Глава 20 Административно-правовые режимы

Глава 20 Административно-правовые режимы

103
0

Глава
20 Административно-правовые режимы

§
1. Понятие и виды административно-правовых
режимов

Понятие
«правовой режим» все больше
утверждается как в сфере юридической
науки, так и в законодательстве.
Исследование этого понятия дает
возможность выяснить специфику
правового регулирования определенного
объекта или вида деятельности. Кроме
того, это позволяет судить о
многомерности, многогранности и
объемности права как институционного
образования, а также рассматривать его
в динамике, функционировании.

В
наиболее обшей форме понятие «правовой
режим» определяется как порядок
регулирования, комплекс правовых
способов, которые характеризуют особое
объединение взаимодействующих
разрешений, запретов, а также
положительных обязательств, что
создает особую направленность
регулирования.

Каждой
отрасли права свойствен свой
специфический режим регулирования, чем
и обусловливается юридическая
особенность определенной отрасли.

Своеобразность
административно-правового режима
проявляется в особом порядке
возникновения и формулирования
содержания прав и обязанностей
участников административно-правовых
отношений и их осуществления, наличии
специфических санкций, особых способах
их реализации, а также в действии
единых принципов, общих положений,
которые распространяются изданную
совокупность правовых норм.

Административно-правовой
режим
— это определенное
объединение административно-правовых
способов регулирования, которое
проявляется в централизованном
порядке, императивном методе правового
влияния и юридическом неравенстве
субъектов правоотношений.

К
числу основных элементов
административно-правового режима
относятся:

1)
метод правового регулирования, который
в административном праве основывается
на централизованном способе и
императивном типе регулирования и
выражается в юридическом неравенстве
субъектов правоотношений;

2)
особые административно-правовые
способы установления и формы
возникновения прав и обязанностей,
способов юридического воздействия,
защиты прав, процедурно-процессуальных
формы и т.п., к которым следует отнести
акты, жалобы, служебную или
функциональную подчиненность,
контроль или надзор, административное
принуждение, протоколы, постановления,
ходатайства, административную
ответственность и др.;

3)
принципы, общие положения
административного права, такие как
участие граждан в управлении
государственными делами; обеспечение и
защита прав и свобод человека,
интересов государства; осуществление
органами власти своих полномочий в
пределах, установленных Конституцией и
законами Украины; подотчетность,
подконтрольность, ответственность
органов исполнительной власти и их
должностных лиц перед обществом за
свою деятельность и др.;

4)
особенность административного
законодательства, которое
характеризуется наличием большого
количества правовых норм, регулирующих
значительный объем разнообразных
социальных отношений, связанных с
государственным управлением;

5)
наличие наряду с общеотраслевым
правовым режимом внутриотраслевых
правовых режимов: режима секретности,
таможенного режима, режима
государственной границы, режима
свободных экономических зон, режима
осуществления определенных видов
предпринимательской деятельности,
паспортного режима и др.

Административно-правовые
режимы обеспечивают функционирование
не только отраслевых институтов
административного права, таких как
государственная служба,
административная ответственность, но и
многих институтов иных отраслей или
межотраслевых институтов, например,
права собственности,
предпринимательства и др.

Правовые
режимы классифицируют по масштабу
свободы граждан и организаций в
использовании своих возможностей для
реализации субъективных прав; по
глубине изменений в конституционном
статусе граждан и организаций; по
времени и территории их действия; по
отдельным объектам; по видами
деятельности и т. п.

По
масштабу свободы граждан и организаций
в использовании своих возможностей для
реализации субъективных прав
выделяют
льготные и ограничивающие режимы.
Первые предоставляют гражданам и
организациям дополнительные права и
свободы или льготы при осуществлении
ими определенных прав или свобод,
например, льготы для участников боевых
действий. Вторые, наоборот, вводят
особые правила использования
гражданами и организациями своих прав
и свобод или устанавливают запрет на
осуществление ими определенных прав и
свобод, например, лицензирование
отдельных видов предпринимательской
деятельности.

По
глубине изменений в конституционном
статусе граждан и организаций
различают
обычные и чрезвычайные
режимы. Первые не изменяют
конституционный статус граждан и
организаций; вторые существенно
ущемляют их права и свободы, вводят
особый порядок осуществления
отдельных видов конституционных прав и
свобод.

По
времени действия
выделяют
постоянные (паспортный режим) или
кратковременные, ситуационные (чрезвычайное
положение) режимы.

По
территории действия
различают
режимы, которые действуют на всей
территории Украины или в отдельных ее
регионах или местностях (режим
пограничной зоны).

По
отдельным объектам выделяют
режимы заповедников, огнестрельного
оружия, ядов и др.

По
видам деятельности
различают
режимы оперативно-розыскной
деятельности, отдельных видов
предпринимательской деятельности и др.

Основания
правовых режимов устанавливаются
законами Украины: от 27 февраля 1991 г. «О
правовом режиме территории, которая
подверглась радиоактивному
загрязнению вследствие Чернобыльской
катастрофы», от 13 октября 1992 г. «Об
общих основаниях создания и
функционирования специальных (свободных)
экономических зон», от 16 марта 2000 г. «О
правовом режиме чрезвычайного
положения», от4 ноября 1991 г. «О
государственной границе Украины», от 16
мая 1995 г. «Об исключительной (морской)
экономической зоне Украины» и
подзаконными нормативно-правовыми
актами, например, постановлением
Кабинета Министров Украины от 12 мая 1994
г. «О пограничной полосе» и др.

По
юридической природе
среди правовых
актов, регулирующих правовые режимы,
выделяют правоустанавливающие,
которые содержат первичные «режимные»
нормы, и правоприменительные акты.
Например, на основании п.21 ст. 106
Конституции и Закона Украины «О
правовом режиме чрезвычайного
положения» Президент Украины
принимает в случае необходимости
решение о введении в Украине или в
отдельных ее местностях режима
чрезвычайного положения, в котором
устанавливаются определенные правила,
а местный орган исполнительной власти (областная
государственная администрация),
руководствуясь этим актом, вводит
комендантский час.

В
создании и осуществлении
административно-правовых режимов,
кроме нормативно-правовой, большое
значение имеют организационная и
материально-техническая подсистемы.
Организационная подсистема
обслуживает деятельность органов
исполнительной власти (их должностных
лиц), которые должны обеспечить
соблюдение установленных запретов и
ограничений и выполнение возложенных
на граждан и юридических лиц
обязанностей.

Организационная
инфраструктура обеспечивает
реализацию установленных режимных
правил. Это специальные режимные
органы, которые образуются с учетом
содержания и особенностей того или
иного административно-правового
режима (пограничные войска, таможенные
органы, временные администрации и др.) и
комплектуются специально
подготовленным личным составом,
обеспечиваются необходимыми
финансовыми и материально-техническими
ресурсами.

Все
специальные административно-правовые
режимы имеют две взаимосвязанные
стороны: содержательную и формальную.
Содержательную сторону образуют
причины и цель введения режима, его
организационные, экономические
элементы, связанные с ними действия.
Формальная (юридическая) сторона
содержит такие элементы: кто, на какой
срок, на какой территории
устанавливает режим; процедура его
введения, осуществления, отмены;
система «режимных» обязанностей и прав.
Большинство специальных режимов, как
правило, ущемляют права граждан. Тем не
менее такие ограничения должны быть не
чрезмерными и устанавливаться только
законами. В Конституции Украины
предусмотрено, что исключительно
законами Украины определяются
правовые режимы собственности,
государственной границы, военного и
чрезвычайного положения, зон
чрезвычайной экологической ситуации и
другие виды специальных правовых
режимов.

§
2. Понятие чрезвычайных режимов

В
определенные периоды развития
человечества возникают острые
социальные, техногенные противоречия,
противоречия между природой и
обществом. Это приводит к этническим и
социальным, политическим и военным
конфликтам, стихийным бедствиям,
крупномасштабным промышленным авариям
и др. Экстремальные ситуации угрожают
жизни и здоровью людей, создают угрозу
уничтожения значительных материальных
и духовных ценностей. Все это может
привести к дестабилизации и разрушению
социальной системы, а поэтому требует
немедленного проведения неординарных
мероприятий, в том числе правовых,
организационных, экономических,
материально-технических и др.
Экстремальные (чрезвычайные) ситуации
представляют собой совокупность
опасных для общества факторов, которые
создают угрозу жизненно важным
интересам человека, общества,
государства и требуют для своего
урегулирования иного нормативного
воздействия, другой управляющей
подсистемы, чем те, которые действуют в
обычных условиях.

Правовые
режимы, с помощью которых происходит
такая перестройка юридического
инструментария, можно определить как
чрезвычайные. Они относятся к
административно-правовым режимам.

Чрезвычайные
режимы — это специальные
правовые режимы жизнедеятельности
населения, осуществления
хозяйственной деятельности и
функционирования органов властей на
территории, где возникла
чрезвычайна
я ситуация. Главным в их
содержании является то, что они
существенным образом изменяют
правовой статус субъектов этой
территории, в некоторых случаях —
систему органов исполнительной власти
и органов местного самоуправления,
устанавливают мероприятия, которые
применяются для урегулирования
ситуации.

Законодательство
Украины предусматривает три основные
разновидности чрезвычайных режимов: 1)
чрезвычайное положение; 2) чрезвычайная
экологическая ситуация; 3) военное
положение.

§
3. Правовой режим чрезвычайного
положения

Правовую
основу введения режима чрезвычайного
положения, кроме норм Конституции
Украины (ст. ст. 92, 106), составляют Закон
Украины «О правовом режиме
чрезвычайного положения», а также
законы, которые регулируют
деятельность отдельных органов
государственного управления в
условиях чрезвычайного положения,
например, «О милиции», «О Службе
безопасности», Закон Украины и Указ
Президента Украины о введении
чрезвычайного положения в Украине или
в отдельных ее местностях,
утвержденный Верховной Радой Украины.

Чрезвычайное
положение
— это особый правовой
режим, который может временно
вводиться в Украине или в отдельных ее
местностях при возникновении
чрезвычайных ситуаций техногенного
или природного характера не ниже
общегосударственного уровня, которые
привели или могут привести к
человеческим и материальным потерям,
создают угрозу жизни и здоровью
граждан или при попытке захвата
государственной власти либо изменения
конституционного порядка Украины
путем насилия и предусматривает
предоставление соответствующим
органам власти, военному командованию
и органам местного самоуправления в
соответствии с Законом Украины «О
правовом режиме чрезвычайного
положения» полномочий, необходимых для
устранения угрозы и обеспечения
безопасности и здоровья граждан,
нормального функционирования
национальной экономики, органов
государственной власти и органов
местного самоуправления, защиты
конституционного порядка, а также
допускает временное, обусловленное
угрозой, ограничение в осуществлении
конституционных прав и свобод человека
и гражданина и прав и законных
интересов юридических лиц с указанием
срока действия этих ограничений.

Целью
введения чрезвычайного положения
являются устранение угрозы и скорейшая
ликвидация особенно тяжелых
чрезвычайных ситуаций техногенного
или природного характера, нормализация
обстановки, восстановление
правопорядка при попытках захвата
государственной власти или изменения
конституционного порядка путем
насилия, восстановление
конституционных прав и свобод граждан,
а также прав и законных интересов
юридических лиц, создание условий для
нормального функционирования органов
государственной власти и органов
местного самоуправления, других
институтов гражданского общества.

Чрезвычайное
положение вводится лишь при наличии
реальной угрозы безопасности граждан
или конституционному порядку,
устранение которой иными способами
невозможно.

В
Законе Украины «О правовом режиме
чрезвычайного положения» выделяются
два вида такого положения: 1)
возникновение особенно тяжелых
чрезвычайных ситуаций техногенного и
природного характера (стихийных
бедствий, катастроф, больших пожаров,
применение средств поражения, пандемий,
панзоотии и т. п.), создающих угрозу
жизни и здоровью значительных слоев
населения; 2) вызванный противоправными
действиями людей: осуществление
массовых террористических актов,
которые сопровождаются гибелью людей
или разорением особо важных объектов
жизнеобеспечения; возникновение
межнациональных и межконфессионных
конфликтов; блокирование или захват
отдельных особо важных объектов или
местностей, что угрожает безопасности
граждан и нарушает нормальную
деятельность органов государственной
власти и органов местного
самоуправления; возникновение
массовых беспорядков, которые
сопровождаются насилием над
гражданами, ущемлением их прав и свобод;
попытки захвата государственной
власти или изменения конституционного
порядка Украины путем насилия;
массовый переход государственной
границы с территории смежных
государств; необходимость
восстановления конституционного
правопорядка и деятельности органов
государственной власти.

Первый
вид режима чрезвычайного положения
вводится в Украине или в отдельных ее
местностях Указом Президента Украины
по предложению Кабинета Министров
Украины с утверждением Верховной Радой
Украины.

Второй
вид режима чрезвычайного положения
вводится Указом Президента Украины по
предложению Совета национальной
безопасности и обороны Украины с
утверждением Верховной Радой Украины
после предыдущего обращения
Президента Украины через средства
массовой информации или иным способом
к группам лиц, организаций, учреждений,
являющихся инициаторами или
участниками действий, которые могут
быть основанием для введения
чрезвычайного положения, кроме случаев,
когда для спасения населения или
недопущения гибели людей нужны
неотложные меры.

Введение
чрезвычайного положения на территории
АРК или в отдельных ее местностях может
инициировать Верховный Совет АРК.

В
Указе Президента Украины о ведении
чрезвычайного положения отмечаются: 1)
обоснование необходимости введения
чрезвычайного положения; 2) границы
территории, на которой вводится
чрезвычайное положение; 3) время, с
которого вводится чрезвычайное
положение, и срок, на который оно
вводится; 4) перечень и пределы
конституционных прав и свобод человека
и гражданина, которые временно
ограничиваются в связи с введением
такого положения, а также перечень
временных ограничений прав и законных
интересов юридических лиц с указанием
срока действия этих ограничений; 5)
органы государственной власти, органы
военного командования и органы
местного самоуправления, которым
поручается осуществление мероприятий
чрезвычайного положения, и пределы их
дополнительных полномочий; 6) иные
вопросы, которые вытекают из
указанного Закона.

Указ
Президента Украины о введении
чрезвычайного положения, утвержденный
Верховной Радой Украины, немедленно
оглашается через средства массовой
информации или иным способом.

Чрезвычайное
положение в Украине может быть введено
на срок не более 30 суток и не более 60
суток в отдельных ее местностях. В
случае необходимости чрезвычайное
положение может быть продлено
Президентом Украины, но не более чем на
30 суток. Такой Указ Президента Украины
вступает в силу после его утверждения
Верховной Радой Украины.

Чрезвычайное
положение в Украине или в отдельных ее
местностях может быть отменено Указом
Президента Украины ранее срока, на
который оно вводится, в случае
устранения обстоятельств, вызвавших
его введение.

В
условиях чрезвычайного положения
Президент Украины, Верховная Рада
Украины, Кабинет Министров Украины,
министерства, другие центральные и
местные органы исполнительной власти,
Верховный Совет АРК, Совет министров
АРК, органы местного самоуправления, а
также военное командование и его
представители, предприятия, учреждения
и организации соответственно
осуществляют полномочия,
предоставленные им Конституцией и
законами Украины, и обеспечивают
выполнение мероприятий,
осуществляемых в связи с введением
чрезвычайного положения.

Военным
командованием, которому в определенных
пределах предоставляется право вместе
с органами исполнительной власти,
Советом министров АРК и органами
местного самоуправления осуществлять
мероприятия правового режима
чрезвычайного положения, являются:
Главное управление внутренних войск
МВД Украины; Служба безопасности
Украины; Главное управление сил
гражданской обороны Министерства
Украины по вопросам чрезвычайных
ситуаций и по делам зашиты населения от
последствий Чернобыльской катастрофы.
В период чрезвычайного положения не
могут быть соответственно прекращены
или ограничены полномочия Президента
Украины, Верховной Рады Украины,
Кабинета Министров Украины,
Уполномоченного Верховной Рады
Украины по правам человека, Верховного
Совета АРК, Совета министров АРК,
министерств, других центральных и
местных органов исполнительной власти
и органов местного самоуправления, а
также судов, органов прокуратуры
Украины, органов дознания и следствия.

При
введении чрезвычайного положения на
всей территории Украины или в
отдельных ее местностях Верховная Рада
Украины принимает решение о
продолжении сессии или ее роботы в
пленарных заседаниях на протяжении
всего периода действия чрезвычайного
положения.

Координацию
деятельности органов исполнительной
власти, Совета министров АРК, военного
командования, органов местного
самоуправления, предприятий,
учреждений и организаций осуществляют
Совет национальной безопасности и
обороны Украины, а в части полномочий,
которые к нему не относятся, — Кабинет
Министров Украины. Для координации
действий названных органов,
предприятий, учреждений и организаций
в условиях, когда чрезвычайное
положение введено для поддержания
правопорядка и обеспечения
безопасности граждан на
соответствующей территории, согласно
Указу Президента Украины о введении
чрезвычайного положения на местах
могут создаваться оперативные штабы, в
состав которых могут включаться
представители Службы безопасности
Украины, МВД Украины, Министерства
Украины по вопросам чрезвычайных
ситуаций и по делам защиты населения от
последствий Чернобыльской катастрофы,
местных органов исполнительной власти
и органов местного самоуправления во
главе с комендантами территорий.

Указом
Президента Украины о введении
чрезвычайного положения в интересах
национальной безопасности и
общественного порядка, с целью
предотвращения волнений или
преступлений, для охраны здоровья
населения или защиты прав и свобод
других людей на период чрезвычайного
положения могут быть приняты такие
меры: 1) установление особого режима
въезда и выезда, а также ограничение
свободы передвижения по территории,
где вводится чрезвычайное положение; 2)
ограничение движения транспортных
средств и их досмотр; 3) усиление охраны
общественного порядка и объектов,
которые обеспечивают
жизнедеятельность населения и
народного хозяйства; 4) запрет
проведения массовых мероприятий, кроме
мероприятий, запрет на проведение
которых устанавливается судом; 5)
запрет забастовок.

В
случае введения чрезвычайного
положения в связи с возникновением
особо тяжелых чрезвычайных ситуаций
техногенного и природного характера,
кроме указанных мероприятий,
дополнительно могут также
осуществляться такие мероприятия, как
временная или безвозвратная эвакуация
людей из мест, опасных для проживания, с
обязательным предоставлением им
стационарных или временных жилых
помещений, введение карантина и
проведение иных обязательных
санитарных и противоэпидемических
мероприятий, мобилизация и
использование ресурсов предприятий,
учреждений и организаций, независимо
от форм собственности, для устранения
опасности и ликвидации чрезвычайных
ситуаций с обязательной компенсацией
понесенных потерь и др.

Если
введение чрезвычайного положения
вызвано массовыми нарушениями
общественного порядка, кроме общих,
дополнительно могут быть приняты еще и
такие меры, как введение
комендантского часа (запрет находиться
на улицах и в иных общественных местах
без специально выданных пропусков и
удостоверений личности в
установленные часы суток); проверка
документов у граждан, а в необходимых
случаях — проведение личного досмотра,
досмотра вещей, транспортных средств,
багажа и грузов, служебных помещений и
жилья граждан; ограничение или
временный запрет продажи оружия,
отравляющих и сильнодействующих
химических веществ, а также
алкогольных напитков и веществ,
выработанных на спиртовой основе, и др.

Обеспечение
общественного порядка, охрана жизни,
здоровья, прав, свобод и законных
интересов граждан в условиях
чрезвычайного положения
осуществляются силами и средствами
органов МВД Украины, в том числе
Внутренних войск, войск гражданской
обороны, Службы безопасности в
соответствии с их полномочиями,
установленными законом, а в некоторых
случаях, предусмотренных законом,
могут привлекаться также воинские
части Вооруженных Сил Украины и
Пограничных войск Украины.

Нарушение
требований или невыполнение
мероприятий правового режима
чрезвычайного положения влечет за
собой ответственность, установленную
законом.

§
4. Режим зоны чрезвычайной
экологической ситуации

Правовой
режим зоны чрезвычайной экологической
ситуации — это особый правовой режим,
который может временно вводиться в
отдельных местностях в случае
возникновения чрезвычайных
экологических ситуаций для
предупреждения человеческих и
материальных потерь, предотвращения
угрозы жизни и здоровью граждан, а
также устранения негативных
последствий чрезвычайной
экологической ситуации.

Введение
соответствующего правового режима
предусматривает выделение
государством (или органами местного
самоуправления) дополнительных
финансовых и иных материальных
ресурсов, достаточных для нормализации
экологического состояния и возмещения
нанесе иных убытков, внедрение
специального режима поставок
продукции для государственных
потребностей, реализацию комплексных и
целевых программ общественных работ.

Законодательство
о зоне чрезвычайной экологической
ситуации основывается на Конституции
Украины и состоит из законов Украины от
25 июня 1991 г. «Об охране окружающей
природной среды», от 14 декабря 1999 г. «Об
аварийно-спасательных службах», от 16
марта 2000 г. «О правовом режиме
чрезвычайного положения», от 13 июля 2000
г. «О зоне чрезвычайной экологической
ситуации», а также принятых в
соответствии с ними других подзаконных
нормативно-правовых актов.

Основаниями
для объявления отдельной местности
зоной чрезвычайной экологической
ситуации могут быть: значительное
превышение предельно допустимых норм
показателей качества окружающей
природной среды, определенных
законодательством; возникновение
реальной угрозы жизни и здоровью
большого количества людей или
причинения значительного
материального ущерба юридическим,
физическим лицам либо окружающей
природной среде вследствие
чрезмерного загрязнения окружающей
природной среды, разрушительного
влияния стихийных сил природы или иных
факторов; отрицательные изменения,
которые произошли в окружающей
природной среде на значительной
территории и которые невозможно
устранить без применения чрезвычайных
мер со стороны государства, или которые
существенно ограничивают или
исключают возможность проживания
населения и проведения хозяйственной
деятельности на соответствующей
территории; значительное увеличение
уровня заболеваемости населения
вследствие отрицательных изменений в
окружающей природной среде.

Отдельная
местность Украины объявляется зоной
чрезвычайной экологической ситуации
Указом Президента Украины,
утвержденным Верховной Радой Украины
по предложению Совета национальной
безопасности и обороны Украины или по
представлению Кабинета Министров
Украины. В этом Указе Президента
Украины определяются: обстоятельства,
которые стали причиной и обоснованием
необходимости объявления отдельной
местности зоной чрезвычайной
экологической ситуации; пределы
территории, на которой она объявляется;
мероприятия по организационному,
финансовому и материально-техническому
обеспечению жизнедеятельности
населения в такой зоне; основные меры,
которые принимаются для преодоления
последствий чрезвычайной
экологической ситуации; ограничения на
определенные виды деятельности в этой
зоне; время, с которого отдельная
местность объявляется зоной
чрезвычайной экологической ситуации, и
срок, на который эта территория
объявляется такой зоной.

Центральные
органы исполнительной власти,
Верховный Совет АРК, Совет министров
АРК, местные органы исполнительной
власти, органы местного самоуправления,
предприятия, учреждения и организации
осуществляют полномочия,
предоставленные им Конституцией и
законами Украины, и обеспечивают
соблюдение правового режима зоны
чрезвычайной экологической ситуации и
выполнение мероприятий,
предусмотренных Законом Украины «О
зоне чрезвычайной экологической
ситуации» и актами Президента Украины.

При
наличии достаточных оснований в
пределах зоны чрезвычайной
экологической ситуации может быть
введен правовой режим чрезвычайного
положения в порядке, установленном
соответствующим законом, с принятием
дополнительных мер.

Для
выполнения неотложных аварийно-спасательных
и восстановительных работ в такой зоне
могут в случае необходимости
привлекаться в установленном законом
порядке на добровольной основе
трудоспособное население,
транспортные средства граждан при
условии обязательного обеспечения
безопасности труда, а также по решению
Президента Украины военные части
Вооруженных Сил Украины и других
военных формирований.

Обеспечение
общественного порядка в зоне
чрезвычайной экологической ситуации
осуществляется силами и способами
подразделений МВД Украины и Службы
безопасности Украины в соответствии с
законами Украины. Юридические и
физические лица, виновные в нарушении
правового режима в зоне чрезвычайной
экологической ситуации, несут
ответственность согласно законам
Украины.

§
5. Правовой режим военного положения

Военное
положение
— особый правовой режим,
который вводится в Украине или в
отдельных ее местностях в случае
вооруженной агрессии или угрозы
нападения, опасности государственной
независимости Украины, ее
территориальной целостности и
предусматривает предоставление
соответствующим органам
государственной власти, военному
командованию и органам местного
самоуправления полномочий,
необходимых для устранения угрозы и
обеспечения национальной безопасности,
а также временные, обусловленные
угрозой, ограничения конституционных
прав и свобод человека и гражданина и
прав и законных интересов юридических
лиц с указанием срока действия этих
ограничений.

Целью
введения военного положения является
создание условий Для осуществления
органами государственной власти,
военным командованием, органами
местного самоуправления,
предприятиями, учреждениями и
организациями предоставленных им
полномочий в случае вооруженной
агрессии или угрозы нападения,
опасности государственной
независимости Украины, ее
территориальной целостности.

Правовой
основой введения военного положения
являются Конституция Украины, Закон
Украины от 6 апреля 2000 г. «О правовом
режиме военного положения», иные
законы Украины и Указ Президента
Украины о введении военного положения
в Украине или в отдельных ее местностях,
утвержденный Верховной Радой Украины
по предложению Совета национальной
безопасности и обороны Украины.

В
Указе Президента Украины о введении
военного положения закрепляются: 1)
обоснование необходимости введения
военного положения; 2) пределы
территории, на которой оно вводится,
время введения и срок, на который оно
вводится; 3) задания военного
командования, органов государственной
власти и органов местного
самоуправления относительно введения
и осуществления мер правового режима
военного положения; 4) исчерпывающий
перечень конституционных прав и свобод
человека и гражданина, которые
временно ограничиваются в связи с
введением военного положения, а также
перечень временных ограничений прав и
законных интересов юридических лиц с
указанием срока действия этих
ограничений.

В
условиях военного положения Президент
Украины, Верховная Рада Украины, органы
государственной власти, военное
командование (Генеральный штаб
Вооруженных Сил Украины, командование
Сухопутных войск Вооруженных Сил
Украины и Военно-Морских Сил Украины,
оперативные командования,
командование военных объединений,
соединений Вооруженных Сил Украины и
других военных формирований) и его
представители (командиры воинских
частей, подразделений, начальники
военных учреждений и организаций),
Верховный Совет АРК, Совет министров
АРК, органы местного самоуправления,
предприятия, учреждения и организации
осуществляют полномочия,
предоставленные им Конституцией и
законами Украины и обеспечивают
выполнение соответствующих
мероприятий.

Президент
Украины как Верховный
Главнокомандующий Вооруженных Сил
Украины в условиях военного положения
осуществляет руководство
стратегическим планированием
Вооруженных Сил Украины и других
военных формирований, внедрением и
осуществлением мер такого правового
режима через Генеральный штаб
Вооруженных Сил Украины. В период
военного положения не могут быть
прекращены полномочия Верховной Рады
Украины, Уполномоченного Верховной
Рады Украины по правам человека,
Верховного Совета АРК, центральных и
местных органов исполнительной власти
и органов местного самоуправления, а
также судов, органов прокуратуры
Украины, органов дознания и следствия.
Верховная Рада Украины работает в
сессионном режиме.

Нормативно-правовые
акты Верховного Совета АРК, решения
Совета министров АРК, решения местных
органов исполнительной власти и
органов местного самоуправления,
касающиеся прав и свобод человека и
гражданина, которые ограничиваются в
связи с введением военного положения,
временно не применяются.

В
местностях, где ведутся боевые
действия, внедрение и осуществление
мер правового режима военного
положения возлагаются непосредственно
на военное командование. Все органы
государственной власти, АРК и органы
местного самоуправления, предприятия,
учреждения, организации, объединения
граждан, а также сами граждане обязаны
оказывать содействие военному
командованию при введении и
осуществлении мероприятий правового
режима военного положения на
соответствующей территории.

Кроме
мер, которые применяются во время
чрезвычайного положения, при военном
положении используются такие меры:
введение трудовой повинности для
трудоспособного населения, не
привлеченного к работе в оборонной
сфере и сфере ее жизнеобеспечения и не
забронированного за предприятиями,
учреждениями и организациями на период
мобилизации и военного времени, с целью
привлечения к выполнению работ,
которые имеют оборонительный характер,
и др.; использование мощностей и
трудовых ресурсов предприятий,
учреждений и организаций всех форм
собственности для нужд обороны и др.
Более строгими становятся санкции,
которые налагаются на нарушителей
такого режима.

§
6. Режим государственной тайны

Для
обеспечения информационного
суверенитета Украины и общепризнанных
принципов международных обычаев в
сфере информации Украина принимает
меры относительно засекречивания и
охраны определенной информации в сфере
обороны, экономики, науки и техники,
внешних сношений, государственной
безопасности и охраны правопорядка с
целью защиты жизненно важных интересов
Украины.

Такая
информация признается в порядке,
установленном Законом Украины «О
государственной тайне» (в редакции
Закона Украины «О внесении изменений в
Закон Украины «О государственной тайне»),
государственной тайной и
подлежит охране со стороны государства.
Перечень и содержание информации,
которая может быть отнесена к
государственной тайне, определяются в
этом Законе и мотивированными
решениями государственных экспертов
по вопросам тайн. Сведения, которые
являются государственной тайной,
публикуются в официальных
государственных изданиях.

Охрана
государственной тайны включает в себя
комплекс организационно-правовых,
инженерно-технических,
криптографических и оперативных мер,
направленных на предотвращение
разглашения информации, являющейся
государственной тайной. Среди
организационно-правовых мер по охране
государственной тайны применяются
такие: установление единых требований
относительно изготовления,
пользования, сохранения, передачи,
транспортирования и оборота носителей
информации, которые являются
государственной тайной;
лицензирование предприятий,
учреждений и организаций, которые
осуществляют деятельность, связанную с
государственными тайнами; специальный
порядок доступа граждан к
государственной тайне; специальный
порядок осуществления судебных,
надзорных, контрольно-ревизионных и
иных функций органов государственной
власти относительно предприятий,
учреждений и организаций, деятельность
которых связана с государственными
тайнами; ответственность за нарушение
законодательства о государственной
тайне и др.

С
целью технической защиты информации
предприятия, учреждения и организации,
которые осуществляют деятельность,
связанную с государственными тайнами,
обязаны использовать защищенные
способы обработки, передачи,
сохранения информации и технические
приспособления ее защиты,
сертифицированные на соответствие
этих способов и приспособлений
нормативам технической защиты,
применять криптографические меры
охраны такой информации. Оперативные
меры охраны государственной тайны
применяются в ходе
контрразведывательной,
разведывательной и
оперативно-розыскной деятельности,
которую осуществляют органы Службы
безопасности Украины и другие
государственные органы в соответствии
с действующим законодательством.

Государственную
политику в отношении государственной
тайны обеспечивают Президент Украины,
Кабинет Министров Украины, Совет
министров АРК, другие органы
исполнительной власти, а также органы
местного самоуправления. Специально
уполномоченным центральным органом
исполнительной власти в сфере
обеспечения охраны государственной
тайны является Служба безопасности
Украины.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ