§ 3. Государственный строй :: vuzlib.su

§ 3. Государственный строй :: vuzlib.su

62
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 3. Государственный строй

.

§ 3. Государственный строй

Великое княжество Литовское прошло путь от раннефеодальной
до сословно-представительной монархии.

Господарь. Во главе государства стоял господарь — великий
князь. Ему принадлежала военная, административная, законодательная и судебная
власть. Однако все важнейшие государственные дела он ре­шал не единолично, а
совместно с панами-радой и сеймом (соймом). В ст. 2 раздела II Статута 1566 г. говорилось, что ни великий князь, ни паны-рада не имеют права начинать войну и устанавливать
налоги без согласия сейма, на котором должны были присутствовать и
представители шляхты.

Рада. В состав рады входили наиболее крупные феодалы и като­лические
епископы (до 1569 г. 4 епископа, после Люблинской унии — 2). Кроме того, господарь
мог приглашать на ее заседания и иных феодалов. Для решения особо важных
государственных вопро­сов рада собиралась в полном составе.

В отсутствие господаря рада руководила всеми делами само­стоятельно.
В ее компетенцию входили законодательство, внешняя политика, оборона
государства, финансовые и важнейшие судебные дела.

Великий вальный сейм. Сейм Великого княжества Литовского
вырос из древних вечевых собраний, на которые при феодализме ста­ли допускаться
только лица, принадлежащие к сословиям шляхты и христианского духовенства. На
сеймах основную роль играли круп­ные феодалы, шляхта же вынуждена была
подчиняться воле панов. В XV и в начале XVI в. на сеймы могли являться все
шляхтичи по желанию. Но очень часто шляхта не являлась на сеймы, поэтому было
установлено правило, по которому от каждого повета должны были избираться на
поветовых сеймиках по два депутата. Кроме избранных депутатов (земских послов)
на сейм приглашались все паны рады, верхушка православного духовенства и
крупные феодалы, не вхо­дившие в состав рады. Определенных сроков и постоянного
места созыва сейма не существовало, собирались они в разных городах и замках по
мере надобности, например в случае угрозы войны. К ком­петенции сейма
относились дела о налогах, о защите государства, об избрании великого князя,
некоторые судебные дела и вопросы зако­нодательства.

Недопущение на сейм представителей мещан и крестьян, преоб­ладание
в нем влияния крупных феодалов делали его представитель­ным органом только
класса феодалов и особенно его верхушки — князей и панов. Такой состав сейма
предопределял и характер его правовых актов, которые полностью отвечали
узкоклассовым инте­ресам феодалов.

Органы центрального управления. Повседневное руководство го­сударственными
делами осуществлялось кроме рады должностными лицами: канцлером, ведавшим
государственной канцелярией; подскарбием земским, управлявшим финансами. Гетман
наивысший ко­мандовал войсками во время походов и занимался вопросами ком­плектования
и снабжения армии в мирное время. Маршалок земс­кий был блюстителем порядка и
этикета при дворе великого князя. Ему принадлежала главенствующая роль на
сеймах и других собра­ниях. Он судил участников сейма и их слуг за
преступления, совер­шенные на сейме.

Не изжила себя и прежняя дворцово-вотчинная система управле­ния.
Существовали такие должностные лица и придворные чины, как подчаший, чашник,
мечник, стольник и др.

Местные органы управления. Местное управление в разных час­тях
государства строилось неодинаково. В результате реформ, прове­денных в 1565 —
1566 гг , вся территория государства была разделена на 30 поветов (уездов),
которые входили в состав 13 воеводств. Пра­вовое положение воеводств и поветов
в составе княжества было раз­личным. Например, воеводства Полоцкое и Витебское
пользовались особым правовым режимом в составе княжества. Особое управление
было организовано в городах и в частных владениях крупных феода­лов, которым
принадлежали некоторые княжества и поветы.

Во главе каждого воеводства стоял воевода, назначаемый вели­ким
князем и радой. В воеводства Полоцкое и Витебское воеводы на­значались с
согласия местных феодалов. Воевода руководил военны­ми силами, был главою
исполнительных органов воеводства, осуществлял контроль за управлением
государственными имениями и доходами, следил за поддержанием порядка на
территории воевод­ства и осуществлял правосудие в городском (замковом) суде. Он
же входил в состав паны-рады по должности.

Воеводы осуществляли свою деятельность совместно с радами,
состоящими из местных феодалов, и при помощи своих должностных лиц «врадников»
— наместника, ключника, писаря и др.

Управление в поветах осуществлялось старостами, которые
назна­чались великим князем и радой. Старосты наблюдали за выполнени­ем
населением всех повинностей (военной, дорожной, подводной), руководили сбором
общегосударственных налогов, следили за под­держанием порядка в поветах,
осуществляли суд по некоторым делам. В повете также имелись местные «врадники»
— хорунжий, подстароста, писарь и др.

Наиболее важные вопросы в воеводствах и поветах обсуждались
на местных сеймиках, на которые собирались только шляхтичи неза­висимо от их
имущественного положения. Они избирали представи­телей в сейм, кандидатов на
некоторые судебные должности, заслу­шивали отчеты депутатов о решениях вального
сейма и решали некоторые местные сословные дела.

Функции органов государственного управления в волостях осу­ществляли
наместники — державцы, которым давались в держание господарские имения и замки.
Они собирали денежные и натуральные подати, следили за содержанием в надлежащем
порядке укреплений, мостов и дорог, могли судить простых людей и в некоторых
случаях шляхту.

В деревнях представителями администрации являлись сельские
войты, сотники, сорочники, десятники, у крестьян-данников — изби­раемые ими
старцы. Эти лица занимались разверсткой повинностей, сбором дани и доставкой ее
в казну.

Органы городского управления. Отличительной чертой управле­ния
в городах Великого княжества Литовского по сравнению с Рус­ским государством
было предоставление городам некоторого само­управления.

Во главе города стоял войт, назначаемый господарем.
Впоследст­вии эта должность стала выборной. Непосредственными помощника­ми
войта были бурмистры, радцы и лавники, которые назначались войтом или
избирались из местных богатых мещан. Рада и бурмистры ведали
административно-хозяйственными делами. Войт совместно с лавниками рассматривал
уголовные дела. В своей деятельности город­ские органы руководствовались
законами и нормами обычного пра­ва, а в более позднее время пользовались и
нормами иностранного городского права, приспособленными к местным условиям.

Судебные органы. Высшим судебным органом в государстве был
суд великого князя (господарский суд), в котором судили господарь и паны-рада.
Разновидностью господарского суда считался суд панов рады, который рассматривал
дела без великого князя.

В 1581 г. был издан закон об образовании высшего
апелляционно­го суда, избираемого шляхтой. Он стал называться Главным судом,
или Главным трибуналом. Решения и приговоры Главного суда выно­сились
большинством голосов и назывались декретами. Они имели такую же силу, как и
решения господарского суда, и обжалованию не подлежали.

Местными судами были: городские (замковые), земские,
подко-морские, копные и войтовско-лавничьи суды.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ