§ 2. Общественный строй :: vuzlib.su

§ 2. Общественный строй :: vuzlib.su

55
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Общественный строй

.

§ 2. Общественный строй

В Казахстане шел процесс формирования патриархально-фео­дальных
отношений, основой которых было экстенсивное кочевое скотоводство Казахское
общество делилось на два основных класса: феодалов (ханы, султаны, бии —
родовая феодальная знать, баи, му­сульманское духовенство) и крестьян-скотоводов
— шаруа.

Феодалы. В руках класса феодалов была сосредоточена собствен­ность
на средства производства — землю и на основную массу главно­го богатства
кочевников — скот. Феодалы имели политическую власть, пользовались
многочисленными правами и привилегиями.

Высшую феодальную аристократию составляли ханы и султаны.
Феодальная казахская аристократия царевичей составляла один гос­подствующий
обширный род потомков сына Чингиз-хана — Джучи. Этот род ставил себя выше всех
остальных феодальных групп казах­ского общества. Он один имел право на
выдвижение из своей среды ха­нов и султанов-правителей. Представители этого
привилегированного рода имели право на самый большой выкуп и вознаграждение при
защите своей личности и т.д. Они старались не вступать в браки с други­ми
феодалами, если последние не происходили из сословия царевичей.

Другую и самую многочисленную часть феодалов составляли бии.
В русских источниках их называли «дворянством черной кости». Как родовые
старейшины и племенные вожди бии выделялись еще в древние времена в среде
коренных казахских родов. Постепенно они преврати­лись в наследственную
аристократию. Бии распоряжались родовыми кочевьями и, как правило, владели
большими стадами скота.

Значительную часть господствующего класса в казахском общест­ве
составляло байство — богатые скотовладельцы незнатного проис­хождения. Они
имели полную возможность не только беспощадно эк­сплуатировать членов родовых и
аульных общин, но и оказывать значительное влияние на внутреннюю и внешнюю
политику биев, султанов, ханов. Наиболее богатые баи часто добивались почетного
звания бия, переходили в состав аристократии и получали право зани­мать
должности родоначальников, аульных старшин и судей.

Особую группу казахских феодалов составляла военная знать —
батыры. Батыром мог стать как аристократ-султан, так и бий, а в ред­ких случаях
— и отдельные выходцы из баев и даже из простого народа. Батыри — руководители
военных дружин, отличившиеся в войнах про­тив джунгар и других внешних врагов,
в межродовых столкновениях и борьбе, обычно находились на службе ханов и
наиболее влиятельных султанов. Нередко батыры оказывали сильное влияние на
внутреннюю и внешнюю политику ханства.

Особое положение в среде господствующего феодального класса
занимало мусульманское духовенство — ходжи, ишаны и муллы. Ход­жи — потомки
основателей исламской религии, ишаны и муллы — свя­щеннослужители,
подготовленные в религиозных учебных заведениях, главным образом Средней Азии.

Ходжи и муллы непосредственно обслуживали господствующий
класс казахских феодалов, были тесно связаны с ним общими интереса­ми
эксплуататоров народа.

Крестьяне-шаруа. Основную массу трудящихся в Казахстане со­ставляли
шаруа — крестьяне, главным занятием которых было ското­водство. Кроме того, они
выполняли все работы по домашнему ремес­лу, были хлебопашцами в земледельческих
районах Казахстана. Положение шаруа определялось прежде всего тем, что они были
привя­заны к определенным родоплеменным общинам, выход из которых по
экономическим и политическим условиям был для них почти невозмо­жен. Они были
прикреплены к своей родовой общине фактом рождения в ней, совместным
пользованием со своими родичами пастбищными угодьями, зимовками, водопоями,
обычаем мести за члена рода, родо­вой взаимопомощью, воспитанием в духе родовой
идеологии, бытовы­ми обрядами и обычаями и т. д. Шаруа несли ряд повинностей
перед родовой и аульной общиной, являющихся по существу повинностями перед
своими феодалами: ханом, султаном, бием, аксакалом — и за­ключавшихся в пастьбе
скота феодала, охране его, рытье колодцев, устройстве водопоев, зимовок и т. д.
Кроме того, шаруа уплачивали хану ежегодно 1/20 часть своего скота (зякет), а в
земледельческих районах — 1/10 часть урожая своего поля (ушур), делали
всевозмож­ные подношения—живой скотиной (согым), мясом (сыбыга).

Шаруа по своему составу не были однородными. Кроме мелких
хозяев-скотоводов — рядовых шаруа в казахском обществе имелись другие
социальные группы трудящихся, находившиеся в различных степенях зависимости от
феодальной верхушки и богатых сородичей. К ним относились: бедняки, совсем не
имевшие скота (консы-шаруа), целыми семьями обслуживающие хозяйства султанов,
биев за предос­тавленное им феодалом право временно пользоваться молочным и
транспортным скотом; бедняки-земледельцы (егиншикедей), которые за часть урожая
обрабатывали участки земли, полученные в своеоб­разную аренду от богатых
феодалов-землевладельцев, иногда такие крестьяне работали вообще за прокорм.

Существовали еще байгуши, которые обычно нанимались к фео­далам
за пропитание и угол в юрте в качестве ремесленников, пасту­хов, домашних слуг;
тюленгуты — некогда свободные, но выбывшие из состава своего рода обедневшие
казахи, вынужденные поэтому на­ходиться в полной зависимости от крупного
феодала-хана, султана, бия и т.д. Обычно тюленгуты несли военную службу своему
сеньору или выполняли домашние работы в его хозяйстве. Со временем поло­жение
тюленгута стало наследственным. Существовали также кулы — рабы из взятых в плен
калмыков или представителей других народ­ностей или купленные на восточных
базарах. Положение раба характе­ризовалось тем, что по обычному праву за его
убийство господин не нес никакой ответственности. Труд рабов применялся
преимущественно в домашнем хозяйстве феодалов.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ