2.1. Системный подход к изучению личности и групп в юридической психологии :: vuzlib.su

2.1. Системный подход к изучению личности и групп в юридической психологии :: vuzlib.su

319
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


2.1. Системный подход к изучению личности и групп в
юридической психологии

.

2.1. Системный подход
к изучению личности и групп в юридической психологии

Системный подход,
возрастание роли системного знания были определены как новыми потребностями
развития научного знания, так и практическими потребностями более широкого
плана. Накопление и углубление научного знания, его дифференциация и интеграция
ведут к более глубокому пониманию исследуемых явлений. Вместе с тем, картина
эта становится все более сложной, расчлененной и динамичной. Естественно,
научная методология должна была найти соответствующие формы для выражения этих
сложных структур, зависимостей и отношений, поэтому системные представления
оказались весьма своевременными.

Сущность системного
подхода в изучении объективной реальности заключается в том, что объекты
познания рассматриваются как целостные образования. Системный подход исходит из
того положения, что специфика системы (греч. systema – целое, составленное из
частей, объединение) не сводится к особенностям составляющих его элементов, а
коренится прежде всего в характере связей и отношений между ними.

Целостность является
результатом интеграции частей целого, это понятие отражает процесс и механизм
объединения частей, приобретения комплекса интегральных совокупных качеств.
Любая система может рассматриваться как часть другой более крупной системы,
системного комплекса.

Системный комплекс –
это целостное составное явление, когда сама система состоит из двух или
нескольких самостоятельных, но взаимосвязанных систем. Так, личность, с одной
стороны, можно рассматривать как систему, а с другой – как системный комплекс,
в который входят такие системы, как память, мышление, характер и т.д.

Системный комплекс
может быть представлен в таких системах: личность руководителя – коллектив
учреждения; потерпевший – группа правонарушителей – свидетели и т.п.

В системе предметом
изучения оказываются ее структура, законы соединения частей в целое, ее
внутренние механизмы и интегральные закономерности. В системном комплексе
действуют иерархические связи, взаимодействия и отношения двух или нескольких
систем. Целостность комплекса – это уже не органическая целостность, а только
единство взаимодействующих систем (например, водителя и автомобиля; личности и
группы).

Принцип иерархии
систем в системном комплексе является весьма продуктивным для юридической
психологии. Системный подход позволяет нам представить юридическую психологию
как систему, входящую в системокомплексы более высокого ранга – в психологию и
правоведение, или как системный комплекс, включающий системы криминальной,
судебной психологии и др.

Система психических
явлений – многоуровневая,  которая строится иерархически. Она включает в себя
ряд подсистем, обладающих различными функциональными качествами. Можно выделить
три основные неразрывно взаимосвязанные подсистемы: когнитивную, в которой
реализуется функция познания; регулятивную, обеспечивающую регуляцию
деятельности и поведения; коммуникативную, формирующуюся и реализующуюся в
процессе общения между людьми. В свою очередь каждая из этих подсистем может
быть расчленена далее на более мелкие.

Системный подход
требует рассмотрения явлений в их развитии. Целостность системы формируется и
разрушается в ходе ее развития.

Объектом изучения
юридической психологии является человек как субъект правоохранительной
деятельности и участник определенных правоотношений. Задача юридической
психологии заключается прежде всего в исследовании и выделении психологических
закономерностей деятельности личности в области правового регулирования, а
также разработке практических рекомендаций по повышению эффективности
правоохранительной деятельности. Системный подход в юридической психологии
позволяет нам установить механизм детерминирующего влияния социальной среды на
правомерное или противоправное поведение человека и социальных групп.

Системный подход
позволил отойти от линейного детерминизма (причинности). В психологии долгое
время пытались представить поведение человека как прямую, однонаправленную
цепочку причин и следствий: «причина – следствие», «новая причина – новое
следствие». Примитивная концепция линейного детерминизма описывала одиночную
цепочку событий, которая хорошо иллюстрируется старинной песенкой:

Не было гвоздя –
подкова пропала.

Не было подковы –
лошадь захромала.

Лошадь захромала –
командир убит.

Конница разбита –
армия бежит.

Враг вступает в город,
пленных не щадя,

От того, что в кузнице
не было гвоздя.

Существенной
характеристикой системной детерминации является ее нелинейность:

– во-первых, отход от
поиска единственной детерминанты (причины);

– во-вторых, отказ от
понимания связи «причина-следствие» как непосредственной, близкой по времени
проявления, признание кумулятивной причины, предполагающей накопление некоторой
критической массы изменений (например, накопление отрицательных переживаний,
вследствие которого может в дальнейшем наступить стресс или аффект);

– в-третьих, нарушение
прямых привычных соотношений между некоторыми параметрами, возникновение
«извращенных» отношений (например, обратные эффекты сверхзначимой мотивации –
дезорганизациия, дезадаптация, «сползание» на низшие уровни регуляции и т.д.).

Для раскрытия
причинно-следственных связей в поведении личности очень важным представляется
такое понятие, как системообразующий фактор. В поведении человека в качестве
системообразующего фактора могут выступать мотивы, цели, задачи, установки,
межличностные отношения, эмоциональные состояния и т.д. Изучая систему, в
которую в качестве структурных элементов входят факт преступления, потерпевший,
правонарушитель, свидетели, важно понять, какой системообразующий фактор стал
для этой системы ведущим.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ