§ 3. Государственный строй :: vuzlib.su

§ 3. Государственный строй :: vuzlib.su

69
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 3. Государственный строй

.

§ 3. Государственный строй

Изменения в государственном механизме, происшедшие в эпоху
реформ, явились шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Это
отразилось, хотя и в разной степени, на различ­ных системах государственных
органов и органов самоуправления.

Органы власти и управления. Развитие Российского государства
во второй половине XIX в. проходит как бы два основных этапа. Вна­чале
проводятся буржуазные реформы 60 — 70-х годов. В 80-е годы устанавливается
жестокий полицейский режим, предпринимаются по­пытки отказаться от основных
положений буржуазных реформ.

В 60 — 70-е годы революционное и демократическое движение
заставило царизм несколько изменить внутреннюю политику по срав­нению с тем,
что была при Николае I. В кругах, близких к царю, ста­ли вынашиваться идеи
ограничения власти монарха, т. е. идеи пере­хода России к конституционной
монархии. Конечно, предложения были весьма умеренными. Прямо о конституции в
них не говорилось, предлагалось лишь включение в Государственный совет выборных
лиц от земств и городов, но эти попытки были отброшены после убий­ства
Александра II.

Новый царь, Александр III, некоторое время выжидал, опасаясь
активности народников. Однако 29 апреля 1881 г. он подписал Ма­нифест о незыблемости самодержавия. Абсолютный монарх сохра­нил все свои прежние неограниченные
права в области законодатель­ства, исполнительной и судебной деятельности.

В 1861 г. был создан новый высший орган — Совет министров,
председателем которого считался император. Комитет министров со­хранялся, но он
рассматривал главным образом текущие дела. Сове­ту министров поручалось
рассмотрение наиболее важных государ­ственных вопросов. В его состав входили
министры, начальники глав­ных управлений, председатель Комитета министров,
председатель Го­сударственного совета, другие высшие чиновники. Несмотря на
свое название. Совет министров не являлся правительством. Он имел толь­ко
совещательное значение. Никакой самостоятельностью в решении вопросов
государственного управления Совет министров не обладал.

Ослабевает значение Государственного совета, члены которого
назначались пожизненно и вели себя иногда относительно независи­мо, что не
нравилось Александру III. Он при решении большинства государственных вопросов
опирался на Комитет министров, который и становится в это время основным
совещательным органом.

Высшим судебным органом страны продолжал оставаться Сенат.
Он постепенно превращался в своеобразную богадельню. В него на­значались
потерявшие способность к работе в других сферах госу­дарственного управления
высшие и средние чиновники. В Сенате они, получая солидные денежные
вознаграждения, практически ничего не делали.

После крестьянской реформы 1861 г. усилилась роль Министер­ства финансов. На него возлагалось проведение выкупных операций по
всей стране. В связи с этим в составе Министерства финансов со­здается
специальное Главное выкупное учреждение, которое и наблю­дало за тем, чтобы
крестьяне своевременно выплачивали долги за по­лученные ими земельные наделы.

Поскольку Россия вступила на путь капиталистического разви­тия,
то требовалось усиление деятельности правительственных орга­нов по руководству
промышленностью и торговлей. Возникла необ­ходимость поощрять развитие частного
капитала. Эта деятельность называлась попечительством. В аппарате Министерства
финансов образовался департамент торговли и мануфактур. Он руководил ка­зенной
промышленностью, т. е. предприятиями, которые принадле­жали государству и лично
царю. Кроме того, этот департамент ока­зывал финансовую помощь частной
промышленности.

Закономерности экономического развития заставляли самодер­жавие
принимать меры по строительству в стране железных дорог. В 50 — 60-х годах
царизм испытывал серьезные затруднения в финан­совых средствах для проведения
этой работы. Ему приходилось опи­раться на частный капитал, поощряя
деятельность буржуазии по учас­тию в железнодорожном строительстве. В связи с
этим в 1865 г. обра­зовалось Министерство путей сообщения, которое и
координирова­ло деятельность по строительству железных дорог. В дальнейшем
царизм стал вести строительство и за счет государственных средств.

В начале данного периода продолжало функционировать 3-е от­деление
канцелярии царя. В качестве вспомогательного органа в 1862 г. образовалась Следственная комиссия по делам о распростра­нении революционных воззваний.
Материалы этой комиссии послу­жили основой для организации ряда политических судебных
процес­сов (нечаевцев и других).

В 70-х годах главная задача 3-го отделения состояла в
ведении дознаний по делам народников. Необходимо было усилить органы
политического сыска, поскольку народники упорно продолжали пре­следовать царя,
готовя его убийство.

Обстановка требовала усиления охраны самодержавного строя.
3-е отделение явно не справлялось со своей основной задачей. В связи с этим
возникла необходимость перестройки всей системы организа­ции полицейских
органов.

В феврале 1880 г. создается Верховная распорядительная комис­сия
по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с
генералом Лорис-Меликовым. Он был за твердую дик­татуру в борьбе с
революционным движением, но считал, что черес­чур крутые меры могут повредить
царизму. Верховной комиссии вре­менно подчинялись 3-е отделение и корпус
жандармов. Комиссия вела расследование по делам о политических преступлениях в
Петербурге и окрестностях. Кроме того, она осуществляла надзор за такими де­лами
в целом по стране. Ее главная задача состояла в объединении всех карательных
органов для борьбы с революционным движением.

В июле 1880 г. последовало упразднение 3-го отделения, а
функ­ции политического сыска перешли в Министерство внутренних дел.

В системе МВД создается Главное управление по делам печати,
первые шаги которого выразились в запрещении печатных органов революционных
демократов.

В 1879 г. в МВД образуется Главное тюремное управление. Пре­кратили
существование смирительные и работные дома, долговые тюрьмы. Создавались крупные
тюрьмы с центральным подчинени­ем — так называемые централы (например.
Александровский цент­рал вблизи Иркутска). С ликвидацией 3-го отделения
политические тюрьмы (Петропавловская крепость и др.) перешли в ведение Глав­ного
тюремного управления. Возрастает в это время число каторж­ных тюрем, главным
образом в Сибири. В 1895 г. тюрьмы перешли в ведение Министерства юстиции.

6 августа 1880 г. при МВД создается департамент полиции —
важ­нейшая часть министерства. Руководство им возлагалось на товари­ща (заместителя)
министра. В контакте с ним действовал Отдельный корпус жандармов, который вошел
в МВД. Шефом жандармов стал министр внутренних дел.

В составе департамента полиции было семь делопроизводств.
Главную роль среди них играло третье делопроизводство, ведавшее политическим
сыском и охраной царя. В 1898 г. вместо этого дело­производства образовался
Особый отдел департамента полиции.

В 80-е годы, особенно после убийства Александра II,
усилилась роль губернаторов, которые получили право запрещать собрания, за­крывать
печатные органы. Особые права они имели в местностях, объ­явленных на положении
усиленной охраны. Губернаторы могли арес­товывать и высылать из таких мест в
административном порядке не­благонадежных лиц.

В 1862 г. была проведена полицейская реформа, которая внесла
некоторые изменения в организацию местной полиции. В связи с тем что после
освобождения крестьян произошло упразднение вотчинной полиции, потребовалось
укрепить уездные полицейские органы. Вмес­то городских и земских исправников
создавались уездные полицейс­кие управления во главе с исправниками.
Одновременно усиливалась полиция и в более мелких территориальных единицах —
станах. В помощь становому приставу вводилась должность полицейского уряд­ника.

В городах полицейские органы возглавляли градоначальники (бо­лее
крупные города) и полицмейстеры. Они имели специальные кан­целярии, которые и
ведали полицейскими вопросами. Города дели­лись на части или участки и
околотки, а во главе этих территориаль­ных единиц стояли участковые и околоточные
надзиратели.

Жандармские округа были упразднены. В каждой губернии поя­вилось
жандармское губернское управление.

Если во всех этих изменениях влияние буржуазии почти не
замет­но, то реформы 60 — 70-х годов в области самоуправления дают бур­жуазии
реальную власть на местах при всех ограничениях и прегра­дах, которые ставило
законодательство. Главная идея изменений в местном управлении состояла во
введении или расширении принци­па самоуправления.

Земская реформа была проведена на основе Положения о губерн­ских
и уездных земских учреждениях 1864 г. По закону роль распоря­дительных органов
выполняли губернские и уездные земские собра­ния, члены которых избирались по
трем избирательным группам, на­зываемым куриями. Прежде всего избирались
уездные земские собра­ния. К первой избирательной курии относились уездные
помещики, владевшие землей определенных размеров, которые устанавливались в
зависимости от местности. Нормы колебались от 200 до 800 деся­тин. В первую
курию входили не только помещики, но также круп­ные торговцы и промышленники,
имевшие в уезде предприятия стои­мостью не менее 15 тыс. руб. либо с оборотом
не менее 6 тыс. руб. в год. Тем самым буржуазия получала доступ в первую курию.

Второй была городская курия. В ней получали избирательное
пра­во городские жители, имевшие купеческие свидетельства, владельцы
торгово-промышленных предприятий в черте города с оборотом не менее 6 тыс.
руб., а также владельцы недвижимого имущества стои­мостью от 500 до 3 тыс руб.
в зависимости от величины города. Из­бирательные права по первым двум куриям
имело, таким образом, лишь незначительное меньшинство населения.

В крестьянской курии (третьей) избирательным правом пользо­вались
все крестьяне-домохозяева, но не непосредственно. Вначале на волостных сходах
избирались выборщики данного уезда, кото­рые затем выбирали гласных уездного
земского собрания.

Поскольку от каждой курии избиралось примерно равное число
гласных, то крестьяне всегда оказывались в меньшинстве. На первых же выборах в
29 губерниях гласных уездных земских собраний из дво­рян было 42%, из крестьян
— 38% Выборы в губернские земские собрания проводились гласными уездных земских
собрании. Распреде­ление количества гласных по куриям здесь оказалось еще
больше в пользу имущих классов. По тем же 29 губерниям дворяне получили 74%
гласных, крестьяне — 11%.

Избирательный механизм работал в соответствии с интересами
помещиков, которые, получив преимущество в земствах, имели воз­можность
проводить там соответствующую политику. В исполнитель­ных органах земских учреждений
(губернских и уездных земских уп­равах) также преобладали помещики.

Компетенция земских учреждений ограничивалась местными хо­зяйственными
и некоторыми культурными вопросами. Они заботи­лись о состоянии путей сообщения
(ремонт дорог и мостов местного значения), занимались организацией медицинского
обслуживания на­селения, строительством и материальным обеспечением школ.

Земства действовали под строгим контролем правительственных
органов в лице губернатора и местной полиции. Губернатор мог при­остановить
любое постановление земства по мотивам нарушения за­конов либо по соображениям
противоречия государственным инте­ресам, что могло истолковываться как угодно.
Сенат принял специ­альные постановления, запрещавшие сношения земств друг с
другом. Царизм боялся объединенных, согласованных действий земств, они были
возможны только через государственные органы.

Земствам запрещалось публиковать свои постановления и отче­ты
без разрешения губернатора. Правительство опасалось земств, так как, несмотря
на все ухищрения избирательной системы, в них кон­центрировались оппозиционные
царизму либеральные слои общест­ва. Именно через них буржуазия наиболее
эффективно вела борьбу за свои интересы. В высшие звенья государственного
аппарата буржуа­зия пока не получила доступа.

Борьба земств за расширение своих прав, а царских властей
про­тив этого закончилась победой последних. В 1890 г. была проведена контрреформа, изменившая порядок выборов в земства. Сохранились три курии, но
в первой курии вводился сословный принцип: могли избирать и быть избранными
только помещики-дворяне (потомствен­ные и личные). Тем самым уменьшилось
представительство буржуа­зии в земствах. Существенные изменения произошли в
крестьянской курии. Отныне крестьяне выбирали только кандидатов в уездные зем­ские
собрания. Далее все зависело от губернатора. Из числа избран­ных кандидатов он
назначал гласных. Усилился надзор за составом и деятельностью земств со стороны
администрации. Все же контрре­форма 1890 г. не превратила земства в дворянские учреждения. Сле­дует также отметить, что в земствах большую роль играли
обуржуазившиеся дворяне.

Городская реформа. Дальнейшее развитие капиталистических от­ношений
после отмены крепостного права обусловило проведение и городской реформы.
Буржуазия вела борьбу за создание бессослов­ных органов городского
самоуправления, исходя из того, что там она получит достаточно прочные позиции.
Царь 16 июня 1870 г. утвер­дил Городовое положение, согласно которому
создавались органы городского самоуправления, избиравшиеся населением (независимо
от сословной принадлежности) сроком на четыре года. Хотя избира­тельное право и
не основывалось на сословности, но имущественный ценз имел для выборов в
городские органы самоуправления решаю­щее значение. Богатых буржуа такое
правило вполне устраивало.

Распорядительным органом городского самоуправления являлась
Городская дума, исполнительным — городская управа, которую воз­главлял
городской голова, он же — председатель Городской думы. Гласных в Городскую думу
могли избирать только плательщики го­родских налогов (владельцы
торгово-промышленных предприятий, домовладельцы и пр.). Все избиратели делились
на три курии в зави­симости от имущественного положения. Каждая из курий имела
рав­ное число гласных. В первую курию входили наиболее крупные нало­гоплательщики,
во вторую — средние, в третью — более мелкие соб­ственники. Первые две курии
имели 2/3 гласных, но они составляли лишь 13% общего числа избирателей. В думах
и управах обеспечива­лось явное преобладание представителей наиболее богатых
слоев го­рода. Неимущие практически лишались избирательных прав.

Городское самоуправление находилось в еще большей зависимос­ти
от правительственной администрации, чем земства. Городской го­лова уездного
города утверждался губернатором, губернского — ми­нистром внутренних дел.
Однако и такое самоуправление являлось значительным достижением в условиях
самодержавия.

Дворяне были недовольны значительной ролью буржуазии в го­родских
думах и управах. Министерство внутренних дел на основа­нии докладов
губернаторов пришло к выводу, что представители крупной и средней буржуазии,
используя подкупы и угрозы, застав­ляли зависимых от них мелких собственников
отдавать им свои голо­са на выборах. Реакционное дворянство требовало
упразднения ор­ганов городского самоуправления.

В 1892 г. вступило в силу новое положение об органах
городского самоуправления. Приказчиков и мелких торговцев лишили права из­бирать
в городские думы. Число жителей, имевших избирательные права, значительно
уменьшилось по сравнению с 1870 г. Господству­ющее положение в органах
городского самоуправления заняли вла­дельцы городской недвижимой собственности.
В результате увели­чилась роль дворянства и несколько слабее стали позиции
буржуазии. Однако самодержавие не могло преодолеть оппозиционности го­родских
дум. С увеличением в них роли дворянства там возрастала численность
образованной дворянской интеллигенции, которая под­держивала буржуазию.

Судебная реформа. По мнению исследователей, реформой, в ко­торой
наиболее полно отразились буржуазные принципы, явилась су­дебная. Если в XVIII
в. делались лишь попытки отделить суд от ад­министрации, то теперь эта идея
была осуществлена достаточно пол­но.

Реформа была проведена изданием четырех важнейших законов:
Учреждения судебных установлений, уставов гражданского и уголов­ного
судопроизводства и Устава о наказаниях, налагаемых мировы­ми судьями. По этим
законам судьи объявлялись несменяемыми, час­тично вводилась выборность.

Судебная система по реформе включала местные суды и общие
судебные установления. Местные суды состояли из мировых и волост­ных судов.
Судебный округ делился на несколько участков. Каждый участок имел мирового
судью и почетного мирового судью (работал на общественных началах, без
казенного жалованья). Мировые судьи рассматривали дела единолично и избирались
сроком на три года из лиц, которые удовлетворяли определенным условиям
(возраст, обра­зование, наличие имущества, как правило, недвижимого). Порядок
выборов был достаточно сложным. Земские уездные управы состав­ляли список
кандидатов в мировые судьи (в том числе и почетные), который утверждал
губернатор. После этого список представлялся на голосование уездному земскому
собранию. Избранные судьи ут­верждались Сенатом. Несмотря на все препятствия, в
составе миро­вых судов оказалось все же значительное число либерально-демокра­тических
деятелей. К ведению мировых судей относилась основная масса дел: мелкие
уголовные (до полутора лет лишения свободы) и гражданские дела (с ценой иска до
500 руб.).

Волостные суды были созданы не судебной, а еще крестьянской
реформой. Это были сословные суды по чисто крестьянским делам.

К общим судебным органам реформа относила окружные суды и
судебные палаты. Окружной суд функционировал в составе коронно­го суда либо
коронного суда вместе с присяжными заседателями. Чле­ны коронного суда
назначались из числа дворян царем по представ­лению министра юстиции. В силу
принципа несменяемости считалось, что они могут быть судьями до тех пор, пока
сами не подадут в от­ставку.

Списки присяжных составлялись земскими и городскими управа­ми,
согласовывались с губернатором или градоначальником. Окруж­ной суд рассматривал
уголовные дела в составе коронного суда (из трех членов) и 12 присяжных.
Гражданские дела рассматривались без присяжных. Введение в России суда
присяжных являлось большим достижением демократической общественности, которая
вела борь­бу за создание объективного и справедливого суда.

При рассмотрении уголовных дел присяжные решали в принципе
вопрос о виновности или невиновности подсудимого, после чего ко­ронный суд
определял конкретную меру наказания для виновного.

Судебная палата рассматривала апелляции на решения окружных
судов. Приговоры по уголовным делам, рассмотренные окружными судами с участием
присяжных, не подлежали апелляции, а вступали в законную силу немедленно. Их
мог рассматривать только Сенат в кас­сационном порядке.

Судебная палата в качестве суда первой инстанции рассматрива­ла
дела о государственных и некоторых должностных преступлени­ях. Эти дела она
рассматривала с участием сословных представите­лей. К последним относились, как
правило, губернский и уездный предводители дворянства (от дворян), городской
голова (от горожан), волостной старшина (от крестьян).

Были реформированы и прокурорские органы. Во главе проку­ратуры
стоял министр юстиции, получивший звание генерал-проку­рора. В каждом
департаменте Сената был обер-прокурор. Прокуро­ры имелись в судебных палатах и
окружных судах. В их задачу входило поддержание обвинения в суде и принесение
протестов на приговоры и решения судов.

Изменилась организация и предварительного следствия. Была уч­реждена
должность судебного следователя, назначаемого министром юстиции. На
следователей распространялся принцип несменяемости, хотя его пытались обходить.

Новшеством являлось введение относительно независимой адво­катуры.
Особенно велика была роль адвокатов в уголовном процес­се. Многие из них смело
и результативно выступали на политических судебных процессах.

Важное значение имело введение нотариата, в задачу которого
входило удостоверение различных деловых бумаг.

Судебная реформа не упразднила полностью сословные суды.
Кроме волостных крестьянских судов продолжали функционировать особые церковные
суды. Появились коммерческие суды для рассмот­рения споров по торговым и
промышленным делам.

В некоторых районах России судебная реформа вообще не про­водилась
(отдельные губернии Сибири), в некоторых проводилась в урезанном виде (без
мировых судов и без окружных судов с присяж­ными).

Демократические принципы организации и деятельности суда
очень скоро пришли в противоречие с царским режимом. Даже судебные палаты с
сословными представителями иногда оправдывали подсудимых по политическим делам,
как это было, например, в из­вестном деле нечаевцев, где из 78 привлеченных к
суду было оправда­но 42. Не случайно поэтому в царских кругах все больше
развива­лось стремление к проведению реакционных контрреформ в сторону отмены
независимости суда, несменяемости судей, гласности процес­са. Выдвигались
требования об упразднении суда присяжных.

Процесс нечаевцев как раз и послужил толчком к началу
контрре­форм. Подрыв основных положений судебных уставов нашел отра­жение в
законе от 19 мая 1871 г., который предоставил чинам корпуса жандармов большие
права на ведение дознания по делам о полити­ческих преступлениях. Судебные
следователи фактически потеряли право вести следствие по государственным
преступлениям. Расследо­вание полностью оказалось в руках жандармерии.

В 1872 г. вступил в действие закон об изменении подсудности
по государственным преступлениям. Рассмотрение дел о них доверялось только Особому
присутствию правительствующего сената. Оно рас­сматривало дела в составе
первоприсутствующего (председатель) и пяти сенаторов с участием четырех
сословных представителей. Чле­ны суда и сословные представители ежегодно
назначались указами царя.

Рассмотрение уголовных дел Особым присутствием правитель­ствующего
сената осуществлялось, как правило, со значительными ограничениями гласности.

В мае 1878 г. последовало расширение подсудности судебных па­лат,
которым предоставлялось вновь право рассматривать дела о го­сударственных
преступлениях — средние и мелкие. Для этого были созданы: 1) судебные палаты в
обычном составе без участия сослов­ных представителей; 2) судебные палаты в
усиленном составе (пять членов суда и три сословных представителя). Наиболее крупные
дела оставались за Особым присутствием правительствующего сената, не­которые
особо важные дела поручались в особом порядке Верховно­му уголовному суду,
который создавался каждый раз по конкретно­му делу специальным указом царя.

Реакционные помещики добивались упразднения мировых судов,
стремясь вернуть, хотя бы частично, свою власть над крестьянами. Они требовали
установления надзора за крестьянским самоуправле­нием и деятельностью волостных
судов. В 1889 г. вступил в силу за­кон о земских начальниках, по которому
мировые суды упразднялись (за исключением Петербурга, Москвы, Одессы).

Военные реформы. Новые веяния обусловили необходимость ре­организации
и вооруженных сил. Эта реформа в большой мере связа­на с именем Д. А. Милютина,
ставшего военным министром в 1861 г.

Прежде всего Милютин ввел систему военных округов. В 1864 г. было создано 15 округов, охвативших всю территорию страны, что позволило улучшить призыв и
обучение военнослужащих. Во главе округа стоял главный начальник округа, он же
командующий войсками. Ему подчинялись все войска и военные учреждения на
территории округа. В военном округе имелись окружной штаб, интендантское,
артиллерийское, инженерное, военно-медицинское управления, инспектор военных
госпиталей. При командующем был Военный совет.

В 1867 г. была проведена военно-судебная реформа, в которой
нашли отражение некоторые положения судебных уставов 1864 г. Сло­жилась трехзвенная система военных судов: полковые, военно-окруж­ные, главный военный
суд. Полковые суды имели подсудность при­мерно такую же, как мировой суд.
Наиболее крупные и средней сложности дела рассматривались военно-окружными
судами. Высшей апелляционной и надзорной инстанцией был главный военный суд.

В 60-х годах обнаружилась нецелесообразность подготовки офи­церских
кадров через кадетские корпуса, которые обходились госу­дарству дорого,
поскольку в них обучались дети в течение семи лет. Учащиеся туда зачислялись по
сословному признаку из дворянских семей. Кадетские корпуса были упразднены, а
подготовку офицер­ских кадров стали обеспечивать военные училища. В них
по-прежне­му обучались дворяне, хотя формально отпали сословные ограниче­ния.
Там могли учиться только лица, имевшие, как правило, среднее образование.

Военные училища не могли обеспечить армию достаточным ко­личеством
офицеров. В связи с этим создаются юнкерские училища, в которые имелся широкий
доступ всем слоям населения, так как туда могли поступать со значительно
меньшей общеобразовательной под­готовкой.

При обучении в военных и юнкерских училищах главное внима­ние
обращалось на дисциплину, муштру, плац-парадные традиции. Необходимой
общеобразовательной и специальной военной подго­товки там не получали.

Но главная реформа этого времени — переход от рекрутчины ко
всеобщей воинской обязанности. Рекрутская система заставляла дер­жать под
ружьем громадную массу людей даже в мирное время. Вместе с тем военную
подготовку проходило не все мужское население стра­ны, что лишало армию резерва
в случае войны.

По военной реформе 1874 г. предусматривалась отмена рекрутс­ких наборов, устанавливалась обязательная военная служба для всех лиц мужского
пола независимо от сословия, достигших 20 лет, в су­хопутных войсках — 6 лет,
на флоте — 7 лет. От действительной службы освобождались многие нерусские
народы, особенно восточные. Устанавливались сокращенные сроки службы для лиц,
имевших об­разование (высшее — шесть месяцев, среднее — полтора года, началь­ное
— четыре года). Льготными сроками службы пользовались глав­ным образом
представители имущих классов.

Изменения в управлении национальными окраинами. Во второй
половине XIX в. несколько изменилась организация управления на­циональными
окраинами. В Польше и на Кавказе оно было прибли­жено к общероссийским
порядкам. Были упразднены наместничест­ва, но сохранены генерал-губернаторства.

Присоединение Средней Азии к России повлекло за собой созда­ние
Туркестанского края во главе с генерал-губернатором, наделен­ным широчайшими
полномочиями. В областях края хозяевами были военные губернаторы, которые имели
почти неограниченные полно­мочия по применению принудительных мер в отношении
коренного населения. К управлению областью военный губернатор привлекал местную
туземную администрацию, назначавшуюся из числа старей­шин (аксакалов), которые,
опираясь на местные обычаи, помогали русской администрации управлять коренным
населением.

Царизм сохранил в качестве самостоятельных государств Бухар­ский
эмират и Хивинское ханство. Однако они были поставлены в зависимость от России.
Эта зависимость сочетала в себе элементы вас­салитета и протектората, т. е.
совмещала феодальные и буржуазные институты.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ