Глава 26 Управление сельским хозяйством Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко. (Библия, книга пророка Исаии 55:6) Узнать больше о Боге
Главная Книги Статьи Реклама на сайте

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Глава 26 Управление сельским хозяйством

 

§ 1. Организационно-правовые основы управления агропромышленным комплексом

Сельское хозяйство (агропромышленный комплекс), призванное обеспечивать общество продовольствием и сырьем для промышленного производства, охватывает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку (закупку) и переработку. С учетом исключительной значимости этой сферы для народного хозяйства она отнесена к приоритетным.

Приоритетность социального развития агропромышленного комплекса государство обеспечивает проведением различных организационно-экономических и правовых мероприятий.

На это направлена концепция Национальной программы возрождения села на 1995-2005 годы, одобренная постановлением Верховной Рады Украины от 4 февраля 1994 г. Реализация задач этой концепции предусматривает: проведение аграрной реформы; создание экономического механизма рыночного типа; формирование многоотраслевой производственной сферы села на современной технологической основе; усовершенствование структуры производства в агропромышленном комплексе; восстановление плодородия земли; рациональное использование природных ресурсов; разработку системы законодательных и нормативных актов; усовершенствование государственной структуры управления развитием села исходя из межотраслевого характера проблем и др.

Верховная Рада Украины определяет государственную политику в сфере агропромышленного комплекса, устанавливает правовые основы его функционирования, утверждает национальные и другие программы экономического, научно-технического, социального и культурного развития села, определяет объемы бюджетного финансирования, направления инвестиционной политики.

Президент Украины и Кабинет Министров Украины определяют потребность государства в сельскохозяйственной продукции и сырье, осуществляют политику поддержки отечественного производителя сельскохозяйственной продукции, защиты внутреннего рынка и др. Президент Украины и Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции и бюджетного финансирования создают, реорганизуют и ликвидируют центральные и местные органы государственного управления агропромышленным комплексом. Так, Указом Президента Украины от 15 декабря 1999 г. на базе Министерства агропромышленного комплекса Украины, Государственного комитета рыбного хозяйства Украины, Комитета пищевой промышленности Украины и Комитета по вопросам садоводства, виноградарства и винодельческой промышленности Украины образовано Министерство аграрной политики Украины, а постановлением от 18 сентября 1997 г. — Государственный лизинговый фонд для технического переоснащения сельского хозяйства и др.

Органы АРК осуществляют правовое регулирование отношений в сфере сельского хозяйства, утверждают и реализуют программы по вопросам социально-экономического и культурного развития агропромышленного комплекса и села АРК.

Соответствующие функции в сфере управления агропромышленным комплексом выполняют на подведомственной им территории областные, районные местные государственные администрации, органы местного самоуправления. Так, органы местного самоуправления решают вопросы передачи земельных участков в собственность; предоставления их в пользование, в том числе на условиях аренды; регистрируют права собственности, права пользования землей и договоры на аренду земли, изъятие (выкуп) земель, взимание платы за землю, ведение земельно-кадастровой документации; согласовывают строительство жилых, производственных, культурно-бытовых и других зданий и сооружений на земельных участках. Они также организовывают и осуществляют государственный контроль за соблюдением земельного и природоохранительного законодательства, использованием и охраной земель, природных ресурсов общегосударственного и местного значения, воспроизведением лесов, решают земельные споры.

 

§ 2. Система органов управления агропромышленным комплексом и их компетенция

Систему специализированных органов государственного управления агропромышленным комплексом возглавляет Министерство аграрной политики Украины (далее — Минагрополитики Украины).

Минагрополитики Украины —центральный орган исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины. Минагрополитики Украины является главным (ведущим) органом в системе центральных органов исполнительной власти по вопросам формирования и обеспечения реализации государственной аграрной политики, продовольственной безопасности государства, государственного управления в сфере сельского хозяйства, садоводства, виноградарства, пищевой промышленности, рыбного хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции.

Минагрополитики Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами Украины, актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, а также положением «О министерстве аграрной политики Украины», утвержденным Указом Президента Украины от 7 июня 2000 г., в пределах своих полномочий организовывает выполнение актов законодательства и осуществляет систематический контроль за их реализацией.

Основными задачами Минагрополитики Украины являются: обеспечение реализации государственной аграрной политики, организация разработки и осуществление мероприятий по гарантированию продовольственной безопасности государства; обеспечение осуществления государственного управления в отраслях агропромышленного производства; организация и обеспечение проведения аграрной реформы, осуществление ее мониторинга, разработка и реализация мероприятий по структурной перестройке отраслей агропромышленного производства; участие в реализации государственной политики в сфере предпринимательства; участие в формировании и реализации социальной политики в сельской местности; координация деятельности органов власти по вопросам реализации государственной аграрной политики, социальной политики в сельской местности; обеспечение продовольственной безопасности государства; проведение аграрной реформы.

С целью выполнения возложенных на него задач Минагрополитики Украины: разрабатывает основные направления государственной политики, стратегию и механизмы ее реализации; принимает Участие в разработке и реализации в отраслях агропромышленного производства бюджетной, налоговой и таможенной политики; формировании рынков товаров, материальных ресурсов, капиталов и Услуг; разрабатывает и организовывает реализацию государственных комплексных и целевых программ (концепций) развития агропромышленного комплекса; содействует специализации, концентрации и интеграции агропромышленного производства; принимает Участие в разработке государственной научно-технической политики; разрабатывает и осуществляет мероприятия по финансово-кредитному обеспечению деятельности агропромышленного комплекса; осуществляет лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности; разрабатывает системы отраслевых стандартов, норм и нормативов, осуществляет на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности контроль за их соблюдением; оказывает поддержку предприятиям агропромышленного комплекса путем привлечения их на конкурсной основе к выполнению общенациональных, региональных, отраслевых и других программ и проектов, финансирование которых предусмотрен Государственным бюджетом Украины; принимает участие в проведении земельной реформы, мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и восстановлении их продуктивной ценности; в реформировании имущественных и земельных отношений в этой сфере и др.

Кроме того, Минагрополитики Украины организовывает и осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением требований законодательства в процессе эксплуатации природоохранительных объектов, рационального использования лесных, водных и других природных ресурсов; содействует соблюдению и усовершенствованию законодательства по вопросам, относительным к его ведению.

Важные функции выполняет Государственный департамент ветеринарной медицины. Он осуществляет государственную политику в области ветеринарной медицины, охраняет территорию Украины от занесения карантинных болезней животных, осуществляет контроль за экспортом и импортом животных, продуктов и сырья животного и растительного происхождения, производством пищевых продуктов с целью защиты населения от болезней, общих для животных и людей, охраняет окружающую природную среду. Государственный департамент осуществляет управление ветеринарной медициной, является юридическим лицом, возглавляется Главным государственным инспектором ветеринарной медицины Украины — Председателем департамента. Он и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Кабинетом Министров Украины.

Руководство ветеринарной медициной в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе осуществляют соответственно управление государственной ветеринарной медицины АРК, областные, Киевское и Севастопольское городские управления государственной ветеринарной медицины.

Руководство ветеринарной медициной в районах, городах осуществляют соответственно районные, городские управления государственной ветеринарной медицины.

Региональные службы государственного ветеринарного контроля на государственной границе и транспорте возглавляют начальники, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Государственным департаментом ветеринарной медицины.

Руководители государственных органов управления ветеринарной медицины одновременно являются главными государственными инспекторами ветеринарной медицины соответствующих административно-территориальных единиц и служб.

В области карантина растений государственное управление осуществляет Главная государственная инспекция по карантину растений Украины с центральной научно-исследовательской карантинной лабораторией и центральным фумигационным отрядом. Ей подчинены государственные инспекции по карантину растений АРК, пограничные областные или областные и городские инспекции по карантину растений, пункты карантина растений при морских и речных портах (на пристанях), на железнодорожных станциях и в аэропортах, на предприятиях почтовой связи, автовокзалах, пунктах пропуска на государственной границе Украины, лаборатории и областные фумигационные отряды. В случае необходимости пункты карантина растений могут создаваться и на других объектах.

Основными задачами этих органов являются: охрана территории страны от занесения или самостоятельного проникновения из-за границы или из карантинной зоны карантинных объектов; своевременное выявление, локализация и ликвидация карантинных объектов, а также предотвращение их проникновения в регионы страны, где они отсутствуют; осуществление государственного фитосанитарного контроля.

В пределах своих полномочий на основе и во исполнение актов законодательства Минагрополитики Украины издает приказы, организовывает и контролирует их выполнение. Решения, принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для выполнения центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и гражданами.

Местными органами управления в аграрной сфере являются Главные управления сельского хозяйства и продовольствия областной, управление сельского хозяйства и продовольствия Севастопольской городской, управление (отдел) сельского хозяйства районной государственной администрации.

Государственную политику в области земельных отношений осуществляет Государственный комитет Украины по земельным ресурсам, который подчиняется Кабинету Министров Украины и входит в состав агропромышленного комплекса. Он в пределах своей компетенции осуществляет государственное управление земельными ресурсами, направляет деятельность подчиненных ему государственных органов земельных ресурсов на проведение земельной реформы, обеспечение рационального использования и охраны земельных ресурсов.

 

§ 3. Предприятия в сельском хозяйстве

Непосредственную деятельность в сфере производства, заготовки и переработки сельскохозяйственной продукции и сырья осуществляют различные государственные, коллективные, частные предприятия и организации, кооперативы, общества и граждане.

Особенности создания и деятельности субъектов в сфере сельского хозяйства определяют законы Украины от 14 февраля 1992 г. «О коллективном сельскохозяйственном предприятии», от 20 декабря 1991 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции от 22 июня 1993 г.).

В соответствии с этими законами коллективным сельскохозяйственным предприятием (далее — КСП) является добровольное объединение граждан в самостоятельное предприятие для общего производства сельскохозяйственной продукции и товаров, которое действует на началах предпринимательства и самоуправления. КСП создаются по желанию граждан на добровольной основе на их общих собраниях, считаются созданными и приобретают права юридического лица со дня их государственной регистрации.

Крестьянское (фермерское) хозяйство является формой предпринимательства граждан Украины, которые изъявили желание производить товарную сельскохозяйственную продукцию, заниматься ее переработкой и реализацией.

Членами крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, достигшие 16-летнего возраста, и другие родственники, которые объединились для работы в этом хозяйстве. Членами такого хозяйства не могут быть лица, в том числе родственники, которые работают в нем по трудовому договору (контракту, соглашению). Крестьянское (фермерское) хозяйство может быть создано одним лицом.

Государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется после получения Государственного акта на право частной собственности на землю, Государственного акта на право постоянного пользования землей или заключения договора на временное пользование землей, в том числе на условиях аренды, в соответствующем совете, который передал в собственность или предоставил в пользование земельный участок.

Субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие свою деятельность в сфере сельского хозяйства, равны в своих правах. Государство гарантирует соблюдение и защиту имущественных и других прав и законных интересов таких субъектов, создает льготные условия для их кредитования, налогообложения, страхования, материально-технического снабжения. Вмешательство в хозяйственную или иную деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства со стороны государственных или других органов, а также должностных лиц не допускается, но это не лишает уполномоченных государственных органов права осуществлять контроль за деятельностью этих субъектов.

В последнее время на основании Указа Президента Украины от 3 декабря 1999 г. «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики» КСП реформируются на основе частной собственности на землю и имущество путем обеспечения всем членам КСП права свободного выхода из этих предприятий с земельными участками (паями) и имущественными паями и создания на их основе частных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных обществ, сельскохозяйственных кооперативов, других субъектов хозяйствования, основанных на частной собственности. При этом предусматривается сохранение, по возможности, целостности хозяйственного использования частными формированиями земли и имущества бывших КСП на основе аренды земельньгх частей (паев) и имущественных паев у групп собственников этих частей, паев.

 

§ 4. Государственный контроль в агропромышленном комплексе

Кроме функций управления агропромышленным комплексом государство осуществляет также функции контроля за соблюдением действующего законодательства в этой сфере через соответствующие структурные подразделения.

Инспекции качества и формирования ресурсов сельскохозяйственной продукции областной, Киевской и Севастопольской городской администрации согласно Типовому положению о них от 20 октября 2000 г. в пределах своей компетенции осуществляют государственный контроль за качеством сельскохозяйственной продукции в процессе ее производства, закупки и переработки, обеспечивают организацию формирования ресурсов сельскохозяйственной продукции для государственных и региональных потребностей. В соответствии с возложенными на них задачами такие инспекции контролируют соблюдение сельскохозяйственными, заготовительными и перерабатывающими предприятиями и организациями всех форм собственности требований стандартов, технических условий и других нормативных документов, связанных с качеством и сертификацией сельскохозяйственной продукции; проверяют правильность определения и своевременность начисления и выплаты дотаций сельскохозяйственным производителям за проданную ими продукцию и целевым их использованием, а также осуществляют надзор за качеством и экологической чистотой продукции, которая реализуется на внутреннем и внешнем рынках.

Государственные инспекторы заготовок и качества сельскохозяйственной продукции имеют право: проверять соблюдение сельскохозяйственными заготовительными и перерабатывающими предприятиями и организациями независимо от форм собственности требований стандартов, технических условий и других нормативных документов во время сдачи-приемки, отгрузки, транспортирования, сохранения сельскохозяйственной продукции; передавать в правоохранительные органы материалы, касающиеся нарушений, за которые предусмотрена административная или уголовная ответственность; запрещать сдачу-приемку и отгрузку сельскохозяйственной продукции, которая не соответствует требованиям стандартов, технических условий и других нормативных документов, связанных с качеством и сертификацией сельскохозяйственной продукции; давать обязательные для выполнения распоряжения об устранении выявленных нарушений; отбирать безвозмездно у производителей, заготовительных и сбытовых организаций независимо от форм собственности образцы сельскохозяйственной продукции для проверки ее на соответствие требованиям стандартов, технических условий и других нормативных документов, связанных с качеством и сертификацией сельскохозяйственной продукции.

Государственный инспектор качества и формирования ресурсов сельскохозяйственной продукции имеет печать и удостоверение с наименованием инспекции и должности.

Инспекции государственного технического надзора областной, Киевской и Севастопольской городской государственной администрации согласно Типовому положению о них от 12 января 1996 г. реализуют государственную политику в осуществлении надзора за соблюдением правил технической эксплуатации, ремонта и выбраковки сельскохозяйственных машин предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и гражданами, правил транспортировки и хранения нефтепродуктов на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса.

Инженеры-инспекторы таких инспекций имеют право: беспрепятственно посещать предприятия и организации для проведения проверок; требовать остановки тракторов и самоходных машин для проверки их технического состояния; проверять наличие у трактористов-машинистов удостоверения тракториста-машиниста и регистрационного документа; направлять на внеочередной медицинский осмотр трактористов-машинистов. Кроме того, они могут запрещать эксплуатацию сельскохозяйственных машин, делать предупреждения трактористам-машинистам в виде компостерной просечки в талоне предупреждений, лишать их права управлять сельскохозяйственными машинами.

Государственный ветеринарный контроль в соответствии с Законом Украины от 25 июня 1992 г. «О ветеринарной медицине» (в редакции 2002 г.) представляет собой совокупность организационных и правовых мероприятий, направленных на соблюдение юридическими и физическими лицами законодательства о ветеринарной медицине.

Организация и осуществление государственного ветеринарного контроля возлагаются на главных государственных инспекторов ветеринарной медицины, их заместителей и государственных инспекторов ветеринарной медицины.

Главный государственный инспектор ветеринарной медицины Украины, главные государственные инспекторы ветеринарной медицины АРК, областей, городов Киева и Севастополя, районов, городов, региональных служб государственного ветеринарного контроля на государственной границе и транспорте координируют деятельность всех служб ветеринарной медицины, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также юридических и физических лиц, которые осуществляют ветеринарную практику

Должностные лица, осуществляющие государственный ветеринарный контроль, обязаны в случае выявления очагов острых инфекционных заболеваний или массовых отравлений животных в течение суток внести в соответствующий орган исполнительной власти представление об установлении особого режима и правил, выполнение которых будет обеспечивать нераспространение возбудителей инфекционных болезней, экологическое благополучие продуктов и сырья животного происхождения, охрану окружающей природной среды. Такие лица имеют право: беспрепятственно посещать подконтрольные объекты на соответствующей территории; получать информацию; давать обязательные для выполнения распоряжения о проведении противоэпидемических и ветеринарно-санитарных мероприятий; в случае наличия заразных болезней или возникновения подозрения на наличие особенно опасного заболевания животных давать распоряжения о забое животных, обеззараживании продуктов и сырья животного происхождения, их переработке или утилизации; запрещать реализацию таких продуктов и сырья; ограничивать, временно приостанавливать или запрещать строительство, реконструкцию животноводческих зданий, мясо- и молокоперерабатывающих предприятий и иных объектов, которые не отвечают ветеринарно-са-нитарным требованиям; временно приостанавливать или отменять действие разрешений (лицензий) на осуществление предпринимательской ветеринарной практики, изготовление и реализацию ветеринарных препаратов; ограничивать, временно запрещать или прекращать деятельность предприятий, учреждений и организаций в случае нарушения ими ветеринарно-санитарных норм, правил, а также налагать административные взыскания.

Пропуск через таможенную границу Украины животных, продуктов животного происхождения, кормов животного и растительного происхождения, кормовых добавок, штампов микроорганизмов, средств защиты животных, средств ветеринарной медицины, а также предметов и материалов, которые могут быть носителями возбудителей инфекционных заболеваний животных, и иных грузов разрешается только после прохождения обязательного ветеринарного контроля, который осуществляют региональные службы государственного ветеринарного контроля на государственной границе и транспорте.

Согласно Закону Украины от 30 июня 1993 г. «О карантине растений» центральным государственным органом по карантину растений является Главная государственная инспекция по карантину растений Украины с центральной научно-исследовательской карантинной лабораторией и центральным фумигационным отрядом. Пограничные государственные инспекции по карантину растений АРК, пограничные областные или областная и городская инспекции по карантину растений осуществляют государственный фитосанитарный контроль: за производством, заготовкой, транспортированием, сохранением, переработкой, использованием и реализацией экспортируемых или импортируемых семян, растений и продукции растительного происхождения; за проведением карантинных мероприятий предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами; за деятельностью ин-тродукционно-карантинных рассадников, государственных питомников, оранжерей и теплиц, которые проводят карантинную проверку семян растений и посадочного материала, завезенного из-за границы.

 

§ 5. Административная ответственность за правонарушения агропромышленном комплексе

В отношении физических лиц (граждан, должностных лиц) в сфере агропромышленного комплекса КоАП предусмотрена административная ответственность за такие административные правонарушения: потрава посевов, порча или уничтожение собранного урожая сельскохозяйственных культур, повреждение насаждений колхозов, совхозов и других государственных и общественных хозяйств (ст. 104); нарушение правил по борьбе с карантинными вредителями, болезнями растений и сорняками (ст. 105); вывоз материалов, не прошедших карантинную проверку или соответствующую обработку (ст. 106); неприменение мер по обеспечению охраны Посевов снотворного мака или конопли, мест их хранения и переработки (ст. 106'); незаконные посев и возделывание снотворного мака Или конопли (ст. 106-2); нарушение правил по карантину животных и Других ветеринарно-санитарных требований (ст. 107); грубое нарушение механизаторами правил технической эксплуатации сельскохозяйственных машин и техники безопасности (ст. 108).

Кроме того, предусмотрена административная ответственность за порчу и загрязнение сельскохозяйственных и других земель (ст. 52), нарушение правил использования земель (ст. 53), самовольный захват земельного участка (ст. 53'), несвоевременный возврат временно занимаемых земель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст. 54), самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства (ст. 55), а также за нарушение других требований природоохранительного законодательства.

Дела об административных правонарушениях в агропромышленном комплексе рассматривают административные комиссии при исполкомах районных, городских, районных в городах советов (ст. ст. 104-105), районные (городские) суды (судьи) (ч. 1 ст. 106'), органы внутренних дел (ч. 2 ст. 106-1, ч. 2 ст. 106-2), органы государственного ветеринарного контроля (ст. 107), органы государственной службы по карантину растений (ст. ст. 105, 106), органы по земельным ресурсам (ст. ст. 52-56), органы государственного сельскохозяйственного технического надзора (ст. 108).

Законом Украины от 5 декабря 1996 г. «Об ответственности предприятий, учреждений и организаций за нарушение законодательства о ветеринарной медицине» в отношении юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций) независимо от форм собственности, деятельность которых связана с выращиванием и заготовкой животных, производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией животных и другими видами деятельности, предусмотрена ответственность в виде штрафа за: нарушение ветеринарных норм и правил, зоогигиенических нормативов; нарушение правил о карантине животных или других карантинных ограничениях; перемещение через государственную границу без обязательного проведения ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных ветеринарному надзору грузов; реализацию ввезенных на территорию Украины продуктов и сырья животного происхождения, кормов для животных, не прошедших в Украине ветеринарно-санитарную экспертизу; реализацию на территории Украины средств защиты животных, средств ветеринарной медицины, не зарегистрированных в Украине, и др. При этом уплата штрафов не освобождает предприятие от устранения допушенных нарушений и возмещения причиненных убытков в порядке, предусмотренном законодательством.

Дела об этих правонарушениях рассматривают Государственный департамент ветеринарной медицины, управления государственной ветеринарной медицины АРК, областей, городов Киева и Севастополя, районов, городов.

На предпринимателей, виновных в нарушении карантинных требований о вывозе из карантинных зон или ввозе из-за границы карантинних материалов, по представлению главных государственных инспекторов по карантину растений налагается штраф в судебном порядке (ст. 16 Закона Украины «О карантине растений»).

Согласно ч. 2 Закона Украины от 24 февраля 1994 г. «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» (в редакции от 17 декабря 1996 г.) к предприятиям, предпринимателям, учреждениям, организациям за выпуск, реализацию продукции, которая вследствие нарушений требований стандартов, санитарных норм является опасной для жизни и здоровья людей; уклонение от предъявления должностным лицам государственной санитарно-эпидемиологической службы продукции, которая подлежит контролю, могут применяться штрафные санкции.

Постановления о наложении штрафа и применении финансовой санкции за нарушение санитарного законодательства выносятся на основании протоколов о нарушении санитарных норм, которые составляют главные государственные санитарные врачи и их заместители органов государственного санитарного надзора.

 

 

 

<< попередня     зміст     наступна >>

polkaknig(at)narod.ru, ICQ - 474849132 © 2005-2009 Матеріали цього сайту можуть бути використані лише з посиланням на даний сайт.