Глава ХI. Психологические вопросы вокруг марки и пфеннига :: vuzlib.su

Глава ХI. Психологические вопросы вокруг марки и пфеннига :: vuzlib.su

46
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Глава ХI. Психологические вопросы вокруг марки и пфеннига

«Если при помощи психологических способов воздейст­вия удастся добиться
изменения отношения населения к эко­номике, то это психологическое воздействие
станет экономи­ческой реальностью и начнет выполнять ту же задачу, кото­рая
выполняется с помощью других мероприятий обычной конъюнктурной политики». В
этих словах, высказанных мною от имени правительства ГФР в речи на заседании
Бун­дестага 19 октября 1955 года в Берлине, отмечена та основ­ная мысль,
которая заставила меня применять целый ряд способов психологического
воздействия, чтобы поставить его, в качестве равноправного средства, рядом со
знакомыми методами традиционной конъюнктурной политики.

С точки зрения чистой теории этот род воздействия на участников рынка, а в
условиях высокой конъюнктуры так­же и попытка влияния на цены, пожалуй, не
очень согласо­вываются с системой рыночного хозяйства обычного типа. Тем не
менее, я не считаю возможным отказаться от него из-за соображений
догматического характера. Нередко меня поносили за то, что я якобы слишком
верен системе. Поэто­му не стоит меня слишком бранить за то, что я, как хозяйст­венно-политический
деятель, хочу раз отклониться от иде­ального типа чисто экономического метода
действий. В мо­их глазах здесь нет еще никакого прегрешения против пра­вильно
понятой идеи рыночного хозяйства. Дело сводится просто к использованию
хозяйственной психологии: хозяйст­венные явления не подчиняются законам
механики. Эконо­мика не живет какой-то своей собственной жизнью в смысле
бездушного автоматизма, а создается и оформляется людьми. Если это так, — а
иначе быть не может, — то структура и облик народного хозяйства не могут не
изменяться под влия­нием наших действий. Вот почему не следует считать мало­важным
метод психологического воздействия. [62]

При наличии таких далеко идущих взаимозависимостей, доводы «классических»
либералов, которые прибегают иск­лючительно к старым и избитым методам, теряют
свое зна­чение. Критикам крайне либерального толка не следовало бы огорчаться
по поводу моей недостаточной верности убеж­дениям. Я придерживаюсь даже
взгляда, что применяемым мною методам до сих пор слишком мало уделено было ме­ста
как в теории, так и в экономической политике; на них очень мало обращали
внимания и их слишком редко при­меняли.

Современная психология требует прямо того, чтобы эко­номические процессы
воспринимались не только как меха­нические, технические; человека нельзя
игнорировать, он является движущей силой в народном хозяйстве. Для народ­ного
хозяйства имеет решительное значение, как мы посту­паем, как мы действуем.
Настроены ли мы оптимистически или пессимистически, спекулируем ли на повышении
или понижении цен, хотим ли мы копить или тратить — все это находит свое
выражение в показателях экономики. В свою очередь эти показатели, например,
цены — падающие, устой­чивые или растущие — влияют на наш образ действия.

Было бы неверно утверждать, что мысль о психологиче­ском воздействии в
области экономики зародилась впервые лишь в условиях недавней высокой конъюнктуры,
с дости­жением полной занятости. За последние годы многие скеп­тики и критики
хулили меня за то, что я слишком часто по­кидаю свой служебный кабинет, чтобы
произносить речи на севере и юге, на востоке и на западе; но я поступал так по
соображениям, весьма сходным с изложенными. Правда, мои соображения
относительно психологического воздействия по­лучили свой специфический оттенок
и стали применяться более систематическим образом лишь в самое последнее вре­мя.
Я убежден, что проводимый мною психологический по­ход, который в Германии
получил название «душевного мас­сажа», в будущем немыслимо будет устранить как
метод экономической политики.

Правда, еще не наступило, пожалуй, время для состав­ления учебника
систематического психологического руко­водства экономикой, — этим пусть
займется наука на про­тяжении ближайших десятилетий, когда мы будем распола­гать
большим опытом. Но, во всяком случае, мне кажется важным указать уже сейчас,
что, например, работать, слишком подчеркнуто опираясь на моральные призывы, не
отве­чало бы реальностям жизни.

Само собой разумеется опять же, что этим я отнюдь не утверждаю, будто я
считаю хозяйство и хозяйственную дея­тельность людей аморальными. Однако мало
смысла обра­щаться к людям с призывами, если они склонны думать, что от них
требуются жертвы лишь в угоду данному министру или правительству. Наоборот,
надо обращаться к участни­кам рынка с разъяснениями, в какой степени следование
го­лосу здравого человеческого рассудка и экономической ра­зумности отвечает их
же интересам.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяИски
    Следующая статья§ 4. Види трудового договору :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ