Глава 22 Отраслевые, межотраслевые и региональные основы в управлении

Глава 22 Отраслевые, межотраслевые и региональные основы в управлении

127
0

Глава
22 Отраслевые, межотраслевые и
региональные основы в управлении

§
1. Отраслевое управление: его
содержание

Отраслевое
управление относится прежде всего к
компетенции министерств, а в областях,
районах, городах — соответствующих
региональных органов исполнительной
власти.

Для
отраслевого управления характерны
вертикальные (линейные) правовые
отношения, иначе говоря, отношения
прямой подчиненности, складывающиеся
между органами управления и
управляемыми ими объектами.

Объекты
отраслевого управления
— это
определенная совокупность субъектов
хозяйственной, социально-культурной
или административно-политической
деятельности, которые выполняют
функции однородного назначения.
Приведенное определение основывается
на понятии предприятия и учреждения
как важных объектов отраслевого
управления, созданных для производства
продукции, выполнения работ и
предоставления услуг с целью
удовлетворения общественных
потребностей. При этом форма
собственности, на которой основано
предприятие (учреждение), имеет
значение лишь для выявления степени и
формы отраслевого (управляющего)
воздействия. Для отнесения предприятия
(учреждения) к соответствующей отрасли
главным является однородность (однотипность)
производственной или иной
деятельности.

Другими
объектами отраслевого управления
могут быть различные структурные
подразделения данной отрасли (хозяйственные,
культурные, медицинские) в
определенных административно-территориальных
единицах, подчиненные
соответствующему министерству.

Содержание
отраслевого управления
состоит в
организации эффективного
функционирования подчиненных систем.
Оно охватывает комплекс
централизованных и оперативных форм
деятельности органов исполнительной
власти специальной компетенции, их
технической политики, финансирования,
научно-технического обеспечения,
работы с кадрами, осуществления
контроля и учета.

Отраслевое
управление формируется в соответствии
с особенностями конкретных секторов
экономики, сфер культурной и
административно-политической
деятельности. Это положение имеет
определенную правовую регламентацию.
Оно определяется в соответствующих
законах, комплексно регулирующих
отношения отраслевого характера,
положениях о конкретных органах
государственного управления. Так, в
социально-культурной сфере Законом
Украины «Об образовании», основами
законодательства Украины о
здравоохранении, о культуре
устанавливаются основы управления в
этих отраслях, направленные на
удовлетворение социальных и духовных
потребностей населения. Функции
государственного управления в
названных отраслях осуществляют
министерства в соответствии с
положениями о них. Положения о
министерствах и других центральных
органах исполнительной власти
утверждаются Президентом Украины. В
положениях закрепляются задачи,
функции и компетенция министерств, а
также другие главные направления
деятельности центральных органов
управления, осуществляющих
руководство определенными отраслями
на территории Украины.

Положения
о территориальных и региональных
органах утверждаются соответствующими
министерствами и ведомствами.

Указанные
функции в областях, районах, городах
министерства осуществляют через их
региональные управления, отделы,
учреждения и т.п., а также отраслевые
структурные подразделения местных
государственных администраций. Такая
структура организации отраслевого (линейного)
управления присуща промышленности,
сельскому хозяйству, а также сферам
обороны, безопасности,
правоохранительной деятельности и др.

Территориальные
органы министерств и ведомств Украины
являются важной составной частью
единой системы центральной
исполнительной власти. Они создаются,
реорганизуются и ликвидируются
руководителями центральных органов
исполнительной власти. Подчиненность
территориальных органов
непосредственно центральным
министерствам и ведомствам — важное
условие ихуспеш-:ой деятельности, хотя
некоторые вопросы (например, о
назначении на должность и освобождении
от должности руководителей
территориальных органов) решаются
министерствами и ведомствами по
согласованию с соответствующими
местными органами исполнительной
власти. Необходимо учитывать, что ряд
центральных органов исполнительной
власти не имеет подчиненных им
региональных органов (Государственный
комитет Украины по вопросам
регуляторной политики и
предпринимательства). В некоторых
центральных органах исполнительной
власти предусмотрено образование
региональных органов, но их правовой
статус отличается от правового статуса
территориальных органов.

Важным
является то, что отраслевое управление
тесно связано с межотраслевым и
региональным управлением. Это
позволяет сочетать централизованное
управление с самостоятельностью и
инициативой. Вместе с тем отраслевой
принцип управления наиболее полно
отвечает требованиям переходного
периода развития Украинского
государства. В Концепции
административной реформы в Украине
обращается внимание на то, что
надлежащая концентрация сил в
руководстве развитием общества
возможна лишь при применении
отраслевого принципа управления.

§
2. Особенности межотраслевого
управления

Под
межотраслевым управлением понимают
исполнительную и распорядительную
деятельность, осуществляемую органами
государственного управления,
наделенными межведомственными
полномочиями относительно
организационно не подчиненных им
объектов, во время которой
обеспечиваются слаженность и единство
действий при решении
общегосударственных и межотраслевых
задач.

В
отличие от отраслевого (линейного)
управления, представляющего собой
совокупность вертикальных
правоотношений, при межотраслевом (функциональном)
управлении имеют место горизонтальные
отношения, т. е. отношения субъектов,
организационно не подчиненных друг
другу. Межотраслевая исполнительная и
распорядительная деятельность
возложена в основном на
государственные комитеты, службы,
администрации и инспекции Украины, в
некоторых случаях — на министерства.
Эти органы осуществляют межотраслевую
координацию по вопросам, относящимся к
их компетенции, а также функциональное
регулирование в определенной сфере
деятельности. Государственный комитет
(службу, администрацию) возглавляет
Председатель комитета (службы,
администрации).

Например,
Государственная таможенная служба
Украины в соответствии с Положением о
ней, утвержденным Указом Президента
Украины от 24 августа 2000 г., является
центральным органом исполнительной
власти, осуществляющим
непосредственное руководство
таможенной службой Украины. В процессе
реализации таможенного
законодательства у нее могут возникать
отношения с другими центральными
органами исполнительной власти,
предприятиями, организациями лишь в
связи с перемещением грузов, товаров и
предметов через таможенную границу,
оформлением документов, взысканием
таможенной пошлины и т. п.
Организационной подчиненности, т. е.
вертикальных отношений, между
Государственной таможенной службой, с
одной стороны, и этими органами
управления, предприятиями и
организациями — с другой, не
существует. Организационные отношения
в Государственной таможенной службе
существуют только с Президентом
Украины и Кабинетом Министров Украины,
которым она подчинена, и, естественно, с
региональными таможнями, таможнями,
таможенными постами и подчиненными
предприятиями, учреждениями, учебными
заведениями, которыми Председатель
Государственной таможенной службы
руководит единолично.

Границы
действия (сфера управления) органов
межотраслевого управления значительно
шире, чем органов отраслевого
управления, поскольку их деятельность
является функциональной и
распространяется на все или несколько
отраслей управления. При этом в
современных условиях круг вопросов, по
которым необходима координация (согласование)
деятельности отраслевых органов,
постоянно расширяется. Это объясняется,
во-первых, тем, что наряду с
государственным сектором экономики
развивается негосударственный,
обусловивший появление большого
количества новых объектов управления;
во-вторых, тем, что интересы развития
рыночных отношений требуют
образования структур, уполномоченных
осуществлять межгосударственные
экономические, политические,
культурные связи. Министерство
экономики Украины по вопросам,
отнесенным к его компетенции,
взаимодействует с комитетами
Верховной Рады Украины, центральными и
другими органами исполнительной
власти, общественными объединениями,
посольствам, консульствами, торговыми
представительствами соответствующих
государств в Украине, средствами
массовой информации.

Межведомственность
полномочий органов межотраслевого
управления проявляется в том, что акты,
изданные в рамках их компетенции,
являются обязательными для всех
органов государственного управления и
органов местного самоуправления, не
подчиненных им предприятий, учреждений,
организаций. Органы межотраслевого
управления несут ответственность за
состояние и развитие порученной им
сферы (круга вопросов) управления.
Сфера межотраслевого управления
отражается в наименовании этих органов:
Антимонопольный комитет Украины,
Государственная налоговая
администрация и т.п.

Методам
управления, используемым органами
межотраслевой вневедомственной
компетенции, присущи согласованное
принятие решений, координация действий
соответствующих органов в управлении
при выполнении общегосударственных
или межотраслевых задач.

Важное
значение имеет устранение
несогласованности в действиях органов
исполнительной власти на всех уровнях
противодействия, а желательно — и
предупреждение таких отрицательных
явлений, как инфляция, чрезмерное
имущественное расслоение населения,
сокращение производства,
неравномерность развития отдельных
регионов. Особенно острой является
проблема развития экономических
связей со странами СНГ в условиях
перехода к рыночным отношениям.

Межотраслевую
координацию деятельности в пределах
страны, кроме правительства,
государственных комитетов, служб,
администраций Украины, осуществляют и
министерства по вопросам, отнесенным к
их компетенции. Такие функции, как уже
отмечалось, осуществляют Министерство
экономики Украины, Министерство
финансов Украины и некоторые другие.

Политические
и экономические преобразования,
происходящие в Украине, требуют
существенных изменений в структуре
правительства и центральных органов
исполнительной власти. Это будет
осуществляться в соответствии с
Программой «Украина — 2010» — первой за
годы независимости стратегической
программой развития нашего
государства на ближайшее десятилетие.
Согласно этой Программе количество
министерств будет сокращено. Появится
много новых органов межотраслевого
управления: государственные комитеты
жилищной и строительной политики,
связи и информатики, физической
культуры и туризма, администрации (энергетическая,
ценных бумаг, недвижимого имущества) и
другие центральные органы
исполнительной власти для
осуществления специальных (исполнительных,
контролирующих, разрешительных и др.)
функций в соответствующих сферах.

Каждому
виду межотраслевого управления
присущи свои особенности. Они касаются
не только системы органов
государственного управления, но и
объектов управления, характера прав и
обязанностей участников
правоотношений, возникающих в процессе
межотраслевого управления, а также
юридической ответственности.

В
системе государственного
межотраслевого регулирования рыночных
отношений можно выделить два уровня:
макроуровень и микроуровень.

На
макроуровне определяется
общегосударственная экономическая
политика, устанавливаются налоги и
гарантии, предусматриваются их
предельные величины, сфера
деятельности. Здесь решаются задачи
формирования эффективных секторов
производства инвестиционного климата,
финансирования экспорта и импорта с
целью защиты отечественного
товаропроизводителя. Иными словами,
объект государственного
межотраслевого регулирования на этом
уровне — рынок в целом.

Объектом
государственного межотраслевого
регулирования на микроуровне (на
уровне конкретной экономики) являются
многочисленные рынки различных видов
продукции: промышленные,
сельскохозяйственные, сфера
предоставления услуг и т. п.. Именно
здесь решаются задачи государственной
поддержки экономики эффективных
предприятий, ликвидации или
реорганизации малоэффективных
хозяйственных объектов, организации
предупредительного процесса с целью
торможения роста цен. В ходе этой
работы важно выделить ее хозяйственных
субъектов, в которых центральный пакет
акций должен быть закреплен за
государством, чтобы влиять на решения,
принимаемые этими субъектами, в том
числе с целью экономической
безопасности страны. Из макроуровня на
микроуровень делегируются права
пользования налогами, их взимания в
установленных пределах.
Государственное межотраслевое
регулирование на микроуровне
осуществляется органами, управляющими
конкретными отраслями экономики и
сферой предоставления услуг.

Содержание
управления государственным учетом и
статистикой может служить ярким
примером межотраслевого
государственного управления.

Осуществление
государственного учета и статистики,
создание централизованной системы
учета и статистики в Украине — важный
рычаг управления социально-экономическими
и политическими процессами в
государстве и обществе.

Основы
организации статистики и информатики в
соответствии с Конституцией Украины
определяются исключительно законами
Украины. Управление в сфере
государственного учета и статистики
осуществляется на основе Закона
Украины от 17 сентября 1992 г. «О
государственной статистике в Украине».
Этот Закон, направленный на
регулирование правовых отношений в
области статистики и ведения
первичного учета, определяет
полномочия и функции органов
государственной информационной
системы Украины с целью получения
достоверной статистической информации
о социально-экономическом развитии
Украины, АРК и других регионов.

Государственную
политику в области учета и статистики
проводит Кабинет Министров
Украины.
Она направлена на создание
единой (унифицированной) системы учета
и статистики, определение содержания и
приоритетов статистическо-управленческой
деятельности на всей территории
Украины.

Управление
учетом и статистикой в Украине
призвано обеспечить реализацию
государственной политики в этой сфере,
сбор, разработку, обобщение и
всесторонний анализ статистической
информации о процессах, происходящих в
социально-экономической, политической
жизни государства и его регионах.
Содержанием общегосударственной
статистики как функции управления
являются также разработка и внедрение
статистической методологии,
базирующейся на результатах научных
исследований, международных
стандартах и рекомендациях,
обеспечение достоверности,
стабильности и целостности
статистической информации. Учет и
статистика призваны информировать о
наличии и использовании природных,
трудовых и материальных ресурсов в
экономике, национальной прибыли,
прибылях и затратах субъектов
хозяйствования, населения и других
экономических, социальных,
административно-политических
процессах, происходящих в нашем
обществе.

Исходя
из изложенного, следует подчеркнуть,
что общегосударственная статистика и
учет имеют межотраслевое назначение,
поскольку они обслуживают потребности
всех государственных органов, в том
числе отраслевых органов управления.
Тем не менее управление статистикой
общегосударственного характера
дополняется отраслевым управлением,
что выражается в наличии отдельных
видов статистики, например, финансово-валютной,
судебной, таможенной и др. Объемы
ведомственной (отраслевой)
статистической отчетности
определяются министерствами и
ведомствами самостоятельно по
согласованию с органами
государственной статистики.

В
основу организации государственного
учета и статистики положены общие
принципы государственного управления.
Кроме того, статистическая
деятельность в своей основе имеет
специальные принципы. Среди них видное
место занимает принцип представления в
обязательном порядке всеми
юридическими лицами и лицами,
занимающимися предпринимательской
деятельностью, данных, необходимых для
проведения государственных
статистических наблюдений. Эти
статистические данные должны быть
достоверными и представляться в полном
объеме в установленные сроки и по
определенным адресам. Порядок
представления статистических данных
определяется в формах государственной
отчетности, утвержденных органами Государственного
комитета статистики Украины
(далее
— Госкомстат Украины). Указанный
принцип реализуется и в том, что органы
государственной статистики после
анализа полученных данных в свою
очередь обязаны подавать собственную «продукцию»
— статистическую информацию органам
законодательной и исполнительной
власти, Администрации Президента
Украины, органам местного
самоуправления, общественным
организациям и гражданам в порядке,
предусмотренном законодательством.

Среди
специальных принципов современной
организации статистического дела в
Украине важное значение приобретает
принцип привлечения к осуществлению
государственных статистических
наблюдений лиц, не работающих в органах
государственной статистики. Указанные
мероприятия проводятся по решению
Кабинета Министров Украины на
определенных этим решением условиях.
Организация этих наблюдений
возлагается на правительство АРК,
местные органы государственной власти.
Привлеченные к осуществлению
статистических наблюдений лица
пользуются правами и несут
ответственность наравне со службами
органов государственной статистики.

В
процессе развития и становления
статистических институций Украины
особую роль играет принцип
обезличенного использования
статистических данных, в соответствии
с которым все собранные сведения о
гражданах, юридических лицах могут
использоваться лишь в сводном виде с
обязательным сохранением
государственной и коммерческой тайны.

Государственное
управление в области учета и
статистики осуществляется специальной
системой органов, возглавляемой
Госкомстатом Украины. В соответствии с
Положением о Государственном комитете
статистики Украины, утвержденном
Указом Президента Украины от 6 ноября
1997 г., он является центральным органом
исполнительной власти, которому
подчинены органы государственной
статистики в АРК, областях, районах и
городах, а также предприятия,
учреждения, организации, относящиеся к
сфере его управления. Они составляют
единую систему органов
государственной статистики Украины.
Госкомстат Украины возглавляет
Председатель, который осуществляет
руководство порученными ему сферами
деятельности, несет персональную
ответственность перед Президентом
Украины и Кабинетом Министров Украины
за состояние дел в этой сфере,
определяет степень ответственности
своих заместителей, руководителей
подразделений Госкомстата Украины.

Госкомстат
Украины призван осуществлять общее
централизованное управление учетом и
статистикой. При выполнении
возложенных на него задач Госкомстат
Украины: обеспечивает реализацию
государственной политики в области
статистики, сбор, обработку и
всесторонний анализ статистической
информации о процессах, происходящих в
жизни страны, ходе экономических
реформ, уровне жизни населения,
развитии внешнеэкономической
деятельности, ходе приватизации;
разрабатывает и внедряет
статистическую методологию,
базирующуюся на результатах научных
исследований; содействует переходу
национальной системы учета и
статистики на международные стандарты;
выдает в соответствии с
законодательством необходимую
статистическую информацию субъектам
государственного управления.

При
решении этих задач Госкомстат Украины
имеет широкие полномочия. В частности,
он разрабатывает и реализует целевые
перспективные программы
реформирования и развития статистики,
составляет национальные счета,
межотраслевые и макроэкономические
балансы; на основе анализа
статистического материала,
экономических данных принимает
участие в формировании и подготовке
общегосударственных программ
экономического и социального развития,
разработке проекта Закона о
Государственном бюджете Украины;
организует и осуществляет наблюдение
за социально-экономическими
процессами в Украине, ее регионах и
отраслях экономики.

Госкомстат
Украины обеспечивает: создание и
ведение Единого государственного
реестра предприятий и организаций
Украины, определение организационных и
методологических принципов его
ведения, организацию единого
государственного учета всех субъектов
хозяйственной деятельности,
подлежащих включению в этот реестр;
разработку инструктивных, нормативных
документов, разработку и
усовершенствование технологии и
программных средств ведения этого
реестра и государственных
квалификаций, которые используются
органами государственной статистики, а
также информационно-справочное
обслуживание пользователей данными
Единого государственного реестра
предприятий и организаций Украины;
выпуск бюллетеней и сборников на базе
этих данных.

Значительное
место в деятельности Госкомстата
Украины занимает контроль за
состоянием первичного учета и
отчетности за достоверностью отчетных
данных во всех отраслях экономики,
социально-культурного и
административно-политического
строительства. В процессе контроля в
случае выявления приписок и других
искажений отчетных данных Госкомстат
Украины имеет право требовать от
юридических лиц и граждан,
занимающихся предпринимательской
деятельностью, вносить исправления в
государственную статистическую
отчетность, а в случае невыполнения ими
этого требования в определенные сроки
самостоятельно вносить их с
последующим уведомлением
соответствующих юридических лиц и
граждан для внесения ими исправлений в
показатели первичного и
бухгалтерского учета, в другие
связанные с этими данными показатели.

Госкомстату
Украины также предоставлено право
проверять достоверность данных,
требовать от юридических лиц и граждан
объяснений и другие материалы о
выявленных нарушениях в учете и
отчетности. Должностные лица органов
статистики имеют право в соответствии
с установленным порядком посещать
проверяемые объекты, вносить
предложения о привлечении должностных
лиц и лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью,
виновных в нарушении законодательства,
к ответственности, рассматривать дела
об административных правонарушениях в
сфере учета и статистики. О результатах
контрольной деятельности Госкомстат
Украины может ^складывать Президенту
Украины, Кабинету Министров Украины,
сообщать соответствующим
министерствам, комитетам, ведомствам
Украины о состоянии дел управления
учетом и статистикой.

Органы
государственной статистики
(главные
управления, управления статистики) АРК,
областей, районов, городов ведают
делами учета и статистики на
соответствующей территории. Согласно с
положениями о них, утвержденными
Председателем Госкомстата Украины, в
пределах своей компетенции они
осуществляют сбор, обработку и анализ
научно обоснованных статистических
данных, представляют их в
соответствующий орган государственной
власти; ведут учет выполнения
государственных заказов, показателей
экономического и социального развития
регионов, наличия и использования
природных, трудовых и материальных
ресурсов; занимаются
усовершенствованием и унификацией
учета и отчетности субъектов
предпринимательской деятельности,
проверяют постановку учета и
отчетности на предприятиях,
организациях всех форм собственности,
достоверность представленных ими
отчетных данных. Указания органов
статистики по вопросам учета и
отчетности являются обязательными.
Сообщение в печати о выполнении
показателей государственного заказа
допускается лишь после проверки их
соответствующими органами статистики.

Государственные
органы статистики взаимодействуют с
другими центральными и местными
органами исполнительной власти,
органами местного самоуправления, а
также международными статистическими
организациями, однако неправомерное
вмешательство в их деятельность любых
субъектов не допускается.

За
нарушение органами статистики и их
должностными лицам законодательства о
сборе и использовании статистических
данных, утаивание или искажение
статистической информации установлена
административная ответственность. В
соответствии со ст. 186-3 КоАП она
наступает за непредставление
статистических данных для проведения
государственных статистических
наблюдений или представление их
недостоверными, либо с опозданием;
необеспечение надлежащего состояния
первичного учета; нарушение порядка
ведения Единого государственного
реестра отчетных (статистических)
единиц Украины.

Должностные
лица и граждане, использующие
статистические данные в средствах
массовой информации, научных работах и
т.п. без ссылки на их источник, несут
ответственность в соответствии с
законодательством Украины.

§
3. Особенности регионального
управления

Использование
региональных основ управления
обусловлено конституционным
распределением объектов подчиненности
и полномочий между центром и
территориями. В ст. ст. 132 и 133
Конституции Украины определяется, что
территориальное устройство Украины
основывается на принципах единства и
целостности государственной
территории, сочетания централизации и
децентрализации в осуществлении
государственной власти,
сбалансированности социально-экономического
развития регионов, с учетом их
исторических, экономических,
экологических, географических и
демографических особенностей,
этнических и культурных традиций.
Систему административно-территориального
устройства Украины составляют: АРК,
области, районы, города, районы в
городах, поселки и села.

В
законодательстве под регионом
понимается часть территории Украины,
обладающая совокупностью природных,
социально-экономических, национальных,
культурных и других условий. Границы
региона могут совпадать, а могут и не
совпадать с границами административно-территориального
деления, или регион может объединять
территорию нескольких единиц. Это
необходимо учитывать при рассмотрении
принципов регионального
государственного управления.

Понятно,
что отраслевое управление не
изолировано от межотраслевого и
регионального, они дополняют друг
друга, тесно взаимодействуют при
реализации общегосударственных и
региональных программ и осуществлении
органами исполнительной власти своих
функций в соответствующих сферах.

Что
касается государственного управления
в негосударственном секторе, то оно
отражается главным образом в
определении общего правового режима
деятельности коммерческих и
некоммерческих организаций, создании
соответствующих условий
предпринимательской деятельности.

Характерным
для регионального управления является
то, что его осуществляют местные
исполнительные органы, действующие
исключительно в пределах
соответствующих административно-территориальных
единиц. Так, в соответствии с
Конституцией АРК ее исполнительные
органы — Совет министров, министерства,
республиканские комитеты, местные
государственные администрации и др. —
самостоятельно осуществляют
исполнительные функции на территории
автономии по вопросам, которые
отнесены законодательством АРК и
Украины к их компетенции.

Областные,
районные, городские в Киеве и
Севастополе государственные
администрации выполняют функции
регионального управления на
подчиненных им территориях,
обеспечивают реализацию в области,
районе, городе задач социально-экономического
развития, выполнение на местах законов
и актов, принятых Верховной Радой,
Президентом и Кабинетом Министров
Украины, а также связь с органами
местного самоуправления.

Деятельность
местных государственных администраций
основывается на таких региональных
началах: обеспечение одинакового
применения законов на подчиненной
территории, личная ответственность
руководителей за состояние социально-экономического
развития регионов, объединение
общегосударственных и местных
интересов, предоставление необходимой
информации гражданам, их организациям.

С
целью правового, организационного,
материально-технического обеспечения
деятельности местных государственных
администраций создаются секретариат,
управления, отделы и другие
структурные подразделения, которые
входят в их состав по принципу учета
особенностей местной инфраструктуры.
Приблизительный перечень управлений,
отделов и других служб местных
администраций, а также типовые
положения о них разрабатывает Кабинет
Министров Украины, окончательную
структуру аппарата определяет сама
администрация, которая тоже является
одной из основ регионального
управления.

Принципы
регионального управления проявляются
в компетенции органов самоуправления
относительно местных государственных
администраций, которые им подотчетны и
подконтрольны, в части принятых
последними к выполнению
делегированных им полномочий.

К
региональным органам управления
относятся исполнительные комитеты
местных органов самоуправления, их
отделы, управления, другие
подразделения. В их компетенцию входит
широкий круг собственных (самоуправляющихся)
полномочий регионального значения.

На
региональном уровне выполняют свои
функции предприятия и учреждения. Их
администрация непосредственно, с
учетом особенностей административно-территориальных
единиц, осуществляет управление
трудовыми коллективами, направляет их
деятельность на выполнение задач
производственного, социального и
другого характера.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ