§ 3. Возрождение Советов :: vuzlib.su

§ 3. Возрождение Советов :: vuzlib.su

97
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 3. Возрождение Советов

.

§ 3. Возрождение Советов

Почти одновременно с возникновением Временного правитель­ства,
даже несколько раньше, складывается другая, принципиально отличная система
органов власти. 27 февраля 1917 г., когда депутаты распущенной царем Думы
размышляли над тем, что им делать, в том же Таврическом дворце, только в другом
его крыле, начали соби­раться депутаты Петроградского Совета. Если Временное
правитель­ство стремилось обеспечить юридическую преемственность с цариз­мом,
советы 1917 г. возродили ту идею, которая возникла в массах еще в 1905 г.

Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов стал пер­вым
органом революционной власти. Но вслед за ним, и очень ско­ро, по всей стране
создаются Советы рабочих, солдатских, крестьян­ских и разных других депутатов.
Первоначально Петроградский Со­вет выполнял функции руководителя советской
системы. Однако ско­ро эта система стала упорядочиваться. Советы возникали в
отдель­ных населенных пунктах, гарнизонах, воинских частях, в том числе и на
фронте, хотя носили порой разные наименования. Вскоре возни­кла известная тенденция
к их объединению, консолидации, созданию именно системы органов. Так, например,
сельские советы одной во­лости решали созвать свой волостной съезд. Советы
нескольких во­лостей, в свою очередь, собирались на уездные съезды советов, а
уездные — на губернский. В конце концов были созваны всероссий­ские съезды
советов.

В отличие от советов 1905 г. новые советы сразу стали создавать­ся как объединенные: если раньше существовали отдельно советы рабочих,
солдатских, крестьянских депутатов, то новый Петроградский Совет сразу
объединил рабочих и солдат. Другие советы последова­ли его примеру. Полного
объединения всех родов советов, правда, не произошло, но скоро сложились две
основные системы: советы рабочих и солдатских депутатов и крестьянские советы.
Конечно, строгого разграничения между этими системами не было, но тем не менее
во всероссийском масштабе сложились руководящие органы именно по названным
объединениям. В мае 1917 г. был созван Все­российский съезд крестьянских
советов, а в июне — советов рабочих и солдатских депутатов.

Советы создавали свои исполнительные органы — исполнитель­ные
комитеты. Это касалось и съездов советов. Поскольку съезды советов — волостные,
уездные, губернские — позаседав, распускали своих депутатов по домам, то
возникла потребность в постоянно дей­ствующем органе, который исполнял бы их
решения. Так возникли уездные, губернские и иные исполнительные комитеты
советов. Во главе обеих систем стали соответственно Центральный Исполнитель­ный
Комитет крестьянских Советов и ЦИК Советов рабочих и со­лдатских депутатов,
избранные названными съездами.

Все советские органы были выборными. Выборы проходили в
порядке, который подсказывало народное творчество, то есть пер­воначально без
каких-то особых правил. Постепенно жизнь выраба­тывала такие правила, которые
потом сложились в более или менее упорядоченное избирательное право.

Первые советы рабочих депутатов обычно избирались по пред­приятиям,
на собраниях трудовых коллективов, в которых иногда участвовали, а иногда и не
участвовали служащие. Солдатские коми­теты избирались по воинским
подразделениям и частям, крестьянс­кие советы — на сельских сходах. Таким
образом складывалась из­бирательная система, при которой избирали и избирались
все трудя­щиеся, но в выборах не участвовала буржуазия (кроме сельских Со­ветов,
в выборах которых участвовали все крестьяне, в том числе и зажиточные). Мы
видим, что новое избирательное право формиро­валось как классовое, а не
общенародное. Трудящиеся в рамках сво­его класса обладали всеобщим
избирательным правом, независимо от пола, национальности, вероисповедания и
всех других цензов, кро­ме, пожалуй, возрастного, который был достаточно
зыбким.

Что касается принципа равенства избирателей, то его трудно
было соблюсти в условиях, когда нормы представительства во всех сове­тах были
достаточно пестрыми. Постепенное формирование систе­мы советов снизу вверх
привело и к возникновению принципа мно­гоступенчатых выборов — от сельсоветов
до Всероссийского съезда Советов. Порядок голосования тоже был различным. Чаще,
однако, применялось открытое голосование, обусловленное массовой негра­мотностью
трудящихся, а также митинговым характером первых из­бирательных собраний.

Советы, рожденные революцией, сразу стали органами власти.
При этом сложилась своеобразная ситуация, когда Временному правительству
принадлежала номинальная власть, а Советам — фак­тическая. Сложилось известное
двоевластие. Правда, А.Ф. Керенс­кий в своих мемуарах с раздражением утверждал,
что никакого дво­евластия не было, просто Советы «мешали» Временному правитель­ству.
Такое утверждение содержит в себе, однако, элемент призна­ния: если «мешали»,
то, значит, могли мешать, т.е. были какой-то силой.

И действительно, в первые месяцы революции советы стали ре­альными
хозяевами на предприятиях, транспорте, в воинских частях. Впрочем, со временем
власть стала все больше переходить от Советов к органам Временного
правительства, и это было сделано не без воли руководства самих Советов.

Дело тут в партийном составе этого руководства. Первое время
в советах господствовали две социалистические, но очень умеренные партии —
социалисты-революционеры (эсеры) и социал-демократы (меньшевики). Они старались
не ссориться с буржуазными партиями. Вскоре эсеры и меньшевики даже вошли в
состав Временного прави­тельства, создав коалицию с министрами-капиталистами.
Не случайно и I Съезд Советов рабочих и солдатских депутатов высказался в под­держку
Временного правительства. В этой связи грех жаловаться А.Ф. Керенскому, что
Советы ему мешали, когда он стал премьером.

Но уже весной 1917г. постепенно начинается большевизация со­ветов.
Народные массы, разочарованные Февральской революцией, которая не дала им ни
мира, ни земли, ни хлеба, все больше револю­ционизируются, что отталкивает их
от партии умеренных и привле­кает к более радикальным организациям. Этот
процесс усиливается в августе — сентябре, показателем чего стал, например,
переход сове­тов Москвы, Петрограда в руки большевиков. Один из наиболее вид­ных
лидеров большевистской партии Л.Д. Троцкий (Бронштейн) стал председателем Петросовета.

Полевение Советов означало, что на них можно было делать
став­ку в политической борьбе, и большевики не преминули этим восполь­зоваться.
Лозунг «Вся власть Советам!», от которого большевики на время отказались, вновь
встал в повестку дня и был реализован в ок­тябре 1917 г.

 

В результате Февральской революции Россия сделала новый шаг
на пути превращения в буржуазное государство, хотя многочислен­ные пережитки
феодализма еще сохранялись и были попутно устра­нены лишь Октябрьской
революцией.

Коренным образом изменилась форма правления. Россия стала
сначала монархией без монарха, а затем была провозглашена рес­публикой.

Форма государственного единства не претерпела сколько-нибудь
заметных изменений. В России в принципе сохранялся бюрократи­ческий унитаризм.
Временное правительство стремилось сохранить единую и неделимую Россию, хотя в
стране развивалось движение за независимость, федерацию, автономию
многочисленных народов павшей империи.

Переход власти от феодалов к буржуазии, как известно, не
требу­ет обязательного слома феодального государства. Поскольку задачи и
функции феодального и буржуазного эксплуататорского государ­ства сходны,
достаточно простого приспособления государства к но­вым условиям. Однако в
России благодаря широкому размаху революции, активному участию в ней народных
масс, руководящей роли рабочего класса были упразднены многие старые органы и
целые их системы, особенно те, которые были связаны непосредственно с уг­нетением
трудящихся.

Правовая система России после революции претерпела неболь­шие
изменения. Особенно заметны они в сфере государственного пра­ва. Временному
правительству пришлось санкционировать завоеван­ные народом в боях
демократические права, свободы, которые те­перь стали осуществляться без всяких
ограничений. Издание избира­тельных законов для выборов в Учредительное
собрание и органы местного самоуправления внесло принципиальные изменения в из­бирательное
право, построенное теперь на основе наиболее передо­вых для своего времени
принципов буржуазной демократии. Но ис­торические часы этой демократии в России
были уже сочтены.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ