Статья 1095. Основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги ::...

Статья 1095. Основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги :: vuzlib.su

19
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 1095. Основания возмещения вреда, причиненного вследствие
недостатков товара, работы или услуги

.

Статья 1095.
Основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы
или услуги

Вред, причиненный
жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица
вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или
услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре
(работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара,
лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их
вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

Правила,
предусмотренные настоящей статьей, применяются лишь в случаях приобретения
товара (выполнения работы, оказания услуги) в потребительских целях, а не для
использования в предпринимательской деятельности.

Комментарий к
статье 1095

1. Статья
указывает на виды вреда, подлежащего возмещению вследствие недостатков товара,
работы или услуги, круг лиц, имеющих право требовать возмещения такого вреда, а
также устанавливает специальный состав для возникновения обязательства.

2. В указанных
обстоятельствах подлежит возмещению как вред, причиненный личности — жизни и
здоровью гражданина, так и имущественный вред, причиненный гражданину или
юридическому лицу. Опираясь на нормы параграфа 3 главы 59 ГК, а также положения
ряда других законов, в частности Закона о защите прав потребителей, к указанным
видам вреда следует присовокупить также и моральный вред.

3. Требовать
возмещения вреда вправе граждане и юридические лица независимо от того,
состояли они или нет в договорных отношениях с продавцом или изготовителем
товара, лицами, выполнившими работу или оказавшими услугу. Потерпевшими
признаются исключительно граждане-потребители или юридические лица, приобретшие
товар, заказавшие работу или услугу в целях собственного потребления, а не для
целей регулярного извлечения прибыли по правилам ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК.

4. Специальный
состав включает в себя, во-первых, особый характер обстоятельств, при которых
причинен вред, во-вторых, устанавливает срок — период времени, в пределах
которого должно иметь место причинение вреда. Состав является усеченным, т.к. в
него не включается такое условие, как вина причинителя вреда. Что касается
обстоятельств причинения вреда, то они включают в себя причинение вреда при
обращении с вещью — товаром, результатом работы или пользовании услугой.
Неправомерные действия представлены двумя видами. Во-первых, это недостаток
собственно товара, работы или услуги. В статье указан примерный перечень таких
недостатков: конструктивные, относящиеся к устройствам, и рецептурные,
относящиеся к веществам. Во-вторых, это ненадлежащее исполнение информационной
обязанности изготовителем товара или его продавцом, подрядчиком, исполнителем
услуги, выразившееся в предоставлении недостоверной или недостаточной
информации о товаре, работе, услуге.

По общему
правилу, бремя доказывания наличия недостатка (в частности, с представлением
результатов экспертизы) возлагается на потерпевшего. Однако если на товар
установлен гарантийный срок и вред причинен в течение действия этого срока, то
действует презумпция ненадлежащего качества. В этом случае бремя доказывания надлежащего
качества переданного товара возлагается соответственно на его изготовителя или
продавца (см. п. 2 ст. 476 ГК). При отсутствии специальных норм, формулирующих
презумпцию ненадлежащего качества выполненной работы или предоставленной
услуги, и наличия условия о гарантии качества в договоре норму п. 2 ст. 476 ГК
целесообразно использовать в качестве аналогии.

Доказывание факта
недостоверной или неполной информации лежит на потерпевшем, учитывая то, что
определенная информация была ему предоставлена (например, письменная информация
в инструкции по применению). В то же время, в данной статье не указывается на
факт непредставления информации по использованию товара, работы, услуги (в том
числе безопасному), т.е. на факт неисполнения информационной обязанности в
целом. Это, видимо, связано с невозможностью доказать отсутствие предоставления
такой информации в любом случае, а использование при этом презумпции отсутствия
информации открыло бы возможность для злоупотребления правом со стороны
покупателя или заказчика. Тем не менее в п. 2 ст. 1097 содержится механизм
доказывания отсутствия информации с опорой на факт неисполнения обязанности
изготовителем или продавцом товара указывать срок его годности или службы.

Необходимым
условием возникновения обязательства является установление прямой причинной
связи между возникшим вредом и неправомерным действием, т.е. доказывание того
факта, что вред явился результатом проявления конструктивного, рецептурного или
иного недостатка вещи, ненадлежащего качества услуги или неправильного
использования, хранения и т.п. товара, результата подрядных работ или
пользования услугой.

Срок (период)
времени, в пределах которого должен иметь место деликт, устанавливается в ст.
1097 ГК.

Хотя в статье
устанавливается безвиновная ответственность, она не является абсолютной,
поскольку здесь присутствует такое традиционное основание освобождения от
ответственности, как обстоятельства непреодолимой силы (см. ст. 1098 ГК).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ