2.2. Классификация методов юридической психологии :: vuzlib.su

2.2. Классификация методов юридической психологии :: vuzlib.su

581
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


2.2. Классификация методов юридической психологии

.

2.2. Классификация
методов юридической психологии

Любая наука, как
известно, прежде всего направлена на проведение объективного исследования и,
следовательно, определение ее основных методов и вспомогательных методик.

Метод – это путь
познания, способ, который позволяет исследовать предмет науки. Поэтому
методология науки включает в себя наряду с принципами, руководящими
положениями, научными подходами еще и систему методов исследования.

Юридическая психология
использует систему методов науки как психологии в целом, являясь ее отраслью,
так и специфическую совокупность методов, которые обеспечивают процесс познания
ее предмета. Юридическая психология постоянно и систематически обогащается
новыми методами, разрабатывая собственные и заимствуя их в других науках
(например, в юриспруденции).

Эти методы можно
классифицировать как по целям, так и по способам исследования. По целям
исследования методы юридической психологии можно разделить на три группы.

1. Методы научного
исследования. С их помощью исследуются психические закономерности человеческих
отношений, регулируемых нормами права, и разрабатываются научно обоснованные
рекомендации для практических работников, занимающихся проблемами защиты прав и
свобод граждан.

2. Методы
психологического воздействия на личность. К основному методу воздействия,
который может применяться в юридической психологии, можно отнести убеждение.
Убеждение – это воздействие на сознание, чувства, волю посредством сообщения,
разъяснения и доказательства важности того или иного положения, взгляда,
поступка либо их недопустимости с целью заставить слушающего изменить его
взгляды, установки, позиции, отношения и оценки, либо разделить мысли или
представления говорящего (например, убедить подследственного, подозреваемого,
обвиняемого, свидетеля, потерпевшего дать правдивые показания). Убеждение
является основным, наиболее универсальным методом руководства и воспитания и
должно широко применяться в деятельности судебных и правоохранительных органов.
Механизм убеждения основан на активизации умственной деятельности человека.
Убеждать нужно аргументировано. Аргументация – это приведение логических
доводов с целью доказать истинность какого-либо суждения. Убеждение – это
сложный метод, так как требует от личности, его применяющей, развитого интеллекта,
знаний логики.

Среди других методов
этой группы можно назвать внушение и манипулятивные тактики.

Внушение есть не что
иное, как вторжение в сознание человека (или привитие ему какой-либо идеи),
происходящее без участия и внимания воспринимающего лица и нередко без ясного с
его стороны сознания (например, гипноз, религия, программирование и т.п.). При
внушении осуществляется целенаправленное словесное или образное воздействие,
вызывающее некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Метод
внушения и его разновидность – самовнушение, оказался эффективным в
психотерапии, спортивной и педагогической психологии, при решении
воспитательных задач.

Манипулятивное
воздействие – это форма межличностного общения, при которой воздействие на
партнера по общению с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно.
Манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, стремление
добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Манипулятора
характеризует лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки,
чрезмерный самоконтроль, цинизм и недоверие к себе и другим (Э.Шостром). Сферой
«разрешенной манипуляции» является бизнес, пропаганда, деловые отношения
вообще. Манипуляторы встречаются и в повседневной жизни.

Следует отметить, что
диапазон применения этих методов в юридической психологии ограничен рамками
законодательства (по гражданским и уголовным делам) и этическими нормами.

3. Методы
судебно-психологической экспертизы (СПЭ). Судебно-психологическая экспертиза
проводится экспертом-психологом по постановлению следственных или судебных
органов и должна представлять собой объективное и полное исследование отдельной
личности (группы людей). Судебно-психологическое экспертное исследование
ограничено требованиями законодательства, регламентирующего производство
экспертизы. Содержание комплекса методов, используемых в СПЭ определяется
характером правонарушения, теми конкретными задачами, которые поставлены перед
экспертом, возрастом подэкспертного лица (лиц). Некоторые методы СПЭ включаются
в исследовательский комплекс обязательно: беседа, наблюдение и его
разновидность – поведенческий портрет, анализ материалов уголовного дела,
ретроспективный анализ поведения подэкспертного лица (лиц) в исследуемой
ситуации правонарушения. Саму судебно-психологическую экспертизу часто называют
методом исследования личности (группы).

По способам
исследования В.Л.Васильев предлагает классифицировать следующие методы:
наблюдение, эксперимент, анкетирование, интервью, беседа. Но все указанные
методы являются методами научного исследования. Поэтому нам представляется
более правомерным рассмотреть классификацию психологических методов
исследования Б.Г. Ананьева, широко известную в отечественной психологии. Он
выделяет четыре группы методов.

I. Организационные
методы исследования. К ним относятся:

– сравнительный метод
– это сопоставление различных групп исследуемых, отдельных лиц, психических
процессов между собой или один и тот же психический процесс, состояние, но в
разный период (например, особенности функционирования эмоциональной сферы
личности обследуемого лица до, во время и после правонарушения. Этот метод
применяется и в юридических дисциплинах;

– лонгитюдный метод
предполагает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении
достаточно длительного отрезка времени, позволяет изучить динамику и
особенности индивидуального развития (например, психологическое обследование
лиц, находящихся в местах отбывания наказания длительное время);

– комплексные
исследовательские программы, в которых участвуют представители других наук. Эти
программы создаются, как правило, для решения практических задач. В комплексном
исследовании при одном изучаемом объекте имеет место разделение функций между
отдельными подходами, что позволяет устанавливать различия, связи и зависимости
между явлениями разного рода, например, при проведении комплексной судебной
психолого-психиатрической экспертизы аффекта (КСППЭ) различия в подходах
психиатров к патологическому аффекту и психологов к физиологическому аффекту.

II. Эмпирические
методы – самая обширная группа методов добывания научных данных. К этой группе
методов относятся:

– наблюдение,
самонаблюдение, поведенческий портрет;

– экспериментальные
методы;

– психодиагностические
методы;

– анализ процесса  и
продуктов деятельности человека;

– методы опроса
(анкетирование, интервью, беседа);

– социометрия;

– биографические
методы (анализ событий жизненного пути человека, документации, свидетельств,
контент-анализ);

– метод моделирования
направлен на изучение психических явлений, представленных в более простых
моделях (имитирующих эти явления). Моделирование широко применяется и в других
областях научного знания. Модель должна отражать самое существенное, что
связано с реальным явлением или объектом, в этом заключаются и основные
недостатки метода моделирования. Что считать существенным, а что
несущественным? Не учитывая в модели то, что кажется несущественным, можно
пропустить очень важные элементы. Известны две основные формы моделирования:
физическое (реальное явление или объект заменяется физическим объектом –
материальным в виде технического устройства (например, зарубки, узелки на
память), затем изобретение письменной речи, которые положили начало
моделированию памяти, компьютерная техника и система Интернет в настоящее время
представляют самые совершенные модели не только памяти, но и других
составляющих интеллекта, существует немало разнообразных тренажеров для
тренировки в стрельбе, имитации вождения автомобиля, авиа- и космических
полетов, вооруженных столкновений и др.) и математическое, при котором реальное
явление, событие, объект заменяются системой уравнений, а их решение позволяет,
например, построить прогноз в отношении изучаемого явления, известны
математические модели в области обучения и др.

III. Методы обработки
полученных данных. К этим методам относятся количественный (статистический) и
качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев
как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями) анализ.

IV. Интерпретационные
методы: генетический и структурный методы. Генетический метод позволяет
интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках
развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических
новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между
уровнями развития. Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные
связи между всеми изученными характеристиками личности.

Б.Г.Ананьев считал,
что классификация, предложенная болгарским психологом Г.Д.Пирьевым, является
достаточно полной (см. рис. 4.1. – 4.3.)

Следует отметить, что
методы исследования юридической психологии используются как в научных, так и в
практических целях.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ