2. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие. Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит)...

2. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие. Государственный, внутрифирменный и независимый (аудит) контроль. :: vuzlib.su

106
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


2. Виды финансового контроля и органы, его осуществляющие. Государственный,
внутрифирменный и независимый (аудит) контроль.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по
разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть
предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны
деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до
совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных
фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений
финансовой дисциплины.

Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе
совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед
государством, получения и использования денежных средств для
административно-хозяйственных расходов и т.д.)

Последующий финансовый контроль — это контроль,
осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной
и расходной частей бюджета и т.п.) В этом случае определяется состояние
финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по
их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль.
Обязательный проводится:

а) в силу требований законодательства и

б) по решению компетентных государственных органов.

Возможны и другие основания классификации финансового
контроля, в частности в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его.
В этом случае выделяется финансовый контроль:

а) представительных органов государственной власти и
местного самоуправления;

б) президента;

в) исполнительных органов власти общей компетенции;

д) ведомственный и внутрихозяйственный;

е) общественный;

ж) аудиторский.

Ведомственный контроль, осуществляемый министерством,
ведомством за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций,
имеет много общего с контролем, который осуществляется в системе общественных
организаций или религиозных организаций. Близок к ним и контроль,
осуществляемый хозяйствующим субъектом, не входящим в какую-либо систему.
Указанный контроль целесообразно обозначить как внутренний или внутрисистемный
контроль.

Государственный контроль

Государственный контроль осуществляется федеральными
органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в
том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Большое значение для развития государственного
финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению
государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г.

Данным Указом установлено, что в РФ государственный
контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета
федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения,
использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и
внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и
налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством
РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты
государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный Банк РФ,
Минфин РФ (Главное управление федерального Казначейства, Департамент страхового
надзора, Контрольно-ревизионное управление), Министерство налогов и сборов,
Государственный таможенный комитет РФ, контрольно-ревизионные органы
федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль
за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных
внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в
год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и
тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в
федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в
организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют также органы
представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Местный финансовый контроль

Местный финансовый контроль осуществляют органы местного
самоуправления, которые в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входят в
систему органов государственной власти. Большое значение для развития местного
самоуправления имеет Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Выборные и другие органы местного самоуправления
осуществляют местный финансовый контроль при утверждении отчета о его
исполнении; устанавливает местные налоги и сборы на основе принципов,
определенных законодательством России. Главы местной администрации, являющиеся
высшими должностными лицами местного самоуправления, осуществляют местный
финансовый контроль при исполнении местного бюджета, управлении объектами
муниципальной собственности, реализации государственных программ приватизации
муниципальных предприятий, объектов социально-культурного и бытового
назначения, торговых и иных объектов (имущества), являющихся муниципальной
собственностью, и при решении иных вопросов местного значения.

В соответствии с Федеральным законом от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых вопросах местного самоуправления в РФ» при осуществлении
представительными органами местного самоуправления контроля за исполнением
местных бюджетов им предоставлено право привлекать для этой цели аудиторов.
Существенным нововведением вышеназванного Федерального закона являются нормы,
согласно которым представительный орган местного самоуправления вправе за счет
средств местного бюджета создавать муниципальную налоговую службу для сбора
местных налогов и муниципальное казначейство в целях управления средствами
местной казны и обслуживания исполнения местного бюджета.

Муниципальная налоговая служба координирует свою контрольную
деятельность за соблюдением налогового законодательства РФ с территориальными
органами Государственной налоговой службы РФ и обязана представить им всю
необходимую информацию.

Внутренний (внутрисистемный) финансовый контроль

Данный вид финансового контроля осуществляется в
министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных
и религиозных организациях руководителями соответствующих образований и
специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями,
которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства,
комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу
общественной или религиозной организации. В МВД РФ, например, финансовыфй
контроль, осуществляется руководителями МВД России, МВД республик в составе РФ,
ГУВД и других подразделений непосредственно и через соответствующую финансовую
службу. В системе МВД России создана контрольно-ревизионная служба. Общее
руководство контрольно-ревизионной службой в системе Министерства внутренних
дел России осуществляет Контрольно-ревизионное управление МВД России (КРУ МВД
России).

Контрольно-ревизионный аппарат создан в качестве
самостоятельного подразделения МВД республик в составе Российской Федерации,
ГУВД, УВД краев, областей, Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и
подчинен соответствующему руководителю МВД, ГУВД, УВД,

Контрольно-ревизионная служба системы органов внутренних
дел проводит ревизии финансово=хозяйственной деятельности подразделений
Министерства, состоящих на федеральном бюджете, не реже одного раза в два года.
Внеплановые ревизии проводятся по указанию вышестоящих по отношению к
ревизуемому подразделению руководителей, по решению судебно-следственных
органов, при ликвидации подразделения, смене его руководителя или начальника
финансовой службы. Срок ревизии не может превышать 40 дней. Продление этого
срока допускается с разрешения руководителя, назначившего ревизию.

Основными задачами данного контроля являются:

* выявление случаев хищения и недостач денежных средств и
материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой
дисциплины;

* разработка предложений по устранению условий и причин,
их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба
и др.

Аудиторский (независимый) финансовый контроль

В соответствии с временными правилами аудиторской
деятельности в РФ, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263, аудиторская деятельность — аудит — представляет собой предпринимательскую деятельность
аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных
проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной
документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и
требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.
Распоряжение Президента РФ от 4 февраля 1994 г. № 54 создана комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, основная задача которой состоит в
организации разработки системы мер по государственной поддержке становления и
развития рынка аудиторских услуг в РФ, а также защите интересов государства,
хозяйствующих субъектов, аудиторов и аудиторских фирм. Указанная комиссия в
соответствии с Положением о ней выдает генеральные лицензии на осуществление
лицензирования аудиторской деятельности; организует ведение государственных
реестров аудиторов, аудиторских фирм и их объединений; организует публикации в
средствах массовой информации сведений о выдачи (аннулировании) лицензий на
осуществление аудиторской деятельности, а также о зарегистрированных
объединениях аудиторов и аудиторских фирм и т.д.

Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ
имеет право направлять аудиторам, аудиторским фирмам и их объединениям
обязательные для исполнения предписания об устранениях ими нарушений
законодательства РФ в области аудиторской деятельности.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с
финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ
специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие
работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность
после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской
деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов
и аудиторских фирм.

Лицензии на осуществление специального аудита выдаются:
Центральным Банком РФ для проведения банковского аудита; Департаментом
стразового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых
организаций и обществ взаимного страхования. Лицензии на проведение общего
аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает, как правило,
Министерство финансов РФ.

Основной целью аудиторской деятельности является
установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих
субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций
нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и
инициативными.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях,
прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению
хозяйствующего субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может также
производиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции
прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного
(возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству
гражданского дела и ли дела, подведомственного арбитражному суду. Временные
правила аудиторской деятельности в РФ подробно регламентируют вопросы,
связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта
за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, в частности
предусмотрены обстоятельства, при которых аудиторская проверка не может
проводиться со структурой и содержанием заключения аудитора (аудиторской
фирмы); порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской
деятельности т.д.

Качество аудиторского заключения может быть проверено
органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по
заявлению хозяйствующего субъекта, по собственной инициативе или предложению
прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской
проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта,
с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда
или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:

* понесенные убытки в полном объеме;

* расходы на проведение перепроверки;

* штраф, зачисляемый в федеральный бюджет, в определенном
размере.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ