§ 3. Государственные образования в Причерноморье (VII в. до н.э. — IV...

§ 3. Государственные образования в Причерноморье (VII в. до н.э. — IV в. н.э.) :: vuzlib.su

71
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 3. Государственные образования в Причерноморье (VII в. до н.э. — IV в.
н.э.)

.

§ 3. Государственные образования в Причерноморье (VII в. до
н.э. — IV в. н.э.)

Скифы — ираноязычная народность. Они занимали область меж­ду
низовьями Дуная и устьем Дона, где к концу VII в. до н. э. сложил­ся их
племенной союз. Скифское государство, возникшее на грани V и IV вв. до н. э. и
просуществовавшее до III в. н. э., являлось государст­вом рабовладельческого
типа, сохранившим пережитки первобытно­общинного строя.

Частная собственность сосредоточивалась прежде всего в руках
племенных вождей и старейшин племен. Так зарождалась родовая знать. Внутри нее,
в свою очередь, выделялись царские семьи, жре­ческая и военная аристократия —
царские скифы.

Остальное население Скифии состояло из свободных общинни­ков.
Они несли военную службу, платили различные дани и выполня­ли повинности. В
наихудшем положении находились скифы-пахари, зависимые не только от царских
скифов, но и от кочевников, кото­рым они уплачивали оброк за пользование
землей.

В городах основную массу населения составляли свободные ре­месленники,
а также купцы.

Основным источником пополнения рабов было покорение осед­лых
племен. Рабы применялись главным образом в домашнем хозяй­стве, а также для
охраны стад. По мере разложения первобытнооб­щинного строя рабство начинает
терять свой патриархальный харак­тер. Усиление эксплуатации рабов вызывало их
восстания, которые подавлялись с исключительной жестокостью. По свидетельству
Ге­родота, восставшие рабы были распяты на крестах.

У скифов уже существовала царская власть. Однако кандидатуры
царя и его преемников утверждались народным собранием. Оно же, а также совет
старейшин и племенных вождей решали важнейшие го­сударственные вопросы.

По свидетельству Геродота и латинских писателей I в., скифы
име­ли установившиеся обычаи и законы. «Скифы, — пишет Геродот, — ревниво
избегают заимствования чужеземных обычаев, причем не только от других народов,
но и в особенности от эллинов». По скиф­скому праву уже существовала частная
собственность на стада, посе­вы, жилища. Представители кочевой аристократии,
особенно жрецы, получали огромные участки земли с сидящими на них земледельца­ми.
Право частной собственности на движимые вещи предполагало развитие
обязательственного права. Договоры скреплялись клятвой. Брачно-семейное право
характеризовалось господством патриарха­та. Жена находилась под властью мужа.
После его смерти жена пере­ходила в составе имущества в собственность
наследника. В наслед­ственном праве господствовал минорат, т. е. переход
отцовского хо­зяйства в руки младшего сына. Женатые сыновья имели право на
выдел при жизни отца.

Наиболее опасными преступлениями считались преступления про­тив
царя. Наказуемым было не только совершение преступления, но и покушение. В
качестве самостоятельного преступления выделялась ложная клятва богам царского
очага, что по понятиям скифов могло вызвать болезнь царя и каралось смертной
казнью. Тяжкими преступ­лениями считались также убийство, воровство,
оскорбление действи­ем, оговор невиновного, прелюбодеяние и др.

К числу наиболее распространенных видов наказаний относились
смертная казнь, отсечение правой руки, изгнание. Продолжала сущест­вовать
кровная месть.

Дела о преступлениях, не затрагивающих основы царской власти
и интересов государства, рассматривались в состязательном поряд­ке. Но
существовал уже и розыскной процесс для наиболее опасных преступлений.

Греческие города-полисы возникли в Причерноморье в результа­те
колонизации, проходившей в VIII — VI вв. до н. э. Они были ра­бовладельческими
республиками. Верховная власть в них принадле­жала народному собранию, совету и
выборным должностным лицам. Все дела, поступавшие в народное собрание,
предварительно обсуж­дал совет. Иностранцы, за исключением афинян,
политическими пра­вами не пользовались.

К числу наиболее крупных городов-полисов относились Тирас (в
устье Днестра), Пантикапей (ныне Керчь), Феодосия, Фанагория (Та­манский
полуостров), Диоскурия (Сухуми), Ольвия (в устье Южного Буга), Херсонес. В силу
общности торговых интересов и необходи­мости совместной обороны от местных
племен города начинают объ­единяться, и в 480 г. до н. э. образуется Боспорское царство с центром в Пантикапее. Ольвия и Херсонес — наиболее крупные города-поли­сы
— вошли в состав Боспорского царства значительно позднее.

Боспорское царство занимало обширную территорию — Керчен­ский
и Таманский полуострова, береговую полосу Азовского и Чер­ного морей до
нынешнего Новороссийска и район Нижнего Дона. Боспорское царство не было чисто
греческим, оно включало в себя и местные племена.

К господствующему классу относились крупные землевладельцы,
жрецы, купцы, промышленники и военачальники. Средние и мелкие землевладельцы
были обязаны служить в войске и отдавать царю зна­чительную часть своего
урожая.

Основную массу населения составляли свободные земледельцы и
рабы. Наиболее зажиточные земледельцы использовали в своем хо­зяйстве труд
рабов. Бесправное положение рабов и закабаление мест­ного населения вызывали
частые выступления эксплуатируемых. Од­ним из первых было восстание скифских
рабов в III в. до н. э. под предводительством Савмака. В конце II в. до н. э.
восстание охвати­ло почти всю территорию Боспора. Однако оно было подавлено с
помощью войск Понтийского государства, расположенного на юж­ном берегу Черного
моря.

Во главе Боспорского государства стоял выборный архонт. Позд­нее
власть архонтов становится пожизненной. До конца IV в. до н. э. глава государства
имел двойной титул: архонт — по отношению к подвластным Боспору греческим
городам и царь — для местного на­селения. До этого времени греческие города,
входившие в Боспорс­кое царство, имели известную автономию. Спарток III (304 —
284 гг. до н. э.) впервые отказался от двойного титула и стал именовать себя
просто царем.

IV в. до н. э. — время расцвета Боспорского царства.
Начавший­ся после этого период междоусобиц, восстаний рабов, нападений ски­фов
приводит к ослаблению Боспора и подчинению его сначала Понтийскому царству, а
затем с I в. до н. э. — Римской империи. Римский период в истории Боспора
связан с подъемом его экономической жизни.

Начавшееся с середины III в. н. э. обострение кризиса
рабовла­дельческой системы и усиленный натиск кочевых «варварских» пле­мен
приводят к тому, что античные государства Северного Причер­номорья, в том числе
и Боспор, вступают в период экономического и политического упадка. В конце IV
в. н. э. гунны полностью разорили Боспорское царство, истребили его население. Государство
переста­ло существовать.

О праве Боспора у нас мало сведений, известно только, что
земля была государственной собственностью. Распоряжаться ею мог толь­ко царь.
Земли принадлежали также и храмам.

Из отдельных видов преступлений известны преступления про­тив
царской власти, к которым относились заговор против жизни царя, восстание
против царской власти, государственная измена, сношение с политическими
эмигрантами.

Рассмотрение дел по этим преступлениям начиналось по доносу
и влекло за собой смертную казнь с конфискацией имущества осужден­ного.
Исполнение судебных решений производилось судебными ис­полнителями.

Рабовладельческое государство и право явилось исторически
пер­вым типом государства и права. Оно знаменовало шаг вперед в исто­рии
человечества, будучи обусловлено соответствующим развитием производительных сил
и производственных отношений. Но со време­нем рабовладельческий строй исчерпал
себя. Он уступает дорогу но­вому, более прогрессивному феодальному строю,
феодальной общест­венно-экономической формации.

В советской литературе выдвигалась концепция, по которой все
коренные народы нашей страны «миновали позор рабства» и сразу перешли к
феодализму (С. В. Юшков). Среди закавказских истори­ков шел спор о времени
возникновения древнегрузинского и древнеармянского государств, а следовательно,
и о типе их. Думается, что эта проблема ждет еще своего исследования и
разрешения. Однако бесспорно, что к середине I тысячелетия н. э. феодальные
отношения в Закавказье становятся фактом.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ