Статья 635. Обязанности арендодателя по управлению и технической эксплуатации транспортного средства :: vuzlib.su

Статья 635. Обязанности арендодателя по управлению и технической эксплуатации транспортного средства :: vuzlib.su

52
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 635. Обязанности арендодателя по управлению и технической
эксплуатации транспортного средства

.

Статья 635.
Обязанности арендодателя по управлению и технической эксплуатации транспортного
средства

1.
Предоставляемые арендатору арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации
транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную
эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. Договором
аренды транспортного средства с экипажем может быть предусмотрен более широкий
круг услуг, предоставляемых арендатору.

2. Состав экипажа
транспортного средства и его квалификация должны отвечать обязательным для
сторон правилам и условиям договора, а если обязательными для сторон правилами
такие требования не установлены, требованиям обычной практики эксплуатации
транспортного средства данного вида и условиям договора.

Члены экипажа
являются работниками арендодателя. Они подчиняются распоряжениям арендодателя,
относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям
арендатора, касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства.

Если договором
аренды не предусмотрено иное, расходы по оплате услуг членов экипажа, а также
расходы на их содержание несет арендодатель.

Комментарий к
статье 635

1. Статья 635
конкретизирует обязанности арендодателя по предоставлению им услуг и по
технической эксплуатации транспортного средства. Пункт 1 статьи формулирует ее,
исходя из двух оценочных критериев, определяющих качество услуги. Первый —
обеспечение арендатору возможности нормальной эксплуатации транспортного
средства. Речь идет, прежде всего, о поддержании транспортного средства в
технически исправном состоянии. Эта обязанность реализуется путем следования
норме предыдущей ст. 634. Второй критерий — обеспечение безопасной эксплуатации
транспортного средства. Это отражает специфику объекта аренды и его особый
правовой режим, так как подобные объекты, так же как и связанная с их
использованием деятельность, по определению ст. 1079 ГК, создают повышенную
опасность для окружающих (являются источниками повышенной опасности).

Если эти критерии
рассматривать в техническом смысле, то необходимо и достаточно оценивать
качество услуги, исходя из технических норм и требований. Стороны, безусловно,
должны следовать этим критериям как обязательным. Но цель аренды транспортного
средства — удовлетворение экономических и иных потребностей сторон. Для
арендатора это возможность максимально полного извлечения полезных свойств
арендованного имущества в его предпринимательской или иной деятельности.
Поэтому вышеназванные критерии необходимо рассматривать, в том числе, оценивая
соответствие технически нормального и безопасного функционирования
транспортного средства целям его хозяйственного, коммерческого использования,
указанным в договоре.

Транспортное
средство одного и того же вида может быть использовано в различных целях,
которые не должны противоречить действующему законодательству. Например,
морское судно можно использовать для перевозки грузов, пассажиров, багажа и
почты, для рыбного или иного морского промысла, добычи полезных ископаемых,
спасания судов, терпящих бедствие на море, буксировки других судов и иных
плавучих объектов, производства гидротехнических работ или подъема затонувшего
в море имущества, для несения специальной службы (по охране промыслов,
санитарной и карантинной службе и т.п.), для научных, учебных и культурных
целей, для спорта и иных целей. Согласно ст. 200 КТМ в договоре фрахтования
судна на время (тайм-чартере) должна быть обязательно указана цель фрахтования.

Предоставление
услуг по управлению и технической эксплуатации транспортного средства является
обязанностью арендодателя, определяемой законом. Однако стороны могут
установить в договоре более широкий круг услуг, предоставляемых арендодателем
арендатору. Включение в договор условия о предоставлении иных услуг, помимо
обязательных (услуги по управлению и технической эксплуатации), потребует
дополнительного урегулирования отношений сторон в этой части. Стороны при этом
должны учитывать нормы гл. 39 ГК об оказании платных услуг.

2. Управление
транспортным средством и его техническую эксплуатацию осуществляет экипаж
транспортного средства. Транспортные уставы и кодексы содержат определение
понятия экипаж, требования к его составу, членам и т.п. Так, ст. 56 ВК
указывает, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира,
других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и
бортпроводников).

Данный пункт
комментируемой статьи ГК содержит требования к составу экипажа, делая отсылку к
обязательным для сторон правилам и условиям договора. Стороны вправе определять
эти условия самостоятельно в том случае, если это допускается транспортным
законодательством. В большинстве случаев, однако, нормы транспортных уставов и
кодексов содержат императивные требования. Так, согласно ВК, состав экипажа
воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с
требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа.

В зависимости от
типа и назначения морского судна компетентными государственными органами определяется
минимальный состав экипажа, при котором допускается выход судна в море. В
состав летного экипажа гражданского воздушного судна РФ, так же как и в состав
экипажа морского судна, могут входить только граждане РФ, если иное не
предусмотрено федеральным законом.

Члены экипажа
должны удовлетворять определенным в правовых нормах квалификационным
требованиям. Так, ВК к авиационному персоналу относит лиц, имеющих специальную
подготовку и сертификат (свидетельство), при наличии которого лицо может быть
допущено к полетам и иной деятельности, связанной с технической эксплуатацией
воздушного судна. Требования, предъявляемые к авиационному персоналу
гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Авиационный персонал подлежит обязательной аттестации, которая осуществляется
специально уполномоченными органами. Требования и порядок проведения
сертификации и аттестации также устанавливаются авиационными правилами, которые
носят обязательный характер.

Если требования к
составу экипажа и его квалификации не установлены обязательными для сторон
правилами, они определяются требованиями обычной практики эксплуатации
транспортного средства данного вида и условиями договора. Таким образом, в
случае молчания нормативного источника права сторонами используется обычай с
соблюдением требовании п. 2 ст. 5 и п. 5 ст. 421 ГК.

Члены экипажа
являются работниками арендодателя, т.е. состоят с ним в трудовых отношениях,
регулируемых нормами трудового (а не гражданского) права. В силу этого члены
экипажа подчиняются распоряжениям арендодателя, относящимся к управлению и
технической эксплуатации. В то же время, в вопросах, касающихся коммерческой
эксплуатации транспортного средства, они обязаны подчиняться распоряжениям
арендатора. Так, по договору фрахтования на время морского судна (тайм-чартеру)
капитан подчиняется распоряжениям фрахтователя, касающимся коммерческой
эксплуатации судна, за исключением распоряжений, относящихся к судовождению,
внутреннему распорядку на судне и составу судового экипажа. Действительно,
арендатор морского судна вправе давать капитану указания о времени выхода судна
в море и возвращения, о том, в какой район должно следовать судно, какой груз
следует погрузить и доставить и т.п. Однако, если эти указания невозможно
исполнить вследствие требований безопасной эксплуатации судна (например,
вследствие невозможности захода в запрещенные для судоходства районы плавания,
запретов на выход судов в море по метеоусловиям, несоответствия веса груза
тоннажу судна и т.п.), капитан вправе не выполнять такие указания.

Расходы по оплате
услуг членов экипажа (по заработной плате), а также расходы на их содержание
(суточные, командировочные и т.п.) несет арендодатель. Однако в силу
диспозитивности этой нормы стороны могут предусмотреть иное. В частности,
соглашением сторон эти расходы могут быть возложены на арендатора в целом или в
части. Соответственно этому должна быть уменьшена арендная плата, поскольку в
расчет цены такой аренды расходы на оплату услуг экипажа и на их содержание
включаются лишь в случае исполнения указанной обязанности арендодателем.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ