§ 2. Средняя Азия :: vuzlib.su

§ 2. Средняя Азия :: vuzlib.su

154
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Средняя Азия

.

§ 2. Средняя Азия

Эфталитское царство (V — VI вв.). На рубеже IV и V вв.
кочевые племена, возглавлявшиеся эфталитами, окончательно разрушили ос­татки
рабовладельческого Кушанского государства. Эфталиты созда­ли в Средней Азии
сильную кочевую державу. Накануне вторжения эфталитов в Среднюю Азию у них еще
господствовал первобытнооб­щинный строй. Процесс становления классового
общества у эфтали­тов значительно ускорился после завоевания ими Средней Азии.
Од­нако разложение первобытнообщинного строя привело эфталитов не к
рабовладельческому, а к феодальному пути развития.

Тюркский каганат (VI — VII вв.). Во второй половине VI в.
эфталиты были разбиты тюрками, подчинившими себе значительную часть Средней
Азии. Государственные образования на территории Сред­ней Азии, находясь под
верховной властью Западнотюркского кага­ната, платили ему дань. Внутренняя
жизнь феодальных владений в Средней Азии не изменилась. В начале VIII в. власть
Тюркского ка­ганата пала в связи с нашествием арабских завоевателей.

Средняя Азия в составе Арабского халифата (VIII — IX вв.). В
пер­вой четверти VIII в., преодолевая упорное сопротивление населения, арабские
феодалы завоевали Среднюю Азию. Завоеватели захватили большую военную добычу,
обратили в рабство многих местных жи­телей, разрушили многие культурные
ценности. Наместники Хали­фата стремились всеми способами укрепить власть
арабов в Средней Азии. С помощью силы насаждалась новая религия — ислам. Вместе
с исламом распространялось мусульманское право — шариат. Были введены
многочисленные налоги и поборы: земельный налог (харадж), достигавший половины
урожая, подушная подать (джизья) и др. При­теснения арабских правителей
вызывали протест народных масс, ко­торый жестоко подавлялся арабскими войсками.

В период владычества Халифата в Средней Азии шел процесс
даль­нейшего развития феодальных отношений. Арабские завоеватели ши­роко
практиковали захват земли у местного населения. Земельный фонд принадлежал
государству, а также знатным арабским семьям. Среднеазиатские землевладельцы —
дехкане, подчинившиеся власти халифа, сохраняли свои привилегии. Свободные же
земледельцы по­падали во все большую феодальную зависимость.

Особое значение придавали арабские феодалы исламизации на­селения.
Лица, принявшие ислам, в отдельные периоды освобожда­лись от налогов.
Исламизация трудящегося населения Средней Азии происходила в длительной,
упорной борьбе.

Государство Саманидов (IX — Х вв.). После падения власти
араб­ских завоевателей в IX в. местная династия Саманидов, использовав борьбу
народных масс против арабских властей, объединила значи­тельную часть
среднеазиатских земель, образовав государство Сама­нидов.

Это государство было сильной и независимой феодальной дер­жавой.

Общественный строй. Дальнейшее развитие феодальной
собственности на землю приводило к усилению феодальной эксплуа­тации, ухудшению
положения феодально-зависимого населения.

Крестьяне, не имея своей земли, становились издольщиками —
арендаторами феодальных земельных владений. Крупная феодальная знать дробила
свои земли на мелкие участки и сдавала их на кабаль­ных условиях земледельцам.
Издольщики работали, получая половин­ную, третью, десятую и даже двенадцатую
долю урожая. К тому же из этой доли надо было платить налог с имущества.

Кабальные условия издольной аренды, большие налоги, различ­ные
повинности (постройка, починка дорог и мостов, проведение и очистка
ирригационных сооружений и др.) приводили к обнищанию крестьянства. Хотя
мусульманское право отрицало крепостничество, тем не менее крепостнические
отношения в различных завуалирован­ных формах существовали в Средней Азии, что
вызывало ожесточен­ную борьбу против эксплуататоров.

Государственный строй. Верховная власть в государ­стве
Саманидов принадлежала эмиру. Он осуществлял ее через цен­тральные и местные
органы управления. При Саманидах государ­ственный аппарат делился на царский
двор (даргох) и центральные органы управления (диваны).

Самым важным органом центрального управления, контролиро­вавшим
все административные, политические и хозяйственные учреж­дения государства,
являлся диван везира, т. е. главы правительства, ответственного за управление
перед эмиром. На должность везира эмир назначал одного из представителей трех
самых богатых и родо­витых семейств. Везир возглавлял все военные силы
государства.

Вторым по значению органом управления был финансовый ди­ван,
ведавший всеми финансовыми делами государства. Специаль­ные диваны ведали
дипломатическими сношениями с другими госу­дарствами, гвардией Саманидов,
снабжением войск, почтой и други­ми областями государственной жизни. В
обязанность служащих ди­вана почты, например, входило и наблюдение за
поведением мест­ных правителей с донесением об этом эмиру. Этот диван
подчинялся только эмиру.

Специальный диван — мухтасиб наблюдал за рынком, весами,
продажей товаров крестьянами и ремесленниками. Постепенно чи­новники этого
дивана стали осуществлять надзор за нравственностью населения, посещением
мечетей, соблюдением религиозньк обрядов.

Существовали диваны государственных земель, судейский и
вакуфный. Судейский диван возглавлялся главным судьей — казием.

Все диваны, кроме дивана почты, имели свои местные учрежде­ния,
которые подчинялись и центру, и местным правителям. Мест­ные правители
назначались из числа феодальной знати.

Городами управляли назначаемые эмиром градоправители из
местной знати — раисы.

В государстве Саманидов важная роль принадлежала мусульман­скому
духовенству, в особенности его главе, впоследствии князю ис­лама, который был
видным деятелем при эмире.

В конце Х в.ослабленное внутренними распрями Саманидское го­сударство
рухнуло под ударами Караханидов и прекратило свое су­ществование.

Государство Караханидов (XI — XII вв.). Караханидами называл­ся
целый ряд кочевых тюркских племен во главе с ханами из племени ягма. Самым
крупным из таких племен были карлуки. Чтобы упро­чить свое положение,
караханидские ханы формально признали вер­ховную власть Багдадского халифа.

Часть территории Средней Азии к югу от Аму-Дарьи после паде­ния
государства Саманидов перешла в состав государства Газневидов (по имени Махмуда
Газневи), а Мавераннахр остался у Караха­нидов. Государство Караханидов в
отличие от государства Самани­дов было раздробленным. Во главе государства
стояли ханы (кага­ны). Все Караханидское государство считалось собственным
владе­нием членов ханской семьи. Страна делилась между всеми предста­вителями
этой семьи на отдельные уделы, которые самостоятельно управлялись членами
ханского дома — удельными ханами (эльхана-ми). Столицей государства Караханидов
вначале был Узген (в Кир­гизии), затем — Самарканд. При Караханидах земельные
владения жаловались представителям правящих групп на правах бенефиция и
назывались иктой. Таким образом, в XII в. вместо дехкан (прежних потомственных
крупных землевладельцев) появилась новая общест­венная группа землевладельцев —
иктадоры.

При Караханидах положение земледельцев-крестьян еще больше
ухудшилось, ибо было введено множество новых налогов и повин­ностей, отобраны
значительные участки крестьянской земли для паст­бищ караханидских
кочевников-тюрков.

Государство хорезмшахов (ХП — XIII вв.). Государство
хорезмшахов было основано во второй половине XII в. В его состав в начале XIII
в. входила кроме Хорезма и Мавераннахра также часть терри­тории нынешнего
Афганистана и Ирана.

Государство хорезмшахов не было в достаточной степени цен­трализованным.
Местные правители, формально признавая себя вас­салами хорезмшахов, на деле
оставались самостоятельными. Власть хорезмшахов не пользовалась поддержкой не
только трудящихся и покоренных народов, но и военно-феодальной знати и
мусульман­ского духовенства, которые стремились ограничить деятельность
правителей.

В такой обстановке государство хорезмшахов не смогло органи­зовать
отпор монгольским ордам, вторгшимся в Среднюю Азию в начале XIII в.

Общая характеристика права. В государстве эфталитов и Тюркс­ком
каганате действовала главным образом система обычного пра­ва, возникшая у
оседлого населения и кочевников. Со времени заво­евания Средней Азии арабами
здесь усиленно насаждалась система мусульманского феодального права.
Мусульманское право, выражав­шее интересы землевладельцев, купцов, духовенства,
все более вытес­няло местное обычное право, в особенности у оседлого
земледельчес­кого населения.

В отдельные периоды в Средней Азии наряду с мусульманским
правом для некоторой части населения действовала иная правовая система. Так,
караханиды имели свое обычное право. Мусульманс­кое право, возникшее впервые в
Аравии, действовало в течение всего периода феодализма. В отличие от России и
других стран, где име­лось много разнообразных памятников феодального права,
государ­ства Средней Азии не знают сколько-нибудь цельных и ярких право­вых
памятников, изданных государственной властью.

В государствах Средней Азии право развивалось не путем созда­ния
законодательства, а путем толкования догм Корана и других ре­лигиозных норм.

Одной из особенностей права среднеазиатских государств явля­лась
тесная связь с религией. Коран и иные мусульманские источни­ки права не
допускали издания каких-либо кодексов, уравнивавших в правах частных лиц
независимо от их веры.

Мусульманское право устанавливало деление народов на «пра­воверных»
(мусульман) и «неверных» (немусульман).

Средняя Азия дала мусульманскому миру обширную богослов­скую
юридическую литературу. Деятельность среднеазиатских бо­гословов и правоведов
имела не только местное, но и общемусуль­манское значение. Наряду с
руководствами по мусульманскому пра­ву, написанными различными авторами, в
среднеазиатских государ­ствах силу правовых норм имели различные акты, изданные
их пра­вителями.

 

Переход к феодализму в Закавказье и Средней Азии совпал с
большими внешнеполитическими событиями. Старые рабовладель­ческие государства,
превращаясь в феодальные, подвергались дроб­лению, в них возрастали
центробежные силы. Это способствовало захвату Закавказья и Средней Азии
Византией, Сасанидской Пер­сией, а позднее Арабским халифатом. В свою очередь
развитие фео­дализма в Халифате обусловило и его децентрализацию. Этим вос­пользовались
народы, находившиеся под игом арабов. В пору рас­пада Халифата на его границах
создаются новые государства ко­ренных народов Закавказья и Средней Азии,
дожившие затем до монгольского нашествия.

Развитие государственности в Закавказье и Средней Азии не
приводит еще к возникновению национальных государств, но со­здает исторические
предпосылки для этого. Грузинские, армянские и азербайджанские царства и
княжества то объединяются для борь­бы с внешними врагами, то воюют между собой.
В этой борьбе происходит перемешивание народов, меняются исторические гра­ницы
их расселения. Перемешиванию закавказских и среднеазиат­ских народов
способствуют завоеватели, в определенных случаях умышленно переселяющие
значительные массы населения на тер­риторию Закавказья или, наоборот,
выселяющие местное населе­ние за его пределы.

Переход к феодализму приводит к образованию новых правовых
систем. Существенным представляется подразделение права Закав­казья и Средней
Азии на две основные системы, зависящие от новых религий, новых церковных
систем. В западной части региона побеж­дает христианство, в восточной —
мусульманство. Соответственно этому создаются христианская и мусульманская
правовые системы, имеющие свои особенности в конкретных государствах Закавказья
и Средней Азии.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ