ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Различие, различАние
.
Различие, различАние
Как увидеть различие? Это значит увидеть в наличном
неналичное, а в тождественном — нетождественное. Достаточно сосредоточиться на
настоящем, и мы увидим трещины, свидетельствующие о том, что настоящее и наличное
не тождественны самим себе, отличны от самих себя, внутренне дифференцированны:
в них «еще» сохраняется прошлое, но «уже»
предначертывается будущее.
Итак, различие — это противоположность наличию как тождеству
и самодостаточности. Можно полагать, что изначальность различий, различенность
— это следствие антропологической конечности человека, несовпадения
бесконечного и конечного, de jure и de facto, вещи и смысла. Человек занимает
промежуточное место в общей структуре бытия. От животного его отличает
нереактивность, сдерживание непосредственных побуждений, превращение
физиологических потребностей во влечения, которые не могут удовлетворяться тут
же на месте, а в известном смысле, и вообще не могут удовлетворяться. От Бога
его отличает неспособность к непосредственно интуитивному, прямому усмотрению
смысла бытия вообще и собственной жизни — событий, поступков, текстов — в
частности. Творец Вселенной не имеет различия между творимым бытием и смыслом
бытия, они для него едины. Человек, и даже самый творческий, в этом смысле — не
творец, а постигатель Вселенной. Тем самым различие, различенность дважды, с
двух разных концов выходит на первый план — как промедленность в сравнении с
животными реакциями и как отсроченность смыслов в общем — сложном и опосредованном
— процессе означения[v][6]6.
Понятие различия, если отвлечься от его богатой философской
истории, внятно начинающейся с differentia specifica Аристотеля, более непосредственно
навеяно у Деррида (и у других современных французских авторов), по-видимому,
прежде всего Гегелем и Соссюром. Первый момент — это расщепление диалектической
пары противоположностей тождество/различие, разнесение самодостаточных полнот и
дифференцирующихся) следов по разным регистрам и выведение различия на первый
план. В остальном выяснение отношений Деррида с Гегелем и диалектикой в
«общей» и «частной» форме — это достаточно запутанный
вопрос, в котором ясен только абсолютный отказ Деррида от идеологии
«снятия» (между прочим, Деррида предложил переводить Aufhebung на французский
язык как relever). Второй момент — это отношение Деррида к понятию различия в
его структуралистском (соссюровском) истолковании. Как известно, для
лингвистического структурализма, а затем и для структуралистской мысли,
перенесенной в другие области гуманитарного познания, различие — это всегда
системное смыслоразличающее качество: те различия, которые не являются
смыслоразличающими, вообще не входят в систему. Так вот, именно эти
внесистемные и несмыслоразличающие различия и абсолютизирует постструктурализм
в целом. Это имеет отношение и к пониманию различия у Деррида.
Однако этими спецификациями понятие различия у Деррида не
ограничивается. Он вводит еще одну операцию, которая радикально усиливает
различие и закрепляет сложное и опосредованное отношение человека к смыслам.
Она названа словом «различАние» (differAnce): на слух это понятие не
отличается от обычного difference (различие) и выявляет свое своеобразие
только в письменном виде. Этот неологизм, или неографизм, Деррида трактует как
нечто сходное с греческим средним залогом — вне антитезы активности и
пассивности[vi][7]7. РазличАние — это
условие формирования формы, условие означения. Позитивные науки могут описывать
только те или иные проявления различАния, но не различАние как таковое, хотя
процессы и состояния, связанные с различАнием, имеют место повсюду. РазличАние
лежит в основе оппозиции наличия и отсутствия, в основе самой жизни.
РазличАние предполагает двоякую деформацию пространства и
времени как опор восприятия и осознавания. А именно, различАние — это
промедленность, отсроченность, постоянное запаздывание во времени и
отстраненность, смещение, разбивка, промежуток в пространстве. Выше у нас шла
речь о том, что наличие представляет собой единство «здесь и теперь»,
настоящего момента и данного места, И это единство разбивается различАнием —
его временной аспект промедляется, а его пространственный аспект — включает
«разбивку», «интервал», отстранение. При этом оба типа
деформаций — и временные, и пространственные — взаимодействуют и
переплетаются. В слове «различАние» слышатся, таким образом, разные
значения: различаться, не быть тождественным; запаздывать (точнее,
отсрочиваться во времени и отстраняться в пространстве); различаться во
мнениях, спорить (франц. differend).
Вслед за Гуссерлем здесь особенно важно именно
взаимосоотнесенное становление пространства и времени, это
становление-временем пространства и становление-пространством времени. В
отличие от Гуссерля, который отступает к своим первичным доязыковым интуициям,
Деррида стремится не к первоначалу, а туда, где происходит отстранение-отсрочивание
всего в человеческом мире, где разрастаются подстановки и замены. Однако в
итоге эта конструкция отсрочивания и отстранения выступает не как результат, а
как условие — как то, раньше чего ничто другое невозможно.
.