6.1.2. Особенности гражданско-правового регулирования деятельности людей в условиях рыночных отношений :: vuzlib.su

6.1.2. Особенности гражданско-правового регулирования деятельности людей в условиях рыночных отношений :: vuzlib.su

73
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


6.1.2. Особенности гражданско-правового регулирования деятельности людей
в условиях рыночных отношений

.

6.1.2. Особенности
гражданско-правового регулирования деятельности людей в условиях рыночных
отношений

В условиях рыночной
экономики основным объектом гражданско-правового регулирования и гражданского
судопроизводства являются имущественные отношения между людьми. Закон защищает
право граждан владеть имуществом (как вещественного, так и невещественного
характера) и распоряжаться им по своему усмотрению: использовать его в своей
предпринимательской деятельности, продавать, дарить, завещать. Каждый из видов
имущества характеризуется своим правовым режимом.

Понятие имущества
охватывает различные виды собственности:

– орудия и средства
производства, производственные здания, машины, техническое оборудование,
земельные участки и др., используемые в производственной деятельности;

– продукты
производственной деятельности (товары);

– средства
коммерческой деятельности: деньги, акции, ценные бумаги, товарные знаки
(символизирующие качество предлагаемых товаров и услуг);

– техническая и
коммерческая информация (ноу-хау);

– рабочая сила,
которую предлагает субъект труда и за которую он должен получать определенное
вознаграждение.

Организуя процессы
производства и обмена, люди стремятся к повышению своих доходов, обогащению.
Однако при этом они способствуют обогащению и процветанию всего общества.
Основной силой, которая стихийно управляет этим процессом, А.Смит считал закон
конкуренции, который побуждает предпринимателей постоянно улучшать технологию
производства, повышать качество и количество товаров и услуг, тем самым
спосбствуя повышению общего блага. Сторонники А.Смита считали конкуренцию
достаточной основой саморегуляции рыночных процессов и вмешательство
государства в этот процесс излишним, даже вредным. Однако «стихийный капитализм»
способен порождать и многие отрицательные, с социальной и психологической точки
зрения, явления: банкротства, кризисы, злоупотребления; подавление конкурентов,
монополизм, рэкет и др. Опыт экономических кризисов сформировал мнение о
необходимости определенным образом регулировать процессы рынка, ограждая их от
злоупотреблений, создавая для этой цели правовые институты. К ним можно отнести
организацию сильных профсоюзов, обязательного страхования, принятие
антимонопольного законодательства и т.п. Поэтому в современных промышленно
развитых странах рыночная экономика становится социально ориентированной.
Экономист Л. Эрхард, которого считают автором немецкого «экономического чуда»,
обосновал два условия успешного развития рыночной экономики. Первое – создание
государством благоприятных условий для экономики, в частности разработка
адекватного гражданско-правового законодательства, в остальном же государство
не должно вмешиваться в функционирование экономики. Другое условие – ориентация
экономики на всеобщее благо.

Такая экономика
направлена на создание достаточного количества товаров и услуг по доступным для
населения ценам, а закон конкуренции регулирует отношения между
предпринимателями, способствуя техническому и социальному прогрессу. Если же
возникает ситуация ослабления конкуренции вследствие договоренности или
монополистического объединения партнеров, то государство вправе принять меры
для восстановления конкуренции. Так, в 2000 г. в США была подвергнута большому штрафу компания Майкрософт Б.Гейтса, нарушившего закон о монополиях. В Германии
в связи со снижением потребности в угле и сокращением угледобывающей отрасли
была внедрена система помощи шахтерам по их переквалификации и трудоустройству.
Государство стимулирует приобщение к собственности непосредственных
производителей – рабочих и служащих – путем внедрения акционирования, при
котором люди вкладывают свои сбережения в предприятия, на которых они работают.
Это сопровождается соответствующим снижением налогов.

Украина еще не вышла
из стадии стихийного капитализма, не стала полностью на путь рационально
организованной и социально ориентированной рыночной экономики. Капитализм в
нашей стане не прошел тех стадий, которые он прошел в Западной Европе и США. В
XIX в. его развитие в России сдерживалось крепостным правом, а после его отмены
– медленным отмиранием феодальных традиций и навыков натурального хозяйства. В
начале XX в. развитие капитализма у нас было приостановлено революцией и
последующим развитием социалистической системы. Поэтому рестраврация и
дальнейшее развитие рыночной экономиики протекает у нас с большими трудностями.

Как отмечает
В.Л.Васильев, в силу коммунистической идеологии, отрицавшей частную
собственность на орудия и средства производства, проблемы предпринимательской
деятельности в отечественной психологии не исследовались. Да и в зарубежной
психологии, несмотря на многовековой практический опыт предпринимательства,
целостная теория предпринимательской деятельности еще не сложилась. Наряду с
общими закономерностями (например, конкуренцией) рыночная экономика в каждой
стране имеет свою специфику в связи с экономическими и культурными традициями
того или иного народа.

Как уже отмечалось
выше, в нашей стране в силу ряда исторических и психологических факторов,
развитие рыночной экономики планировалось по лучшим западным эталонам, но
оказалось, что механически перенести их на нашу почву нельзя. Поэтому
конкуренция у нас пока что имеет по преимуществу хищнический характер, когда
стремление к прибыли не уравновешивается стремлением к общественному благу,
налоговое законодательство не поощряет, а репрессирует производителя, побуждая
его укрывать свои доходы. Ваучеризация и банковские вклады обернулись для
большинства граждан просто изъятием их сбережений, а введение частной
собственности стимулировало многих к присвоению бывшей государственной
собственности и вывозу полученных сомнительным путем капиталов за рубеж.

В нашей стране не на
должном уровне пока функционируют основные положения гражданско-правового
законодательства, призванные обеспечивать подлинную защиту прав
предпринимателей и потребителей, социальную защиту трудящихся в условиях
перестройки экономики и безработицы, предотвращение бесконтрольного повышения
цен, вредных влияний предпринимательства на экологию и т.п. В этой связи
недостаточно налажено и гражданское судопроизводство, не имея под собой
достаточно прочной законодательной базы и реальных средств контроля и
реализации существующих гражданско-законодательных актов (например, путей
урегулирования конфликтов между поставщиками и потребителями энергии на производстве
и в коммунальных службах).

Развитие социально
ориентированной и высокоразвитой рыночной экономики требует не простого
переноса зарубежного опыта на свою почву, но требует поиска своих собственных
путей реализации рыночных отношений с учетом специфики условий исторического
развития и менталитета граждан, а также создания оптимальной для этих условий
системы гражданско-правового законодательства и методов его практической
реализации.

Цивилизованная
социально ориентированная экономика всегда основывается на наличии ряда
гражданско-нормативных актов, направленных на защиту интересов производителей и
потребителей, регуляцию их деловых отношений. Этими актами предусматривается
следующее.

1. Обеспечение
высокого качества выпускаемой продукции, выполняемых работ и услуг, защиты
различных форм прав потребителей. При этом в законодательстве определяются
правовые нормы стандартизации и сертификации, требующие соответствия товаров
установленным требованиям к их качеству. Предусматриваются также меры по
повышению ответственности предприятий и их сотрудников за надлежащее качество
продукции.

2. Регуляция денежных
отношений (денег и денежных обязательств). Деньги являются движущей силой
рыночной экономики, они способны обмениваться на товары, услуги, денежные знаки
других государств. Гражданско-правовое законодательство предусматривает
определенные социально санкционированные нормы денежного обращения и
определенные формы ответственности за незаконное обогащение. Так, в США в 1998-1999
гг. было проведено несколько судебных разбирательств, связанных с размещением в
банках денег сомнительного происхождения из России. В Украине как и в России ведутся
следствия по делам ряда банков, «выкачивавших» из населения средства путем
создания так называемых денежных «пирамид».

3. Регуляция
инвестиционной деятельности. Предпринимательская деятельность предусматривает
привлечение капитала как имущества, приносящего прибавочную стоимость. Основным
средством привлечения капитала является выпуск ценных бумаг – эмиссия. На
фондовом рынке на основе лицензии министерства финансов действуют посредники,
обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами. Организацией эмиссии и
размещением ценных бумаг занимаются инвестиционные компании – юридические лица,
действующие в соответствии с Законом Украины «О предприятиях и
предпринимательской деятельности». На основе привлечения средств населения
работают инвестиционные фонды, которые также требуют лицензирования, т.е.
официального разрешения.

4. Основную роль в
осуществлении сделок с ценными бумагами выполняют фондовые биржи, которые
обеспечивают нормальные условия обращения ценных бумаг, определение их рыночных
цен, распространение информации о них. Функционирование фондового рынка должно
контролироваться государством в целях защиты интересов частных инвесторов.

5. Регуляция
деятельности товарных бирж – организаций с правами юридических лиц. Эти биржи
формируют оптовый рынок, без которого невозможна жизнедеятельность рыночной
экономики. Жизнедеятельность биржи требует, чтобы биржевая торговля
осуществлялась публично в определенном и постоянном месте; проведение торгов
ограничивалось определенными временными рамками; сделки на бирже осуществлялись
через специальных посредников (брокеров).

Биржи дают движение реально
произведенным товарам. Однако существуют и фьючерские биржи, связанные с
продажей товаров, которые готовятся к производству в будущем. Как отмечает
М.И.Еникеев, российские (а также украинские) товарные биржи являются пока
биржами реальных товаров, но возможна их будущая эволюция. Концентрируя спрос и
предложение, товарные биржи выявляют реальные цены на товар. При этом товары,
котирующиеся на бирже, должны соответствовать определенным стандартам качества.
Деятельность бирж должна регулироваться определенными нормативными актами, в частности
законами Украины «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на
товарных рынках», «О товарных биржах и биржевой торговле». Биржам же
предоставляется право разрабатывать свои внутренние документы, уставы, правила
биржевой торговли, положения об арбитражных комиссиях и т.п.

6. Контроль за
деятельностью акционерных обществ, которые создаются с целью вовлечения средств
населения для проведения каких-либо коммерческих мероприятий и получения
прибыли. Вкладчики становятся собственниками акций – ценных бумаг,
удостоверяющих право на получение части прибыли предприятия в виде дивидендов.
В деятельности акционерных обществ возможны различные осложнения, а иногда и
преднамеренные махинации, приводящие к падению стоимости акций и разорению
вкладчиков. Поэтому санкционирование создания акционерных обществ должно
соотноситься с соблюдением определенных законом требований к выпуску и
обращению акций.

7. Контроль за
рекламой. Реклама является важнейшим двигателем рыночных отношений, так как
соединяет производителя и покупателя, обеспечивает сбыт товаров путем
распространения необходимой информации. Рекламная деятельность превратилась в
самостоятельную форму бизнеса, вовлекая в свой процесс специалистов различного
профиля (инженеров, художников, психологов, социологов, юристов и др.).
Рекламные бюро обеспечивают успешность коммерческой деятельности в условиях
массового производства товаров, ориентируют покупателя на качество товаров и
услуг, условия их приобретения, цены и т.п. Санкционируя рекламу как
необходимое условие свободного предпринимательства, государственные структуры
должны также осуществлять их правовую регуляцию. Прежде всего это касается
проверки соответствия качества рекламируемых товаров действующим стандартам,
что предотвращает попытки обмана покупателей и недобросовестной наживы. Важно
учитывать также нравственный аспект рекламы, предупреждая попытки
несанкционированной деятельности лиц, которые прикрываясь лозунгами о свободе
выбора, свободы слова, свободы предпринимательства, рекламируют азартные игры,
проституцию и другие общественные пороки. Под видом туристических агентств и
организации шоу-бизнеса они организуют вывоз за рубеж женщин и подростков, а
также и продажу их для нужд преступного секс-бизнеса. Поэтому необходимо пресекать
использование рекламы для политических целей, для психологического воздействия
на людей – внушения (суггестии) определенных установок, а также для
распространения различных суеверий и шарлатанства, наносящих существенный вред
психике и здоровью людей.

Правовая регламентация
предпринимательской деятельности не предусматривает тотальный контроль и прямое
административное воздействие на бизнес. Неотъемлемыми свойствами
предпринимательской деятельности являются ее инициативность и
самостоятельность, оперативность, учет конъюнктуры рынка, свобода распоряжения
честно полученной прибылью и т.д. Однако эта свобода не может быть
беспредельной, так как стимулируя различные злоупотребления, она зачастую может
выйти за рамки гражданско-правового контроля и перейти в сферу уголовных
правонарушений. Поэтому, стимулируя социально полезные виды
предпринимательства, государственные и муниципальные органы в пределах своих
полномочий осуществляют косвенное регулирование, опирающееся на экономические и
правовые механизмы (через кредитование, сертификацию товаров, политику цен и
налогов, лицензирование предприятий, ограничение монополий на рынке,
преодоление форм недобросовестной конкуренции). Как правило, сами
предприниматели заинтересованы в законных и стабильных отношениях с государственными
органами управления, в правовой регламентации таких отношений. Таким образом,
отношения предпринимательства и государственных структур образуют единую
сложную систему, в которой обе стороны постоянно взаимодействуют, обеспечивая
конечную эффективность социальной системы в целом.

В условиях
сбалансированности таких отношений на основе их гражданско-правовй регуляции
как потребитель, так и производитель психологически ощущают себя комфортно и
уверенно в плане производства и приобретения необходимых качественных товаров и
услуг. Нарушение отношений в этой системе стимулирует разного рода конфликты и
обращение к гражданскому судопроизводству.

Судебному обжалованию
подлежат все препятствия, необоснованно чинимые администрацией по регистрации
предпринимателей. Предприниматель вправе обратиться в суд с иском к
государственным органам о возмещении убытков, причиненных ему их неправомерными
действиями или бездействиями в тех случаях, когда эти действия были необходимы.
В конфликтных ситуациях неблагоприятные последствия наступают и для
предпринимателей в случаях нарушения ими предусмотренных правом взаимоотношений
с органами власти и управления (прав потребителей, налогового и
антимонопольного законодательства и т.п.). Юридическая ответственность в форме
штрафа и иных мер предусмотрена как для предприятий, так и для отдельных
должностных лиц.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ