§ 3. Государственный строй :: vuzlib.su

§ 3. Государственный строй :: vuzlib.su

62
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 3. Государственный строй

.

§ 3. Государственный строй

История возникновения и развития молдавской государственнос­ти
органически связана с древнерусской государственностью.

Образовавшееся в середине XIV в. Молдавское феодальное госу­дарство
не было централизованным, хотя тенденции к этому в разви­тии политической
власти Молдавии существовали. Наметившемуся процессу централизации оказывало
довольно сильное сопротивление экономически и политически мощное молдавское
боярство. Оконча­тельно он был прерван феодальными войнами. Установившееся
затем на длительное время турецкое иго ликвидировало государственную
независимость Молдавии. Однако, ограничиваясь назначением пра­вителей, сбором
дани и налогов, турецкие завоеватели не вмешива­лись во внутреннее управление
Молдавией.

Турки, подобно тому, как это делали в свое время
монголо-татары на Руси, предпочитали не утруждать себя заботами о покоренном
народе. Их вполне устраивало извлекать из порабощения молдован практическую
выгоду — экономическую и политическую, затрачивая на такую работу минимум
усилий. Это не означало, что местное уп­равление оставалось бесконтрольным. Как
раз наоборот, рука захватчика постоянно лежала на горле побежденного. Это
касалось всех уров­ней органов управления Молдавией.

Сложившийся в первые десятилетия существования самостоятель­ного
Молдавского государства политический строй почти не изменялся на протяжении
столетий. По форме Молдавское государство было раннефеодальной монархией.

Все должности в государственном аппарате замещались предста­вителями
господствующего класса феодалов, которые старались ис­пользовать свое положение
в нем в целях собственной наживы и обо­гащения, не останавливаясь перед
открытым насилием, грабежом и полным разорением населения. За службу они не
получали специаль­ного вознаграждения, а имели право собирать в свою пользу
специ­альные налоги и получать долю различных штрафов. Государствен­ный аппарат
управления страной содержался за счет населения. Имен­но поэтому молдаванским
боярам было выгодно сохранить некото­рое время старую систему управления краем
и после присоединения Бессарабии к России. Желая упрочить свою социальную базу
в Бесса­рабии, царизм в первые годы поддерживал это стремление местных бояр и
временно (с 1812 по 1828 г.) сохранил выгодное боярству адми­нистративное
устройство, существовавшие до этого в крае поземель­ные отношения, законы и
обычаи.

По «Правилам временного правления Бессарабской областью»
1813г. управление Бессарабией осуществлялось гражданским губер­натором (им был
назначен молдавский боярин Скарлат Стурдза) и Временным областным
правительством во главе с губернатором.

Бессарабия была поделена на 9 цинутов. В каждый цинут
губерна­тором назначались из молдавских бояр исправники, которым подчи­нялись
околаши (волостные старшины).

В 1816 г. в Бессарабии была учреждена должность наместника,
при котором функционировал Временный комитет, а по «Уставу образо­вания
Бессарабской области» 1818г. был учрежден Верховный совет во главе с
наместником в составе 11 человек и областной суд. Впослед­ствии бессарабская
административная автономия была отменена и по «Учреждению для управления
Бессарабской областью» 1828 г. на ее территории была введена общерусская
административная система. Запрещалось ведение делопроизводства на молдавском
языке.

Господарь. Первые молдавские правители, стоявшие во главе го­сударства,
именовались древним славянским титулом «воевода», что означало предводитель
войска. С расширением государства, укрепле­нием его экономических и
политических основ выросло значение и изменились функции воеводы как верховного
правителя. Александр Добрый (1400 — 1432) называл себя господарем земли
Молдавской. Этот титул просуществовал почти без изменений до конца XVIII в.

Власть господаря до начала XVI в. формально была не ограниче­на.
Он издавал грамоты, подписывал договоры с иностранными госу­дарствами. Ему
принадлежала высшая судебная власть. Он же был верховным главнокомандующим.
Договоры с иностранными государ­ствами и законодательные акты внутри страны
наряду с господарем утверждались и Боярской радой. Молдавские господари, будучи
вна­чале наследственными владетелями, с 1552 г. стали избираться бояр­ством и утверждаться турецкими султанами. С 1711 г. молдавские бояре были лишены права
избирать господарей. Была установлена система их назначения турецким султаном.
Турецкое правительство стало на­значать через каждые три года господарями
людей, чуждых Молда­вии, из числа греческой аристократии, перешедшей на службу
к туркам.

Назначенные Турцией господари-фанариоты были лишены права
содержать свое войско и вести внешнюю политику, но имели широкие полномочия во
внутренних делах страны. Они управляли Молдавией свыше ста лет. Большинство из
них даже не знало молдавского языка. Главной задачей господарей-фанариотов и их
администрации был сбор дани турецкому султану и доходов для себя.

При господаре находилась канцелярия во главе с логофетом. Он
был хранителем большой государственной печати, выполнял личные поручения
господаря, как доверенное лицо последнего в его отсутст­вие руководил радой.

Боярская рада. Деятельность господаря направлялась боярами,
входившими в состав Боярской рады. Юридически она не связывала воли господаря,
но фактически господарь действовал и осуществлял свою власть при помощи рады.
Без участия бояр не решался ни один вопрос внутренней и внешней политики. В
совещаниях рады прини­мали участие представители крупнейших феодалов, как
светских, так и духовных.

Великие бояре, члены рады, имели свои печати, которыми скреп­лялись
в доказательство их подлинности документы, вышедшие из господарской канцелярии.

Во главе Боярской рады официально стоял господарь, но он мог
поручать в отдельных случаях руководство радой кому-либо из двух своих
ближайших помощников — светскому или духовному.

После установления господства Турции в Молдавии Боярская
рада получила турецкое наименование «диван» и была действенным ору­дием власти
султана.

В отдельных случаях для решения особо важных вопросов созы­вались
более широкие собрания, на которые приглашались бояре, высшие церковные
сановники и представители дворянства. Однако эти собрания не получили
значительного развития и не стали постоянным институтом.

Органы центрального управления. В Молдавии, как и во многих
странах, высшие государственные должности выросли из обязаннос­тей личных слуг
господаря. Непосредственным помощником госпо­даря был ворник (дворецкий) —
управляющий всем двором господа­ря. В отдельных случаях он выступал как
руководитель военных сил и заместитель верховного судьи, каковым был сам
господарь. В XV в. в Молдавии было два ворника: один для северной, а другой для
южной части страны. Ворнику подчинялись все остальные дворцовые слуги, и он
фактически был первой фигурой в управлении государством.

Среди высших должностных лиц феодальной Молдавии упомина­ется:
хранитель оружия господаря (меченош), начальник арсенала (спатарь), казначей
государства (вистерник), заведующий господскими конюшнями (комис), начальник
гарнизона города (портарь), столь­ник, чашник, постельник и другие, которые
занимались вопросами снабжения двора и ведали сбором натуральных налогов. Во
время войны они командовали отдельными военными отрядами. Все быв­шие
придворные должности прошли определенную эволюцию: при­дворные передали функции
по личному услужению господарю своим подчиненным, а сами стали выполнять лишь
государственные функ­ции, придворные функции некоторых сановников превратились
в пуб­личные.

Местное управление. Молдавия делилась на округа (обычно их
называли волости или цинуты), число которых колебалось от 18 до 22. Во главе
округов стояли наместники господаря, называвшиеся пыркалабами, или старостами.
Они обладали административными, фискальными, судебными полномочиями в пределах
цинута. В XVII в. наряду с пыркалабами со сходными полномочиями в цинуте
выступали великие вэтавы цинутов, впоследствии называвшиеся ве­ликими
капитанами. Они командовали военно-служилыми людьми, помимо этого стали
принимать участие в местном управлении, сотруд­ничая с пыркалабами и оказывая
им помощь в обеспечении полного взыскания податей с населения.

В округах действовали руководители работ по строительству и
укреплению крепостей (перерубцы), сборщики судебных штрафов (глобники),
сборщики военных налогов (илишары) и др. Во главе крестьянской общины стоял
кнез, жуде или ватаман. Выступая как судья, он получал одну треть судебных
штрафов, так называемую третину. Задача наблюдения за уплатой податей жителями
села возлага­лась как на ватамана, так и на ворничела (представителя владельца
села). Однако ворничел мог применять даже принудительные меры, причем не только
к крестьянам, но и к ватаману.

Резешские общины пользовались самоуправлением. Внутри общи­ны
существовала круговая порука в выплате податей и выполнении различного вида повинностей,
которьми государство облагало общи­ну в целом. Члены общины собирались на свой
сход, где наряду с ре­шением других вопросов распределяли, например, подати и
повиннос­ти среди общинников.

Органы городского управления. Большинство молдавских городов
подчинялось непосредственно господарю, но некоторые в XVII — XVIII вв. попадают
в зависимость от отдельных феодалов. Такие го­рода являлись источником больших
доходов для своих владельцев. Основной доход составляли пошлины на все ввозимые
и вывозимые товары.

Города пользовались правом самоуправления. Во главе города
стояли шолтуз, назначаемый ежегодно господарем, и 12 членов сове­та (пыргарей),
избранных из верхушки городского населения. Члены совета во главе с городским
правлением были судьями по внутриго­родским делам и распределяли среди горожан
налоги и повинности.

В XVI — начале XVIII в. в городское управление Молдавии все
больше вмешиваются представители центральной власти. Например, судебные функции
правителей города все чаще переходят к господарским слугам. В XVIII в. суд и
расправу над горожанами нередко осу­ществлял назначаемый господарем городской
ворник, в ведении ко­торого могло находиться несколько мелких городов и
городских округов. В более крупных городах — окружных центрах и важных стратегических
крепостях — имелось по два ворника. Кроме посто­янных представителей
центральной власти молдавские господари час­то посылали по городам для
наблюдения и выполнения господарских циркуляров членов Боярской рады. Города
наводнялись также мел­кими чиновниками, которые взимали с населения подати и
налоги. Все это приводило к тому, что молдавские города в XVI — XVII вв.
постепенно утрачивали свое самоуправление.

Организация правосудия. Суд в Молдавии, как и в других
ранне-феодальных государствах, не был отделен от администрации. Все ор­ганы
управления выполняли одновременно и судебные функции. Не­свободное крестьянство
и холопы судились своим владельцем, однако он не имел права приговаривать
крестьян к смертной казни. В сферу вотчинного суда иногда входили и так
называемые великие дела: ду­шегубство (убийство и прелюбодеяние), татьба (кража
имущества), дивковолочение (увод женщин) и т. д.

Во второй половине XV в., в условиях проведения более центра­лизованной
политики, из сферы вотчинной юрисдикции изымаются наиболее опасные для
господствующего класса и церкви дела — убий­ство, татьба с поличным и др.

Вся судебная организация в конечном счете была подчинена гос­подарю
— верховному носителю высшей судебной власти. Господарь мог лично разрешить
любое дело, отменить любое решение, передать дело на разрешение, кому найдет
нужным. К нему могли обращаться с жалобой или просьбой все свободные граждане.
Однако фактически это было доступно далеко не каждому.

В большинстве случаев правосудие осуществлял от имени госпо­даря
ворник. Он рассматривал дела должностных лиц при дворе, к нему попадали все
важнейшие уголовные дела, ему подчинялись низ­шие судебные инстанции страны, он
имел право выносить смертные приговоры разбойникам, убийцам и церковным ворам.

После присоединения Молдавии к России некоторое время сохра­нились
в судебных учреждениях местные особенности. Но в 1818 г. при наместнике был учрежден областной суд, который делился на уго­ловный и гражданский.
Уголовный суд руководствовался русскими, гражданский — молдавскими законами.

Военное устройство. Для поддержания феодально-крепостничес­кого
порядка внутри страны и отражения нападений со стороны сосе­дей, в особенности
Турции, требовались военные силы.

По своей структуре молдавское войско делилось на несколько
час­тей. В основную его часть — малое войско — входили бояре, как вели­кие, так
и малые. Великие бояре выступали со своими отрядами (чета­ми). Отряды
монастырей, городов и наместников назывались стяги. Основное ядро таких отрядов
составляли слуги, которых в XIV — XV вв. называли витязями. В случае большой
войны в армию призы­вались и крестьяне. Тогда все вооруженные силы государства
состав­ляли великое войско. Великое войско, разделяемое на полки, возглав­ляли
господарь и его приближенные бояре. Все бояре независимо от должностей при
дворе господаря в условиях войны выступали в по­ход во главе своих дружин.
Особые отряды, состоявшие из жителей сел, несли в мирное время обязанности по
охране границ и дорог (стра­жа). В отдельных случаях господари прибегали к
услугам наемни­ков — солдат, навербованных как внутри страны, так и в Польше и
Венгрии. В период господства Турции Молдавия своих вооруженных сил не имела.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ