истин более и
менее вероятных (Аркесилай, Карнеад). В новое время — доктрина иезуитов о
«вероятных мнениях», утверждавшая относительность нравственных норм.
Посредством казуистики они разработали систему вероятных мнений, пригодных для
оправдания любых действий.

С. 293. Эли Галеви (1870-1937) — французский
историк, автор работ «Формирование философского радикализма»,
«История английского народа в XIX веке» и др. Камю использовал его
труды при написании «Бунтующего человека».

С. 294. См.: Вопросы философии. 1990. № 5. С. 121.

С. 295. Лассаль, Фердинанд (1825-1864) —
деятель немецкого рабочего движения, президент Всеобщего германского союза.

По всей видимости, Камю цитирует совместную работу Маркса и
Энгельса «Святое семейство…». Полностью цитата звучит так:
«Дело не в том, в чем в данный момент видит свою цель тот или иной
пролетарий или даже весь пролетариат. Дело в том, чтб такое пролетариат на
самом деле и что он, сообразно этому своему бытию, исторически вынужден будет делать».

Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 6. С. 109-110.

С. 296. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33.
С. 12. Камю цитирует Ленина, который, в свою очередь, дает собственный перевод
отрывка из «Происхождения семьи, частной собственности и государства»
Ф. Энгельса. В современном русском переводе этот отрывок звучит следующим
образом: «Самый жалкий полицейский служитель цивилизованного государства
имеет больше «авторитета», чем все органы родового общества, вместе
взятые; но самый могущественный монарх и крупнейший государственный деятель или
полководец эпохи цивилизации мог бы позавидовать тому, не из-под палки
приобретенному и бесспорному уважению, которое оказывают самому незначительному
родовому старейшине» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 171).

Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 173.

С. 297. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33.
С. 17. В данном случае перевод Лениным Энгельса также отличается от нынешнего:
«Первый акт, в котором государство выступает действительно как
представитель всего общества — взятие во владение средств производства от имени
общества, — является в то же время последним самостоятельным актом его как
государства… На место управления лицами становится управление вещами и
руководство производственными отношениями. Государство не «отменяется»,
оно отмирает» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 225).

Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 33. С. 26.

С. 298. Там же. С. 96.

Там же. С. 97.

С. 299. Там же. Т. 39. С. 84.

С. 300. Гегелевский термин
«тотальность» не по одному созвучию используется Камю для объяснения
феномена тоталитаризма. К понятию «тотальность» постоянно прибегали
сторонники гегельянской интерпретации марксизма. В частности, о
«тотальности истории» писал М. Мерло-Понти, сходную интерпретацию
гегелевской «Феноменологии духа» дал А. Кожев. На Камю, вероятно,
оказала определенное влияние книга Н. А. Бердяева «Истоки и смысл русского
коммунизма», в которой имеется и оценка гегельянской версии марксизма:
«Лукач, венгерец, пишущий по-немецки, самый умный из коммунистических
писателей, обнаруживший большую тонкость мысли, делает своеобразное и,
по-моему, верное определение революционности. Революционность определяется
совсем не радикализмом целей и даже не характером средств, применяемых в
борьбе. Революционность есть тотальность, целостность в отношении ко всякому
опыту жизни. Революционер тот, кто в каждом совершаемом им акте относит его к
целому, ко всему обществу, подчиняет его центральной и целостной идее…
Тоталитарность во всем — основной признак революционного отношения к жизни… Русские
революционеры и в прошлом всегда были тотальны. Революция была для них религией
и философией, а не только борьбой, связанной с социальной и политической
стороной жизни. И должен был выработаться русский марксизм, соответствующий
этому революционному типу и этому революционному тоталитарному инстинкту. Это —
Ленин и большевики» (Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма.
Париж, 1955. С. 87-88; М., 1990). Многие оценки русского революционного
движения в «Бунтующем человеке» непосредственно связаны с данным
произведением Бердяева.

С. 307. Райк, Ласло (1909-1949) — венгерский
коммунист, после освобождения из нацистского концлагеря был министром
внутренних дел Венгрии (1946), принимал участие в ликвидации оппозиционных
партий. С 1948 г. — министр иностранных дел. Был арестован и казнен в 1949 г.

С. 311. Атеистический экзистенциализм… —
на протяжении всего «Бунтующего человека» Камю спорит, не упоминая их
произведений, с Ж. П. Сартром и М. Мерло-Понти. Расхождения с
философами-экзистенциалистами (Камю долгое время причисляли к этому
направлению) касались как собственно философских, так и политических проблем.
Сартр завершал свой трактат «Бытие и ничто» параграфом
«Моральные перспективы» и работал в конце 40-х гг. над трактатом по
этике (он не был им завершен, «Тетради о морали» вышли только в 80-е
гг., после смерти Сартра). Камю полагал, что никакое моральное учение
невозможно вывести из нигилистических тезисов «Бытия и ничто»,
поскольку Сартр отрицал наличие у человека природы, или сущности. Человеческое
существование у него целиком определяется «тотальным выбором» —
человек созидает себя сам, нет никаких предзаданных моральных ценностей. Такого
рода позиция является для Камю апологией вседозволенности. В то же самое время
Камю отвергал и политическую «ангажированность» французских
экзистенциалистов. В последнем своем интервью он говорил: «Экзистенциализм
у нас привел к безбожной теологии и к схоластике, которая неизбежно должна была
завершиться оправданием инквизиционных режимов». Полемика с Мерло-Понти
проходит по тем разделам «Бунтующего человека», где речь идет о
«тотальности истории». В книге «Гуманизм и террор» (1948)
Мерло-Понти, пусть с интеллигентскими оговорками, оправдывал революционный
террор как осуществление «тотальности», то есть как движение истории
к примирению сознании через беспощадную борьбу. В противоположность
экзистенциализму Камю утверждает неизменность человеческой природы с постоянно
ей присущими моральными ценностями.

С. 314. «Повинуйтесь!» — говорил
своим подданным Фридрих Великий — Фридрих II (1712-1786) — король Пруссии. Ему
принадлежат слова: «Рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, только
повинуйтесь!»

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяЦенные банкноты
    Следующая статьяИ. В. ГЁТЕ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ