1.2. Понятие и предмет криминалистической ситуалогии :: vuzlib.su

1.2. Понятие и предмет криминалистической ситуалогии :: vuzlib.su

49
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


1.2. Понятие и предмет
криминалистической ситуалогии

Исследование
криминалистической ситуалогии необходимо начать с определения ее сущности,
выявления специфики предмета и объекта, определения места в системе науки
криминалистики.

Вопрос о
сущности научной теории довольно неоднозначно рассматривается в научной
литературе. Представляется, что анализ результатов таких исследований
небезынтересен и для криминалистической теории ситуаций.

«Научная
теория представляет собой определенную систему взаимосвязанных понятий и
высказываний об объектах, изучаемых с ее помощью»2.

«Теория
— это система научного знания, описывающая и объясняющая некоторую совокупность
явлений и сводящая открытые в данной области закономерные связи к единому
объединяющему началу»1.

В приведенных
формулировках акцентировано внимание на качество теории как системы понятий и
высказываний об изучаемом объекте. Безусловно, теория является совокупностью
понятий и высказываний, между собой взаимосвязанных, а не представленных в виде
разрозненных суждений, и это особо значимо для получения представлений о теории
как о целостной концепции, относящейся к единому объекту исследования.

Довольно
кратко определил научную теорию М.В.Мостепаненко, считающий, что «научная
теория представляет собой наиболее глубокую и концентрированную форму выражения
научного знания»2. В данном определении автор подчеркнул, что главное в
теории не поверхностное рассмотрение явлений, а та форма научного знания,
которая раскрывает сущность отображаемого объекта. То есть теоретическое знание
в отличие от эмпирического есть знание о сущности.

На
объяснительной и прогностической функции теории акцентирует свое внимание
В.Н.Карпович, отмечая то, что «научная теория в конечном счете
представляет собой не что иное, как систему законов, с помощью которых мы
понимаем и предсказываем происходящее»3.

Что же
касается непосредственно криминалистической теории, то ее определяют как
систему понятий, принципов, концепций, знаний о закономерных связях,
относящихся к проблемам как общих для всей науки криминалистики, так и
относящихся к отдельным ее частям. Первые — представляют собой общие криминалистические
теории (учения), вторые — частные теории1.

Частные
криминалистические теории, будучи подчиненными по их отношению к общей теории
криминалистики, в свою очередь могут различаться по степени общности своего
предмета, могут отражать большую или меньшую предметную область, более или
менее значительную группу явлений и процессов2.

Частной
криминалистической теорией не может быть всякая совокупность отдельных
теоретических положений, пусть даже весьма значительных и относящихся целиком к
предметной области криминалистической науки. Отдельные теоретические построения
только тогда могут быть объединены в частную криминалистическую теорию, когда
они относятся лишь к строгой совокупности явлений, связанных к тому же между
собой органически.

Выявление
связей между отдельными теоретическими построениями при условии, что они
доказаны и что они устойчивы, специфичны, позволяют рассматривать какую-либо
совокупность знаний в качестве образования более высокого порядка — системы.

Рассматривая
криминалистическую теорию как систему, мы можем выделить основной критерий,
определяющий необходимость ее формирования — возникновение нового знания. При
этом знание возникает уже и в силу самих системных свойств теории, а также и в
процессе развития этой системы. Уже сам процесс систематизации научного знания
при интеграции его в теорию приводит к появлению нового знания, не сводимого к
знанию, содержавшимуся в отдельных положениях.

Попытка
построения типовых моделей криминальной и следственной ситуаций связана с
интеграцией знания, касающегося проблем принятия решений, криминалистической
характеристики преступления и криминалистической характеристики расследования
со знаниями из других научных дисциплин: кибернетики, информатики, психологии,
теории управления. И возникающее новое знание, к примеру, касающееся методики
построения информационной модели расследуемого события, — это уже качественно
другое знание, не сводимое к исходным его составляющим теориям и учениям.

Вопрос о
сущности научной теории весьма детально исследовал Г.И.Рузавин. Он определил
научную теорию как концептуальную систему, с помощью которой отображаются
определенные закономерности функционирования и развития соответствующих
реальных систем, как систему абстрактных понятий и утверждений, представляющих
собой идеализированное отображение действительности1.

Г.И.Рузавин
также выявил и основные элементы, присущие всякой (в том числе и
криминалистической) научной теории: «Во-первых, модель, которая с помощью
абстрактных объектов описывает в идеализированной форме некоторые
закономерности поведения реальных систем; во-вторых, исходные понятия,
фундаментальные законы и принципы, посредством которых выражаются связи и
отношения между абстрактными объектами идеализированной модели;

в-третьих,
вся совокупность логических следствий, которая вытекает их фундаментальных
законов и принципов»2.

Указанные
компоненты, разумеется, отличают и любую развитую криминалистическую теорию,
хотя и не все вышеназванные компоненты в той или иной теории, особенно на
различных этапах ее формирования, будут равнозначны. Но уже простое их наличие
безусловно отличает теорию от простого описания криминалистикой явлений и
объектов, даже и при условии систематизации такого описания.

В качестве
идеализированной модели, являющейся первым и наиболее главным элементом теории
криминалистической ситуалогии, можно назвать событие преступления,
представленное системой взаимосвязанных абстрактных объектов
«преступник», «потерпевший», «следы
преступления», «способ его совершения», образующие в своей
совокупности модель криминального события; а также информационные блоки —
«следственная обстановка», «следователь»,
«следственные действия», «тактические приемы, комбинации и
операции», «криминалистические средства, приемы и методы»,
«время, условия расследования», представляющие во взаимосвязи модель
процесса раскрытия и расследования преступления.

В любой
криминалистической теории эти объекты идеализированы, «очищены от всего
многообразия воздействий», которые испытывают реальные предметы, процессы
и явления. Такая идеализация в теоретическом исследовании не только возможна,
но и необходима, для того, чтобы вскрыть главные и важнейшие связи этих
объектов.

«Все
подобные системы абстрактных объектов вместе с законами, описывающими
взаимодействие между этими объектами, имеют смысл только потому, что они дают
приблизительно верное отображение существенных свойств и отношений реальных
предметов и явлений. Это означает, что в научном исследовании можно отвлечься
от весьма сложной и запутанной картины изучаемых реальных систем и вместо них
анализировать отношения между абстрактными объектами теории»1.

Например,
отображая и исследуя криминальные и следственные ситуации, следователь
соответственно строит их мысленные модели. С учетом модели криминальной
ситуации и на основе модели ситуации следственной следователем разрабатывается
наиболее эффективный комплекс следственных действий и оперативно-розыскных
мероприятий по разрешению следственной ситуации.

Таким
образом, исходя из вышеизложенного, криминалистическую ситуалогию (общую
криминалистическую теорию ситуаций) мы можем представить в виде конструктивной
логически развертывающейся концептуальной модели учения о ситуациях,
возникающих и исследуемых в сфере уголовного судопроизводства.

Как
справедливо отметил Р.С.Белкин, «предмет частной криминалистической теории
становится организующим началом для ее содержания, которое подчинено структуре
предмета, отражает связи между элементами его системы, формы проявления данных
объективных закономерностей в той предметной области, которая составляет объект
познания в этой теории»1.

Предмет
криминалистической ситуалогии — это закономерности объективной реальности,
связанные с ситуациями, изучаемыми криминалистикой и поэтому включает в себя:

а)
закономерности образования ситуации;

б) закономерности
ее межэлементных связей;

в)
закономерности связей между ситуациями различной природы (к примеру, между
посткриминальной и исходной следственной ситуациями);

г)
повторяемость процессов возникновения типовых ситуаций;

д)
обусловленность принимаемых решений наличной следственной ситуацией;

е)
обусловленность построения информационной модели расследуемого события на
основе исследования моделей криминальных ситуаций;

ж)
обусловленность частных криминалистических методик исходными следственными
ситуациями;

з)
обусловленность создания криминалистических характеристик отдельных видов
преступлений на основе типовых моделей криминальных ситуаций преступлений этого
вида.

Объект
криминалистической ситуалогии. Объектом любой частной криминалистической теории
принято считать те явления, процессы, связи и отношения, то есть ту часть
предметной области, в которой проявляются изучаемые теорией объективные
закономерности. В содержании теории объект выступает как научный факт, а
предметная область — как совокупность таких научных фактов1.

Частная
теория должна исследовать свой объект с самых различных сторон и аспектов,
изучая генезис, выявляя его компонентный состав, межэлементные структурные
связи и компоновку. Причем данные проявления объекта и его составляющих необходимо
исследовать в различных условиях, поскольку объект складывается в результате
воздействия на него самых разнообразных факторов.

Научное
познание объекта проходит, как правило, несколько циклов и этапов. Так, на
первоначальном этапе необходимо собрать конкретные эмпирические факты, которые
в ходе их изучения и научного исследования приобретают статус научных фактов. В
силу этого на последующих этапах, на уровне теории все логические процедуры и
операции выполняются не непосредственно с эмпирическими, а уже с научными
фактами.

Научные факты
обязательно должны быть зафиксированы тем или иным образом: в виде простого или
формализованного описания, по типу кодированной информации. Кроме того,
собранным фактам следует давать соответствующую научную интерпретацию. Заметим,
однако, что факты, подлежащие интерпретации, должны быть строго
систематизированы. В процессе изучения уголовных дел, то есть в ходе обобщения
и систематизации эмпирических фактов происходит переход от эмпирического уровня
познания к теоретическому, на котором и осуществляется интерпретация фактов в
рамках объясняющей их теории.

В этом
ракурсе В.А.Штофф, исследующий методологию научного познания, весьма
справедливо в свое время отметил, что «выявление различных свойств событий
и других явлений внешнего мира как существенных признаков, на основании которых
определенные факты объединяются и сравниваются с другими фактами,
противопоставляются им и т.д., означает использование ранее накопленных
теоретических знаний, с помощью которых эта процедура осуществляется. Ибо для
отбора существенных признаков нужно знать уже заранее, какие из наблюдаемых
признаков существенны, а какие нет»1.

Объектом
криминалистической теории ситуации является все многообразие ситуаций,
относящихся к предмету криминалистической науки. Криминалистика как одна из
прикладных наук уголовно-правового цикла изучает и обеспечивает своими
теоретическими выкладками и практическими рекомендациями
поисково-познавательную деятельность в уголовном процессе, связанную с
раскрытием, расследованием преступлений и судебным рассмотрением уголовных дел.
Соответственно в качестве объекта криминалистической теории ситуаций в первую
очередь будут выступать ситуации, возникающие в уголовно-процессуальной сфере,
в которых различные лица осуществляют свои процессуальные функции. В
зависимости от их процессуального положения можно выделить следственные,
оперативно -розыскные, экспертные и судебные ситуации, которые, в свою очередь,
имеют большое количество разнообразных разновидностей в зависимости от целого
ряда критериев: вида преступления, этапа расследования, проводимого
следственного действия и т.д.

Кроме того, в
предмет криминалистики включается и криминальная деятельность, поскольку
обстоятельства познаваемых в уголовном процессе событий как криминальной, так и
не криминальной природы имеют значение для установления истины и принятия
оптимальных и целесообразных правовых и криминалистических решений.
Соответственно к объекту криминалистической теории ситуаций следует отнести и
огромное многообразие криминальных ситуаций, то есть ситуаций совершения
преступления. Криминальные ситуации объединяют действия преступника на
различных этапах: это и подготовка к преступлению, и непосредственно само
преступное деяние, это и действия преступника и иных лиц по уничтожению или
сокрытию следов преступления.

Объектом
криминалистической ситуалогии являются и структурные элементы ситуации,
представляющие собой факты, отношения, процессы и явления, возникающие в
криминальной среде, уголовном судопроизводстве, которые в своей совокупности и
образуют ситуацию. Исходя из этого объект криминалистической ситуалогии как
часть объективной реальности, изучаемой в криминалистике, представляет собой
довольно сложное, неодномерное образование, в котором можно выделить несколько подсистем.

Содержание
криминалистической ситуалогии представлено совокупностью следующих элементов:

1)
определение понятия ситуации, адаптированного к сфере уголовного
судопроизводства;

2)
определение структуры ситуации;

3) выявление
отдельных видов ситуаций, попадающих в сферу исследования криминалистики,
создание их классификационной схемы;

4) разработка
алгоритмов по трансформации неблагоприятных для следствия ситуаций в
благоприятные;

5) разработка
методических основ ретроспективного моделирования криминальных ситуаций;

6)
исследование субъективных и объективных факторов, предопределяющих динамику
ситуации;

7)
определение роли и места ситуационного подхода в криминалистической технике,
тактике, методике расследования отдельных видов преступлений;

8) определение
основных направлений и специфики применения ситуационного моделирования в
криминалистической дидактике.

Место в
системе криминалистики. Содержание криминалистической ситуалогии определяет ее
место в общей теории криминалистики. Принципы систематизации криминалистических
теорий и основные структурные звенья таких систем рассматриваются
криминалистической систематикой — специальным разделом общей теории
криминалистики, созданном на основных положениях системно-структурного подхода.

Однако
сложность заключается в том, что на сегодняшний день в науке весьма
неоднозначен подход разных авторов к уяснению сущности общей теории
криминалистики.

Так, к
примеру, Р.С. Белкин утверждает, что «общая теория — это научное отражение
всего предмета криминалистики, включая ее науковедческую часть, основное
содержание которой составляет система частных криминалистических теорий, взятая
в целом»1.

Исходя из
этого определения общая теория криминалистики есть, по сути дела, совокупность
составляющих ее частных теорий. Однако сам же Р.С.Белкин в своих дальнейших
рассуждениях отмечает, что частные криминалистические теории «могут быть
«более общими» и «менее общими», отражая соответственно
большую или меньшую предметную область, более или менее значительную группу
явлений и процессов»2. Такая терминология представляется нам не вполне
четкой.

«Общая
теория криминалистики — это раздел науки, содержащий учения, теории, которые
являются общими для всех отраслей этой науки и имеют приложения только к
практической деятельности по раскрытию и расследованию преступлений, а не к
самой науке1, — полагает А.А.Эйсман, называя общей теорией лишь один из
разделов криминалистической науки — ее теоретические и методологические основы.

Нам
представляется, что наиболее логичной и обоснованной выглядит позиция
Н.А.Селиванова, который в отличие от вышеназванных авторов, считает, что
«криминалистическая теория — это система понятий, принципов, знаний о
закономерных связях, касающихся как общей для всей науки криминалистики
проблем, так и относящихся к ее отдельным частям. Первые представляют собой
общие криминалистические теории, а вторые — частные»2.

По нашему
мнению, есть смысл в использовании однозначного толкования основных терминов
языка криминалистической науки. В частности, всю совокупность криминалистических
знаний целесообразно именовать теорией криминалистики.

В свою
очередь, содержание теории криминалистики будет представлено совокупностью как
общих, так и частных криминалистических теорий. Соответственно к общим
криминалистическим теориям мы отнесем те, положения которых могут быть
использованы во всех разделах криминалистической техники, тактики и методики;
распространены как на анализ преступной, так и криминальной деятельности.

Думается, что
с этих позиций к общим криминалистическим теориям можно отнести, например:
теорию криминалистической идентификации; криминалистическую теорию
прогнозирования; криминалистическую теорию причинности; криминалистическую
теорию моделирования; криминалистическую теорию принятия решений;
криминалистическую ситуалогию.

Скорее всего,
именно в разделе науки: «Теоретические и методологические основы
криминалистики» предпочтительнее было бы и рассматривать названные общие
криминалистические теории.

В качестве
структурных элементов общей криминалистической теории могут выступать отдельные
учения. Частные криминалистические теории обычно применимы к тому или иному
разделу криминалистической науки (тактике, методике или технике) либо
представляют собой составное учение, часть какой-либо общей криминалистической
теории (например, учение о криминальных ситуациях как часть криминалистической
ситуалогии).

К частным
криминалистическим теориям преступления и его расследования можно, например,
отнести: теорию криминалистической классификации преступлений; учение о
личности преступника; криминалистическую виктимологию; учение о механизме
следообразования; учение о способах совершения и сокрытия преступления, учение
о криминалистической версии; учение о розыске; криминалистические основы
судебного следствия; теоретические основы организации и планирования
расследования и т.д.

В
предлагаемой нами структуре криминалистической науки в каждом разделе
раскрываются свои специфические закономерности объективной действительности,
составляющие ее предмет.

Таким
образом, криминалистическая ситуалогия, являясь теорией высокого уровня
общности, должна развиваться в рамках криминалистической методологии, а ее
основные положения найти свое применение в криминалистической технике, тактике
и методике.

Характеристика
криминалистической ситуалогии была бы неполной без исследования вопроса о ее
связях с другими научными теориями, понятиями различных наук как юридического,
так и неюридического цикла.

При
рассмотрении вопросов ее науковедческих аспектов обнаруживается целый комплекс
связей данной теории с философией, семиотикой, социологией, логикой.

Исследование
свойств объектов теории вызывает необходимость обращаться в ряде случаев к
отдельным положениям теории права и государства, уголовного права и процесса,
криминологии, судебной статистики, а в некоторых случаях и определять границы
аспектов изучения объекта между криминалистикой и названными науками.

Разумеется,
нельзя не учитывать и того, что накопление знаний об объекте криминалистической
ситуалогии осуществляется в рамках целого ряда криминалистических теорий и
учений, таких, как криминалистическая теория принятия решений, теории
прогнозирования и моделирования, исходящих из рассмотрения отдельных его
сторон, граней, закономерностей. В свою очередь, развитие основных
теоретических положений криминалистической ситуалогии имеет огромное значение
для дальнейшего развития существующих криминалистических теорий и учений. К
примеру, криминалистическая теория моделирования обогатилась учением о
ситуационном моделировании, имеющем как один из видов моделирования свою
специфику и отличительные особенности1. Теория принятия решений опирается на
теоретические посылки криминалистической ситуалогии при создании разнообразных
классификаторов криминальных и следственных ситуаций.

Вместе с тем
считаем необходимым подчеркнуть, что названные теории никоим образом не
дублируют исследования друг друга, но находятся в состоянии непрерывного
взаимодействия, взаимообогащения и обмена результатами.

Однако,
упоминая о связях криминалистической ситуалогии с другими теориями
криминалистики, необходимо различать многоуровневость таких связей.

Во-первых,
все криминалистические теории связаны с между собой тем, что в своей
совокупности они образуют единую науку. И чем более полно представлена
теоретическая база криминалистики системой взаимосвязанных теорий, тем более
адекватно теория криминалистики отражает предмет науки в целом.

Во-вторых,
следует учитывать и наличие вертикальных связей, отражающих взаимосвязь общих и
частных теорий криминалистики.

В-третьих,
теории одного уровня объединены общим отображаемым объектом познания, что
обусловливает их горизонтальные связи. Например, с криминалистической
ситуалогией очень тесно связана теория принятия решений. Уже сама по себе
постановка проблемы следственной ситуации не имеет смысла без обращения к
проблематике принятия решений. Ведь скорее всего именно в подготовке
тактического решения — смысл анализа следственной ситуации. Без этого, без
четко фиксированной связи понятий «ситуация — решение» сама
постановка проблемы следственной ситуации теряет целевую направленность и
прикладное значение.

Таким
образом, именно взаимоотношением криминалистических теорий на основе связей
всех названых разновидностей и обеспечивается целостность общей системы
криминалистики.

Функции
теории. Криминалистическая ситуалогия, как и любая научная теория, обладает
рядом функций, в числе которых можно назвать: информационную, эвристическую,
объяснительную, прикладную и прогностическую.

Так,
информационная функция теории предполагает обобщенное описание, систематизированную
информацию о свойственных криминалистической ситуалогии параметров,
взаимодействии ее элементов, месте в системе более высокого уровня, внешних
связях, перспективах развития. То описание, представленное в форме понятий,
правил, законов содержит информацию о принципах и задачах ситуалогии, ее
объектах и классификационных единицах, подходах и процедуре деятельности по
познанию и моделированию ситуаций, направлениях в использовании полученных
результатов и их перспективах.

Эвристическая
функция ситуалогии. Криминалистическая ситуалогия не просто констатирует факты,
описывая эмпирический материал, но также ставит своей задачей получение нового
знания: оригинальных по своей сути идей, концепций, подходов, принципов,
методов и решений. Все это позволяет создать принципиально новую систему знания
в области ситуационного подхода на криминалистической основе, определить ее
потенциальные возможности и перспективы дальнейшего развития.

Объяснительная
функция. Задачей любой научной теории, и том числе криминалистической
ситуалогии, является не столько описание, сколько объяснение отражаемого ею
реального существующего объекта со всеми характерными для него признаками, во
всех взаимосвязях и взаимообусловленностях.

Практическая
функция криминалистической ситуалогии состоит в том, что основные ее научные
положения должны быть эффективно реализованы в практической деятельности.
Внедрение ее результатов в следственную, оперативно-розыскную, судебную и
экспертную практику, в практику научных исследований и учебно-педагогическую
деятельность выступает в качестве предпосылки оптимизации названных видов
деятельности.

Прогностическая
функция ситуалогии заключается в том, что исследование и описание теорией
своего объекта на данном этапе развития науки сочетается с указанием ее
перспектив, с выявлением тенденций дальнейшего развития научного знания в
рамках данной теории и связанных с ней научно-практических систем.
Криминалистическая ситуалогия определяет направления и формы дальнейшего
изучения различных видов ситуаций и ожидаемых перспектив развития
криминалистического знания в целом.

Методология
частной теории представляет собой систему познавательных приемов, которые
используются как в ходе построения самой теории, так и в процессе применения
теории в практике познания ее предметной области. В этом плане необходимо
видеть разницу между терминами «методы науки» и «научные
методы», то есть различать методы изучения объекта теории и методы ведения
исследовательской работы.

Причем
методология любой криминалистической теории может включать в себя как все
методы, известные общей теории криминалистики, так и только часть их, в
случаях, если какие-то из специальных методов не находят своего применения.

Традиционно
методы, используемые в криминалистике, принято делить как по трехчленной
системе (всеобщий, общенаучные и специальные), так и по четырехчленной,
включающей в себя помимо перечисленных также и частнонаучные методы.
Проанализируем их применение в рамках криминалистической ситуалогии.

Как известно,
гносеологической основой любой науки и основополагающим подходом к познанию
любых объектов, процессов и явлений является диалектический метод. Законы и
категории материалистической диалектики имеют всеобщее значение для
познавательной деятельности человека в целом и для деятельности по
расследованию преступлений в частности. Эти законы и категории, являясь
методологической основой криминалистической теории ситуаций, позволяют
объективно рассмотреть ее предметную область, методологию и методы познания ее
объекта.

Так,
например, соблюдение закона о всеобщей связи и взаимосвязи объектов
материального мира требует подхода к различным объектам теории ситуаций в
непрерывной связи с социальной действительностью. Кроме того, этот закон
позволяет рассматривать ситуационный подход к криминальной и криминалистической
деятельности во взаимосвязи с аналогичным подходом к другим видам деятельности:
социально-экономической, правоохранительной и т.д. Представляется, что такое
взаимодействие является важным источником их взаимного обогащения.

В свою
очередь, закон о непрерывном развитии и изменении объектов материального мира
требует рассмотрения объектов познания с учетом их непрерывного изменения и
развития. В связи с этим ситуационные модели и прогнозы должны быть
скорректированы в соответствии с изменяющейся социальной действительностью.

Закон
перехода количественных изменений в качественные также проявляет свое действие
в криминалистической теории ситуаций. Его содержание, по существу, пронизывает
весь информационный процесс познания всего огромного спектра соответствующих
ситуаций.

Методологическое
значение диалектического метода не исчерпывается тем, что законы и категории
диалектики служат основой для практической деятельности по познанию и
разрешению ситуаций. Применение этих законов и категорий, кроме того, служит
основным фундаментом для разработки и развития самой криминалистической теории
ситуаций как концептуального теоретического учения.

Общенаучные
методы основаны на применении определенной последовательности мыслительных
операций к объекту познания теории. В результате этого создается система
выводов относительно связи объекта теории с теми условиями, в которых он
существует.

Из числа
общенаучных методов в криминалистической ситуалогии широко применяются такие,
как наблюдение, описание, анализ и синтез, индукция и дедукция,
абстрагирование, аналогия, сравнение, моделирование, эксперимент.

Метод
сравнения может быть использован при выявлении относительной устойчивости
компонентов ситуации и их изменении во времени и пространстве.

Метод
эксперимента нашел свое применение при апробации компьютерных систем,
моделирующих криминальные и следственные ситуации, используемых при
расследовании конкретных уголовных дел.

Дедуктивной
метод — метод познания от общего к частному. Имея явно прогностическую
направленность, используется при прогнозировании развития ситуации и выражается
в том, что поиск прогнозной информации для ситуации осуществляется
преимущественно посредством версионного процесса.

Индуктивной
метод, дополняя дедуктивный, помогает вскрыть внутренние связи элементов
каких-либо событий, фактов, предметов, а также установить причинные связи
возникновения того или иного явления, являющегося содержанием того или иного
компонента ситуации.

Значение
метода абстрагирования состоит в том, что его применение значительно помогает
отсеять всю несущественную для ситуации информацию. Особое значение этот метод
приобретает при построении типовой модели ситуации, поскольку там
«чистота» информации желательна максимальной.

Метод
аналогии используется при построении модели реальной ситуации на основе типовой
модельной информации.

Анализ и
синтез находят свое применение в криминалистической теории ситуаций как
поисковые и исследовательские методы. Несмотря на то, что по своему содержанию
эти методы не адекватны, они существенно дополняют друг друга. Так, метод
анализа используется при выявлении основных элементов криминальной и
следственной ситуаций, следственной обстановки и позволяет создать
классификаторы этих понятий. Метод синтеза применяется при построении сложных
многовариантных ситуационных моделей, объединяющих в одной структуре
разнородные классификаторы (например, классификаторы следственной ситуации,
следственной обстановки, следственных версий, тактических задач, следственных
действий, оперативно-розыскных и организационно-технических мероприятий). Что,
в свою очередь, возможно при использовании метода моделирования.

Метод
моделирования при его применении в криминалистической ситуалогии является
оптимальным средством познания ситуаций и средством поиска оптимальных путей их
разрешения путем наименьших затрат.

Вопрос о
методах, используемых криминалистической ситуалогией, приобретает особую
актуальность еще и с тех позиций, что криминалистическая ситуалогия является
методологической базой и организующим началом для всех учений о ситуациях более
низшего звена — ее составных частей.

Структура
криминалистической ситуалогии. Нам представляется, что содержание
криминалистической ситуалогии должны составить следующие разделы:

1. Понятие и
методологические основы ситуационного подхода.

2. Понятийный
аппарат криминалистической ситуалогии.

3.
Классификация ситуаций, изучаемых криминалистикой.

4. Структура
и основное содержание ситуаций, используемых при расследовании преступлений.

5.
Ситуационное моделирование в исследовании и оценке ситуаций.

6. Основные
направления применения ситуационного подхода в криминалистике и следственной
практике.

Кроме того,
составными частями криминалистической ситуалогии будут являться учения: о
криминальных ситуациях; о следственных ситуациях; о судебных ситуациях; об
оперативно-розыскных ситуациях; об экспертных ситуациях.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяСоздание сайтов
    Следующая статьяФ. НИЦШЕ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ