§ 1. Государственный строй :: vuzlib.su

§ 1. Государственный строй :: vuzlib.su

51
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 1. Государственный строй

.

§ 1. Государственный строй

В результате Февральской буржуазно-демократической револю­ции
произошли существенные изменения в государственном строе России. Прежде всего
изменилась форма правления, в этом отноше­нии Россия догнала передовые
капиталистические страны. На смену царской монархии пришла буржуазная
республика, которая факти­чески установилась с первых дней после свержения
самодержавия. Официально республика в России была провозглашена только 1 сен­тября
1917 г буржуазным Временным правительством, но оконча­тельно решить этот вопрос
надлежало Учредительному собранию. Правые партии еще надеялись при помощи
Учредительного собра­ния восстановить монархическую форму правления. Об
абсолютной монархии в условиях развития революции не могло быть и речи, саму
буржуазию это также не устраивало. Однако надежды на установле­ние в России
конституционной монархии у лидеров буржуазных пар­тий сохранялись на протяжении
всего периода от февраля к октябрю.

Высшим органом государственного управления в стране стало
Временное правительство, призванное осуществлять исполнительно-распорядительные
функции впредь до созыва Учредительного собра­ния, которое и должно было
окончательно определить конструкцию власти и государственного управления.
Функции и полномочия Вре­менного правительства никем не определялись,
фактически оно вре­менно выполняло также функции высшего органа государственной
власти (в том числе законодательные), поскольку таковой после по­беды революции
отсутствовал.

Временное правительство первого состава считало себя преемни­ком
старой власти. Не случайно оно 7 марта 1917 г. на заседании Се­ната приняло присягу, подчеркнув тем самым, что оно как бы про­должало дело царского Совета
министров. Возглавил Временное пра­вительство князь Львов, назначенный на
должность председателя Совета министров царем одновременно с подписанием акта
об отре­чении.

На роль временного главы государства претендовал Временный
комитет Государственной думы. Однако Временное правительство высшим органом
государственной власти в стране считало Сенат. Оно установило правило, согласно
которому каждый новый министр пред­ставлялся на утверждение Сенату. Правда,
Временному комитету Государственной думы удалось добиться того, что список
нового со­става при изменениях в правительстве давали ему на утверждение.

Оформление членов правительства через Сенат представляло со­бой
чистейшую формальность. Он не имел никакого значения в созда­нии механизма
новой власти и управления. Реальное влияние на оформ­ление правительства
оказывали Петроградский Совет рабочих и сол­датских депутатов, ЦИК Советов
рабочих и солдатских депутатов.

Положение Временного правительства на протяжении всего пе­риода
отличалось крайней неустойчивостью. Часто изменялся его состав, что приводило к
так называемой министерской чехарде, к не­возможности последовательно проводить
какую-либо определенную линию в государственном управлении. Все время шли
поиски наибо­лее приемлемых форм приспособления правительства к продолжав­шемуся
революционному движению народных масс. Одной из форм такого реагирования
являлись коалиционные составы правительст­ва, когда в него входили
министры-социалисты.

Крайняя неустойчивость правительственных органов лишала бур­жуазию
возможности проводить в жизнь то, что соответствовало ее интересам,
революционная ситуация в стране вынуждала идти на ком­промиссы, ей приходилось
считаться с интересами и требованиями трудящихся классов. ЦИК Советов рабочих и
солдатских депутатов и Петроградский Совет (до перехода его к большевикам) не
достав­ляли буржуазии особых огорчений. С ними лидеры буржуазных партий легко
договаривались. Буржуазия панически боялась боль­шевиков и руководимого ими
движения народных масс.

Коалиционные составы правительства не могли обеспечить
устойчивость Временного правительства. Такие правительства воз­никали потому,
что под давлением революционного движения масс буржуазия не могла, хотя этого
очень хотела, одна оставаться у влас­ти, а мелкобуржуазные партии имели
реальную возможность взять на себя ответственность за государство, но боялись
властвовать одни, без буржуазии.

В советской литературе встречалось утверждение, что после
Фев­ральской революции в госаппарате ничего не изменилось. Подобное утверждение
не имеет оснований. Движение народных масс стало мощным, и не было силы,
которая могла бы остановить демократи­ческие преобразования. Это оказало
влияние и на госаппарат. Вре­менное правительство делало отчаянные усилия для
сохранения в неприкосновенности царского государственного аппарата, который в
основном устраивал буржуазию, поскольку в его организации на­шел отражение многовековой
опыт подавления эксплуатируемых масс. Революционный народ решал этот вопрос
иначе. Он начал ло­мать наиболее ненавистные трудящимся учреждения царского ре­жима.
Пролетариат начал разбивать царский государственный ап­парат, и в первую
очередь полицию и жандармерию.

Временное правительство, хотя и стремилось сохранить в непри­косновенности
старую государственную машину, вынуждено было санкционировать многое из того,
что уже совершилось в результате революционных действий народных масс.
Последовало упразднение департамента полиции, отдельного корпуса жандармов,
охранных отделений. Кроме того, пришлось упразднить также Особое присут­ствие
правительствующего сената, так как орган, который расправ­лялся с
революционерами и демократическими деятелями, особенно ненавидели народные
массы. К значительным достижениям относи­лось исчезновение в России старой
системы политического сыска. Временное правительство не делало даже попытки
вновь создать сис­тему этих органов, так как понимало, что в условиях революционно­го
подъема такое мероприятие привело бы к немедленному краху власти буржуазии.

Взамен Департамента полиции Временное правительство созда­ло
в системе Министерства внутренних дел новый орган, который сначала назывался
Главным управлением общественной полиции, а затем Главным управлением по делам
милиции. Многие чиновники бывшего Департамента полиции, в том числе и те,
которые занима­лись политическим сыском, оставались работать в новом учрежде­нии,
которое по своему составу и методам деятельности было весьма реакционным.
Революционные и демократические элементы (особен­но большевики), представители
трудящихся классов не допускались в Главное управление по делам милиции.

Временное правительство было вынуждено немедленно ликвиди­ровать
такие одиозные звенья старого режима, как министерство императорского двора и
канцелярию царя. Государственная дума и Государственный совет длительное время
бездействовали, даже не собирались, но были упразднены только 6 октября 1917 г.

После свержения царизма бывший император Николай П с семьей
содержался в роскошном дворце Царского Села, хотя народ требо­вал, чтобы его
поместили в Петропавловскую крепость. Делались попытки отправить бывшего царя с
семьей в Англию, но переговоры но этому вопросу закончились отказом со стороны
правительства Англии, которое испугалось сопротивления парламента и обществен­ности.
Николай Романов с семьей так и оставался в Царском Селе под охраной гвардии.
Сохранялся в миниатюре двор бывшего мо­нарха, что требовало весьма значительных
расходов. Под давлением народа Временное правительство вынуждено было сослать
царскую семью в Тобольск.

Временное правительство создает некоторые новые звенья цен­трального
государственного аппарата. Проблема правового регули­рования трудовых отношении
вызвала необходимость появления Министерства труда. Оно не ставило своей
задачей вводить 8-часо­вой рабочий день, увеличить зарплату рабочим, проводить
другие ме­роприятия по улучшению условий работы на заводах и фабриках. Ос­новная
функция этого министерства состояла в том, чтобы прими­рять рабочих с
предпринимателями. В этом направлении готовились проекты нового
законодательства.

Среди новых министерств создаются Министерство продоволь­ствия
и Министерство призрения (ведало благотворительными уч­реждениями). Обстановка вызывала
озабоченность правительства со­стоянием народного хозяйства страны. В этих
целях учреждаются Экономический совет — для выработки общих планов организации
народного хозяйства, Главный экономический комитет — для регу­лирования
хозяйственной жизни страны. Однако эти учреждения ока­зались бесполезными, так
как подобные «меры не могли остановить дальнейший развал народного
хозяйства.

В августе был упразднен Святейший Синод и должность
обер-прокурора Синода. Взамен возникло Министерство вероисповеданий, которое
состояло из Департамента по делам православной церкви и Департамента по делам
иноверческих религий. По существу сохраня­лось прежнее учреждение, только под
другим названием.

В марте 1917 г. при Министерстве юстиции учреждается так на­зываемая
Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по
должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших
должностных лиц. Результаты ра­боты комиссии нашли отражение в опубликованном
сборнике доку­ментов под названием «Падение царского режима». В нем помещались
результаты допросов (а иногда и сам ход допросов) ряда высших чи­новников —
прежде всего бывших министров внутренних дел и быв­ших директоров Департамента
полиции. Комиссия интересовалась главным образом деятельностью политического
сыска, связями дво­ра с Германией, а также другими вопросами, которые
компромети­ровали бывшего царя и его окружение. Работа комиссии имела целью
показать населению, что Временное правительство хочет разобрать­ся в
злоупотреблениях должностных лиц царского режима. Некото­рых бывших чиновников
арестовали, а затем освободили по моти­вам отсутствия в их действиях составов
преступлений, так как их поведение соответствовало действующим тогда законам.
Подобный вывод комиссии, безусловно, противоречил революционному правосознанию
трудящихся классов. По мнению Керенского отсут­ствовали основания и для суда
над бывшим царем.

Временное правительство создало также специальную комиссию
по расследованию фактов противоправительственных выступлений в Петрограде 3—4
июля 1917 г. На образование комиссии дали согла­сие лидеры
эсеро-меньшевистского ЦИКа, которые сами вошли в ее состав. Основная ее задача
заключалась в организации преследова­ния наиболее видных деятелей партии
большевиков. В этот период правительство разгромило редакцию газеты «Правда»,
отдало при­каз об аресте В. И. Ленина, который в связи с этим перешел на неле­гальное
положение. Некоторых большевиков арестовали и держали в тюрьме. Созданием
комиссии делалась попытка юридически обос­новать расправу с руководителями
большевистской партии.

Временное правительство не успело провести Учредительного
собрания. Было лишь создано Особое совещание, подготовившее из­бирательный
закон, и назначен срок выборов на ноябрь. Однако уси­лившееся после корниловского
мятежа требование ускорить созыв Учредительного собрания и готовящийся II
Всероссийский съезд Со­ветов рабочих и солдатских депутатов заставили Временное
прави­тельство применить отвлекающий маневр. 14 сентября 1917 г. было созвано Демократическое совещание. На нем присутствовали глав­ным образом представители
земских, буржуазных и мелкобуржуаз­ных организаций. Представители партии
большевиков. Советов и фабзавкомов были в явном меньшинстве. Совещание
преследовало две основные цели: 1) отсрочить созыв очередного съезда Советов
рабочих и солдатских депутатов; 2) отсрочить созыв Учредительного собрания до
окончания войны, о чем втайне мечтали, по свидетельст­ву управляющего делами
Временного правительства В. Д. Набокова, его члены.

Совещание оказало существенную помощь буржуазному прави­тельству,
высказавшись за создание третьего коалиционного Времен­ного правительства. Оно
избрало постоянно действующий орган — Временный Совет Республики или
Предпарламент — для осуществле­ния контроля за деятельностью Временного
правительства в составе 555 человек. В незначительном количестве в него вошли и
большеви­ки, подавляющее же большинство там имели буржуазные и мелко­буржуазные
партии. Этот орган не имел никакого значения. Буржуа­зия создала его с целью
обмана масс, создания иллюзии участия ши­роких слоев населения в
государственных делах. В данном случае бур­жуазия и Временное правительство
рассчитывали на веру масс в то, что если появился Предпарламент, то скоро будет
и Парламент.

В условиях нарастания революционного подъема ЦК партии боль­шевиков
счел ошибочным участие в Предпарламенте. На первом же заседании 7 октября 1917 г. большевистская фракция покинула этот орган.

Определенные изменения произошли и в местном управлении.
Временному правительству пришлось упразднить должности генерал-губернаторов,
градоначальников, становых приставов, земских на­чальников. Вместо них органами
государственного управления ста­ли губернские, городские и уездные комиссары
Временного прави­тельства. Формально губернские комиссары наделялись примерно
такими же правами, какие раньше имели губернаторы. В действитель­ности же их
положение было крайне неустойчивым, так как им при­ходилось преодолевать
сопротивление органов местного самоуправ­ления, Советов и других революционных
организаций. Временному правительству приходилось часто менять комиссаров, так
как они не справлялись с обязанностями по проведению на местах в жизнь тре­бований
буржуазии. Комиссары комплектовались из буржуазных и мелкобуржуазных элементов.
На эти должности подлинно револю­ционные деятели не назначались. Так,
губернские комиссары по пар­тийной принадлежности распределялись следующим
образом: эсеров — 13, кадетов — 11, прогрессистов — 6, меньшевиков — 5,
народных социалистов — 3, октябристов — 1, беспартийных — 2. В большинстве
случаев комиссарами являлись земские деятели и при­сяжные поверенные.

После победы буржуазно-демократической революции на местах
возрастает роль местных земских и городских органов самоуправле­ния. Идет
процесс их дальнейшей демократизации. Создаются волост­ные земские собрания и
управы, упраздняются волостные сходы и правления, а также волостные суды. В
городах с населением более 150 тыс. человек учреждались районные думы и управы,
руководили этими учреждениями советы дум этих городов.

В местные органы самоуправления входило много демократичес­ких
деятелей, там были и большевики. В связи с тем что в местных органах милиции
Временного правительства имелось много демок­ратических элементов, она в
большинстве случаев занимала нейтраль­ную позицию либо сочувственно относилась
к трудящимся.

Партия большевиков, конечно, пыталась овладеть правитель­ственной
милицией и привлечь ее на сторону революционного наро­да. В результате
некоторые комиссариаты милиции Петрограда возглавляли большевики. В Минске во главе
городской милиции Вре­менного правительства стоял видный деятель большевистской
пар­тии М. В. Фрунзе. Большевики возглавляли также комиссариаты ми­лиции в ряде
городов Сибири. На местах сложилось такое положение, что Временное
правительство не могло использовать милицию для подавления революционного
движения народных масс.

Некоторые изменения произошли в судебной системе. Прежде
всего последовало упразднение института земских начальников и суда с сословными
представителями, но в целом судебная система остава­лась почти прежней, в ее
основе лежали Судебные уставы 1864 г.

Временному правительству пришлось все же пойти на уступки и
санкционировать создание революционных судов, возникших по ини­циативе
трудящихся масс. Приказом министра юстиции от 3 марта 1917 г. в Петрограде учреждались временные суды, которые действо­вали в составе мирового судьи
(председатель) и двух представителей от армии и рабочих. Все вопросы в суде
решались большинством го­лосов, ибо все его члены имели равные процессуальные
права. Су­дебное разбирательство было устным и гласным, приговоры вступа­ли в
законную силу немедленно и обжалованию не подлежали. Одна­ко министр юстиции в
порядке надзора мог отменить любой приго­вор временного суда. Просуществовали
временные суды недолго, поскольку их деятельность противоречила интересам
буржуазии.

Временное правительство не пыталось сломать систему царских
тюремных учреждений, но было вынуждено несколько смягчить ре­жим отбывания
наказания в местах заключения. Последовала отме­на наказаний розгами, одевания
наручников и кандалов, применение смирительной рубашки. Отстранялись от работы
наиболее реакци­онные тюремные служащие, но существенной чистки тюремного пер­сонала
не проводилось. Личный состав работников мест заключения в основном сохранился.

В связи с ростом массового движения крестьян, которые требо­вали
решения аграрного вопроса, а во многих случаях самочинно захватывали помещичьи
земли, в апреле 1917 г. Временное прави­тельство сделало попытку утихомирить
крестьян путем создания в стране разветвленной системы земельных комитетов. Их
главная за­дача заключалась в сборе материала для подготовки законопроекта по
земельному вопросу, который предполагалось предложить на рас­смотрение
Учредительного собрания. Создав видимость заботы о крестьянах, буржуазия и
помещики надеялись их успокоить, отвлечь от самочинных действий. В главный,
губернские и уездные земель­ные комитеты входили представители реакционного
чиновничества и мелкой буржуазии, которые поддерживали Временное правитель­ство.
Однако в отношении низового, самого массового звена — во­лостных земельных
комитетов — буржуазия и помещики просчитались. Они оказались в большинстве
крестьянскими. Большевики поддер­живали эти комитеты, которые возглавляли
борьбу крестьян за землю.

Стремясь вырвать инициативу из рук Советов и профсоюзов,
выдвигавших требования об улучшении продовольственного дела в стране, Временное
правительство в мае 1917г. создало широкую сеть продовольственных органов на
местах (губернские, уездные, городс­кие и волостные продовольственные
комитеты), в которых преобла­дали представители буржуазии. Была введена хлебная
монополия, имевшая целью ограничить спекулятивные возможности частников. Однако
в комитетах сидели те же частники.

Несмотря на огромное количество продовольственных органов,
их полезная деятельность равнялась нулю. Функционировал развет­вленный
бюрократический аппарат, который погряз в бумажной во­локите и не был способен
к каким-либо полезным действиям. Только в европейской части России
функционировали 49 губернских, 501 уездный, 627 городских, 1052 волостных
комитета. Вся эта махина практически ничего не сделала. Создавалась только
видимость забо­ты о продовольственных нуждах населения. А продовольственный
кризис все больше обострялся и усугублялся. Приближалась немину­емая
катастрофа, назревал голод.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ