ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Свобода — как высшая цель
В футбольной команде, например, также не принято, чтобы все одиннадцать
игроков становились в ворота. Если они попытаются это сделать, мы как зрители с
полным правом могли бы их освистать, сочтя это неспортивным и противоречащим
правилам игры. От нападающих мы требуем, чтобы они нападали. Если они думают,
что их обязанностью является защищать ворота или даже стоять в воротах, то мы
вправе считать это неоправданным и нарушающим игру, чего мы не потерпим. Очень
сходны функции хозяйственного порядка. Я считаю, что именно такому образцу
хозяйственного порядка, которому я следую во всех моих действиях, мы обязаны
нашими успехами. Даже в том случае, если мы вынуждены будем по отдельным
пунктам отклониться от этого образца, он сохранит свое значение.[24]
Зрители футбольной игры несомненно будут в большой претензии к игрокам, если
те перед игрой заключат соглашение, сколько голов разрешается забить той и
другой команде, и, таким образом, проведут не ожидаемое нами честное
соревнование, за которое мы заплатили, купив входной билет, а будут без борьбы
выполнять заключенное соглашение. Поэтому я считаю, что основой всего
рыночного хозяйства является и должна остаться свободная конкуренция. Это
возможно только там, где не будет допущено никакое угнетение свободы, но где
свобода основывается на моральном и правовом кодексе народа и является
общеобязательным законом, больше того, наивысшей ценностью общества.[4]
Я глубоко убежден, что свободное предпринимательское хозяйство сохранится у
нас лишь до тех пор, пока наше государство будет стоять на страже свободы. И
если кое-кто в лагере предпринимателей этим недоволен, считая это ограничением
свободы государством, я могу возразить одно: здесь речь идет о ложно толкуемой
свободе, ибо нельзя, прикрываясь именем и принципами свободы, подавлять эту
свободу.
Как в государственном, т. е. в общественно-политическом устройстве порядок
устанавливается основными законами, конституцией, которая определяет формы
человеческого общежития и регулирует взаимоотношения людей, — так и в
хозяйстве существует подобный порядок. Здесь сферы ответственности ясно
разграничены. Предприниматель несет ответственность за свое предприятие; тут он
может с полным правом требовать, чтобы его действия были свободны от
государственной указки и водительства, чтобы он пользовался полной
предпринимательской свободой. Я первый, кто поддерживает это требование
предпринимателей. Но ответственность за хозяйственную политику несет только
государство. Нам известно, куда приводит смешение этих двух функций.[35]
Эти короткие замечания показывают как, в моем представлении, должны
выглядеть основы рыночно-хозяйственной политики, и где мне хотелось бы видеть
границу между личностью и государством.
Следует объяснить, почему я придаю этим вопросам такое решающее значение,
почему я вообще придаю хозяйству судьбоносное значение. При этом я ни в коем
случае не желаю вызвать впечатление, будто я рассчитываю найти в плане самой
экономики универсальное средство для борьбы со всеми нашими общественными и
социальными бедствиями. Я далек от этого! Человеку необходимо его физическое существование,
чтобы иметь возможность называться человеком, чтобы иметь возможность для
всестороннего духовного и умственного развития. Так обстоит и с жизнью целого
народа. Хозяйство является самой примитивной, но одновременно и самой
необходимой основой, ибо только на базе здорового хозяйства общество имеет
возможность достичь своих непосредственных и конечных целей.
Хозяйственная основа должна быть здоровой для того, чтобы она не стала
исходным пунктом для извращений в народном организме и его разложения.
Определение духовного, морального и материального облика хозяйства должно
быть, в конечном счете, делом политики, заботой общества.[1]
Если эта моя точка зрения не дает основания заподозрить меня в преувеличении
значения материальных ценностей, то с другой стороны я думаю, что, за
исключением гениев, человек осознает значение своей личности и своего
человеческого достоинства только тогда, когда его не гнетут материальные
заботы, мелкая будничная нужда, т. е. когда материальные проблемы удовлетворены
и поэтому перестают играть главную роль.[47]