7. Итоги. :: vuzlib.su

7. Итоги. :: vuzlib.su

17
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


7. Итоги.

.

7. Итоги.

Все изложенные здесь материалы дают нам право на следующее
заключение: древнейшим религиозным субстратом нашего мотива является страх
перед невидимыми силами, окружающими человека. Причины этого явления еще
недостаточно разработаны историками-этнографами и не входят в компетенцию
фольклориста. Этот страх приводит к тому, что менструирующих девушек подвергают
заключению, чтобы оградить их от этих опасностей. В сказке это явление отражено
в образе девушки, заключенной в лесу, причем у нее вырастают длинные волосы. С
появлением власти вождя-царя или жреца эти заботы в тех же формах появляются в
отношении царя и всей его семьи. Подробности заключения царей и сопровождающие
это заключение запреты в точности соответствуют подробностям, имеющимся в
сказке. В частности, сказка отразила запрет света, запреты, связанные с едой и
пищей, запрет показывать лицо, запрет прикасаться к земле. Сказка содержит
только единичные следы представления, что благо заключенного царя связано с
благом народа. В сказке имеется стремление к личной безопасности царских детей.
Сказка пользуется мотивом заключения и нарушения его в качестве художественной
подготовки и мотивировки похищения царских детей змеями и другими внезапно и
неизвестно откуда появляющимися существами. Само же заключение в сказке никогда
не мотивируется. Мотивировка его гневом отца (Гримм 198) и т. п. всегда
единична, не типична для сказки, создает переход в новеллистический жанр.
Данный мотив перешел и в новеллистическую литературу, и в народную книгу, и в
агиографическую литературу, но здесь он часто завуалирован и деформирован. В
сказках новеллистического содержания муж после свадьбы «выстроил жене
дворец и сделал в этом дворце одно только окно» и т. д. (Минаев 82). В
дальнейшем оказывается, что это сделано, чтобы испытать женскую верность. Иногда
такое заключение есть средство преследования жен: «И бабу бедную,
безвинную, беспричинную посадили. Помешшик у себя же на дворе выклал ей башню
— из кирпичей столб — и запер ее в етот столб… Оставили ей маленькое
окошечко: сухарь и воду подают ей исть туды» (Аз. 5). Мотив заключенных
девушек и женщин широко использован в новеллистической литературе. Этим приемом
пользуются ревнивые мужья. С другой стороны, заключенные женщины представляются
святыми страдалицами, и данный мотив перешел и в агиографическую литературу
(Веселовский 1878; 1913, 70).

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ