Реформа центрального управления :: vuzlib.su

Реформа центрального управления :: vuzlib.su

20
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Реформа центрального управления

.

Реформа центрального управления

Около 1700 г. Петр I упразднил Боярскую думу, заменив её Конзилией министров в составе 8–14 (в разные годы)
своих ближайших сподвижни­ков. Орган этот назывался ещё Ближней Канцелярией,
которая ведала де­лами во время многочисленных отлучек Петра из столицы. В 1711 г. с от­бытием на фронт Петр издал указ об учреждении Правительствующего Сената, 9 членов
которого были назначены царем. Им поручалось руко­водство страной в его
отсутствие. Чуть позже определились и функции Сената: ведать торговлей, комплектованием
армии, сбором налогов, су­дом, установлена строгая процедура обсуждения
вопросов и принятия решений (на основе единогласия). Позднее Сенат расширил
свой состав: в него стали входить президенты коллегий, с 1722 г. – только основных 4, а также по 2 «комиссара» от каждой губернии.

Сенат являлся по сути высшим
законодательным, судебным и кон­трольным органом империи. Он издавал указы по
всем вопросам внешней и внутренней политики, являлся судом первой инстанции для
высших должностных лиц и рассматривал дела по апелляции нижних судов, реви­зовал
деятельность губернского начальства, осуществлял контрольные функции. Для
исполнения последней при Сенате учреждалась тайная должность фискала, который
имел штат подчиненных и должен был «тайно проведывать» и «доносить» о
злоупотреблениях должностных лиц, получая при этом четвертую часть обнаруженных
у казнокрадов и взяточ­ников сумм. Институт фискалов вскоре разросся, под
руководством на­значаемого царем генерал-фискала трудились обер-фискал, фискалы
при коллегиях, провинциал-фискалы в губерниях и городовые фискалы в го­родах.

Функции полицейского надзора
вменялись и в обязанность генерал-прокурора, чья должность была учреждена в 1722 г. Задуманная как «полиция над администрацией» должность быстро обросла необходимым штатом
(обер-прокуроры, прокуроры при коллегиях и надворных судах) и превратилась в
недремлющее «око государя». Полицейские функции по отношению к населению
возлагались на администрацию всех рангов, обя­занную контролировать на только
общественную, но и частную жизнь подданных. С 1718 г. введена и должность полицмейстера в городах, ему подчинялись местная администрация и
старосты.

Пётр I, проводя преобразования в
области экономики, попытался при­способить к новым задачам старую приказную
систему управления. Но попытка не увенчалась успехом, пришлось провести
коренную реформу, реорганизовав и частично упразднив приказы и создав на их
месте новые органы – коллегии (по образу Швеции). Сначала, в 1718 г., появились 10 коллегий (Чужестранных дел, Камер-, Штатс-, Ревизион-контор, Юстиц-, Коммерц-,
Берг-, Мануфактур-коллегии, Военная и Адмиралтейская), ко­торым было поручено заниматься
армией и флотом, промышленностью и торговлей, финансами. Чуть позже к ним добавились
Вотчинная коллегия и Главный магистрат.

Структура и порядок деятельности
коллегий регулировались Гене­ральным регламентом 1720 г. — своеобразным уставом гражданской службы. Кроме него были изданы регламенты каждой коллегии.
Штаты коллегий были невелики: президент (русский), вице-президент (немец), 4
советника и 4 асессора (при Екатерине II число последних сократилось до 2-х, а
весь штат до 6 человек). Решения принимались на общем собрании большинством
голосов.

С упразднением приказов
реформировалось и старое делопроизводст­во. Петр I запретил столбцы-свитки,
ушли в прошлое дьяки и подьячие, памяти и отписки. Появились новые служители
канцелярии: секретари, нотариусы, регистраторы, актуариусы, переводчики,
писари. С петровско­го времени стали сочиняться протоколы, доклады, отчеты,
заявления, прошения и пр.

Отношение Петра I к церкви было
двояким. С одной стороны, Петр не терпел «отеитства» (атеизма) и понимал
значение религии и церкви в строительстве государства. С другой, создавая
государство светское, он попытался ликвидировать духовное лидерство церкви и
превратить ее в часть государственного аппарата. И это ему удалось. Помогая
ортодок­сальной церкви в борьбе с расколом, Петр развернул массовые репрессии
против раскольников, но одновременно с этим упразднил патриаршество. Когда умер
в 1700 г. патриарх Адриан, конфликтовавший с царем в во­просе о веротерпимости,
об отношениях с Западом, Пётр не стал прово­дить выборы нового, а поручил
управление церковью рязанскому митро­политу Стефану Яворскому, объявленному
«местоблюстителем патриар­шего престола». После того как недовольный натиском
царя на матери­альные блага церкви Яворский «крикнул речь» в 1712 г. против царя, он был фактически отстранен от духовных дел, перешедших в руки других фаворитов,
Ф. Прокоповича в частности. В 1721 г. на месте Монастырско­го приказа появился
Синод — духовная коллегия для управления делами церкви. Синод состоял из 12
персон, высших иерархов, назначенных ца­рем. Обер-прокурором Синода, имевшим
право наложить вето на любое решение иерархов, назначался светский человек, как
правило, отставной офицер. Синод наблюдал за чистотой веры (переход из
православия в дру­гую веру был запрещен), толкованием церковных догматов, ведал
делами о браках. Синоду подчинялись при Петре и все иноверческие церкви, лю­теранского,
католического и отчасти нехристианского исповедания.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ