Никаких американских приказов :: vuzlib.su

Никаких американских приказов :: vuzlib.su

48
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Никаких американских приказов

Подобных высказываний я мог бы привести множество. Я только восстанавливаю
их в памяти, чтобы показать, что каждый гражданин, который подавал в 1949 и
1953 годах свой голос за теперешнее правительство (т. е. за правитель­ство
Аденауэра. — Прим. пер.) и, тем самым, высказывался за социальное рыночное
хозяйство, признал этим и эту ан­тикартельную установку, разве что он исходил
из расчета на внутреннюю нечестность политики. Сегодня еще всплывает от поры до
времени во время дискуссий глупейший и ковар­ный упрек в том, что разработка
законопроекта о картелях имела место в результате американских приказов или
явля­ется отражением американского мира идей. По этому поводу мы разрешим себе
короткое разъяснение.

При моих усилиях в этой области мне никогда не при­ходилось встречаться с
американскими приказами, а тем бо­лее подчиняться таковым. Правда, образ моих
мыслей и чувств весьма схож с тем, который способствовал столь явным ус­пехам
американского хозяйства и который, наряду с чисто научными соображениями,
укрепил во мне убеждение в том, что все ограничения свободы конкуренции
являются вред­ными.

Чтобы не грешить против исторической правды, не надо замалчивать тот факт,
что первое федеральное правительст­во, вступая в исполнение своих функций,
согласно сущест­вовавшим тогда общим положениям, обязано было поставить свой
проект антикартельного закона на совместное с Вер­ховной Контрольной Комиссией
союзников обсуждение. По­следняя сообщила 1 декабря 1951 года, что рассмотрение
этого обширного закона должно быть поручено экспертам. Обсуждения начались 11
декабря 1951 года. Они потребо­вали нескольких недель и нашли свое отражение в
протоко­лах, которые могли бы составить целый том размера крупной энциклопедии.

Обсуждения велись во вполне деловой атмосфере. Сосре­доточивались дискуссии
на некоторых главных вопросах, на­пример, на специфической форме картелей,
создаваемых для проведения рационализации, на предписаниях в области при­обретения
и использования патентов и образцов. Со стороны союзных военных властей указано
было на желательность внесения обязательных предписаний о свободе промыслов и о
так называемых «предприятиях, господствующих над рын­ком».

Проект, который в дальнейшем был принят федераль­ным правительством, как раз
противоречил в своей основной структуре принципам американского
законодательства. За­претительный принцип проводится в Северной Америке стро­жайшим
образом; германские законопроекты предвидели возможность предоставления
исключений административным путем, что совершенно чуждо американскому праву.
Уже это короткое указание может служить разъяснением тому, на­сколько
неправдоподобны все неблаговидные утверждения о моем подчинении американской
точке зрения на картели.

Федеральный кабинет министров первого периода пол­номочий парламента принял,
наконец, — в начале 1952 го­да — проект, разработанный моим ведомством. 2 мая
1952 года он был направлен в Бундесрат (Верхняя палата парла­мента ГФР, но с
ограниченными правами. — Прим. пер.), под обозначением: «Проект закона против
ограничений конку­ренции». Бундесрат занялся его обсуждением 23 мая 1952 года.

Здесь стоит также восстановить в памяти, что Бундес­рат принял столь сильно
оспариваемое запретительное поло­жение параграфа 1 проекта. Данное решение было
весьма зна­чительной победой моей концепции, и это тем более, что несколько
месяцев до этого подкомиссия Бундесрата, на ко­торую были возложены
«подготовительные работы по состав­лению федерального закона против ограничений
конкурен­ции», предложила отменять «при помощи соответствующих практике рынка
способов вмешательства, ограничения свобо­ды конкуренции в тех случаях, когда
создание картелей мо­жет привести к злоупотреблениям».

Федеральное правительство немедленно высказалось по поводу предложений
Бундесрата и уже 16 июня 1952 года передало законопроект Бундестагу. Спустя
десять дней имело место первое чтение законопроекта на 220-м заседании пар­ламента.
12 месяцев, которые еще оставались в распоряжении Бундестага до конца его
полномочий, оказались явно недо­статочными, чтобы принять этот действительно
сложный за­кон. Во всяком случае, уже в то время нельзя было не заме­тить, что
разного рода противодействия со стороны против­ников общего запрещения картелей
оказывали влияние на прения в парламенте. Эти противодействия сильно нарушали
работу и отнимали немало времени.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ