Судебные органы :: vuzlib.su

Судебные органы :: vuzlib.su

61
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Судебные органы

.

Судебные органы

К концу XV в. государство
сосредоточило в своих руках судебные функции по всем важным делам, что было
закреплено Судебником 1497 г. Вотчинные и поместные суды постепенно теряют свое
значение и за ними остаются лишь малозначительные дела («опричь душегубства»),
а затем государство отбирает у них и эти дела. Соборное Уложение вообще не
рассматривает компетенции сошедших на нет вотчинных судов.

Судебник Ивана III провозглашает
главным судебным органом Бояр­скую думу: «Судите суд боярам и окольничим. А на
суде быти у бояр и у околничих диаком». Боярский суд составляла приближенная к
великому князю аристократия – родовитая знать. В дьяки, по свидетельству князя
А. Курбского, назначали «не от шляхетского роду, а от поповичев или от простого
всенародства». Дьяки не только помогали боярам (путным, при­казным, думным), но
и следили за правильностью судопроизводства.

На местах до отмены наместничьего
правления суд осуществляли наме­стники великого князя и волостели, имевшие свой
штат помощников. Су­дебники определяли размеры судебных пошлин, выделявшихся на
содер­жание этого штата.

Высшей судебной инстанцией, в
которую можно было апеллировать в случае несогласия с решением суда, был
великий князь, который выступал и как непосредственный судья по отношению к
своей администрации и к своим слугам.

После реформы середины XVI в. и
ликвидации наместничьих судов су­дебные функции переходят на местах к губным и
земским учреждениям. Но административные органы по-прежнему сохраняют за собой
право суда: воеводы, приказы, Боярская дума, сам царь. В XVII в. приказы
становятся высшей инстанцией для местных судов. Дела в них решались коллегиаль­но
(«соопча»), боярином, окольничим или думным дьяком «с товарищи». Следствие и
делопроизводство вели дьяки и подьячие («чернильные души»).

Имел место и церковный суд, который
издревле ведал делами духовен­ства, церковных и монастырских крестьян. Он
распространял свою юрис­дикцию также и на семейно-брачные отношения, улаживал
конфликты между родителями и детьми, решал дела о наследстве и пр. Но государст­во
уверенно наступает и здесь на права церкви. Сначала оно изымает из ее ведения
наиболее важные уголовные дела, вводит так называемый «смесный» (совместный)
суд по делам церковных и монастырских людей с людьми, не подчиненными церкви. А
ко времени принятия Соборного Уложения распространяет на духовенство светское
судопроизводство. Был создан Монастырский приказ, возглавляемый, как и другие
приказы, боярами и окольничими, со штатом дьяков и подьячих. Это государствен­ное
учреждение взяло на себя рассмотрение всех гражданских и части уго­ловных дел в
отношении духовных лиц всех рангов, вплоть до митрополи­тов и их людей.

Соборное Уложение сохранило, однако,
за церковным судом право выносить решения по церковным делам своих служителей.
Это право пре­доставлялось Патриаршему двору как высшему органу управления
всеми церковными людьми. Патриаршему суду было оставлено также право быть
высшей инстанцией в отношении дел религиозного характера, реше­ния которой
можно было обжаловать в инстанции светской – Боярской думе и у царя. К тому же
Уложение установило единую процедуру для светского и церковного суда и ввело
одинаковую ответственность для всех судей за злоупотребления.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ