§ 1. Правовые основы деятельности российских профсоюзов :: vuzlib.su

§ 1. Правовые основы деятельности российских профсоюзов :: vuzlib.su

83
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 1. Правовые основы деятельности российских профсоюзов

.

§ 1. Правовые основы деятельности
российских профсоюзов

Профессиональные союзы возникли
как добровольные объе­динения рабочих и служащих по профессиям.

Появление наемного труда при
зарождении классового об­щества привело к разделению общества на две части:
наемных работников и работодателя. Тяжелые и вредные условия труда, в которых
оказывались рабочие, неизбежно вызывали возмуще­ние и сопротивление работников.
Вопрос о формах сопротивле­ния молодого рабочего класса стал представлять
острую пробле­му. Сами работники не в состоянии были противостоять работо­дателю
и защитить свои интересы. Объединения работников в большей или меньшей степени
в состоянии это сделать. Появ­ление профсоюзов вызвало сопротивление
работодателей и го­сударства. С целью подавления профсоюзов стали вводиться
уголовная ответственность для организаторов профсоюзов и дру­гое антирабочее
законодательство, которым объединение в проф­союз рассматривалось как
преступный заговор, и деятельность профсоюзов запрещалась на протяжении большей
части XIX в. В развитых странах деятельность профсоюзов была закреплена как
противоречащая принципу неограниченной свободы личнос­ти. Например, французский
закон Ле Шапелье (1791) юридичес­ки запретил деятельность профсоюзов.

По мере развития рабочего
движения профсоюзы законо­дательно стали признаваться государством. Так, в 1871 г. в Англии был принят Закон о профсоюзах, который дал опре­деление профсоюзам и разделил их на
зарегистрированные (законные) и незарегистрированные (незаконные). С конца XIX
в. — начала XX в. начался процесс активного создания профсоюзных ассоциаций,
ставший проявлением обострения противоречий между трудом и капиталом.
Дальнейшее раз­витие профсоюзов проходило неоднозначно. С созданием пос­ле
первой мировой войны Международной организации труда ее конвенции создали
правовую основу деятельности профсо­юзов. Эта основа остается незыблемой и
сейчас. Однако про­исшедшие в последние десятилетия качественные изменения
состава наемных работников, значительное повышение уров­ня их квалификации и
оплаты труда ослабили их интерес к коллективным формам борьбы. Поэтому во
многих странах численный состав профсоюзов и, соответственно, их влияние и
возможности уменьшились. По опубликованным данным, число членов профсоюзов во
Франции составляет менее 10% работающих по найму, в США и Турции — около 20%,
Япо­нии, Германии и Италии — от 30—40%. Значительное число наемных работников
сохранили профсоюзы стран Северной Европы.

Свой исторический путь прошли и
профсоюзы России. После победы социалистической революции в 1917 г. профсо­юзы, естественно, утратили роль антипода государственной вла­сти. Они стали выполнять
роль ее активного союзника. Был выдвинут и реализован лозунг: «Профсоюзы —
лицом к произ­водству». Декларировалось, что профсоюзы выполняют две функции —
производственную и защитную, но фактически про­изводственная функция
возобладала. Профсоюзы становились частью государственного аппарата, о чем
свидетельствует пе­реход к ним ряда государственных функций, таких как охрана
труда, государственное социальное страхование, руководство соревнования и др.
Переход этих функций означал усиление государственных начал в деятельности
профсоюзов. Расшире­ние прав профсоюзов, прежде всего фабзавкомов (1958), необ­ходимость
согласования многих решений в сфере труда с проф­союзами не привели к
подлинному расширению производствен­ной демократии, поскольку профсоюзы
оставались послушны­ми исполнителями воли государства и администрации. Авто­ритет
их неуклонно падал.

В современных условиях роль
профсоюзов существенно меняется. Прежде всего профсоюзы декларируют твердую при­верженность
защите интересов трудящихся и отказ от выпол­нения производственных функций. В
новых условиях профсо­юзы перешли от организационного монизма, обусловленного
однопартийной системой, к плюрализму: в стране возникли и функционируют
профсоюзы различных направлений.

Правовая основа деятельности
профсоюзов в России за­ключается в закреплении права граждан на объединение в
проф­союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ). 12 января 1996 г. был принят Федеральный закон «О професси­ональных союзах, их правах и гарантиях
деятельности», в ко­тором дана достаточно полная и подробная регламентация прав
профсоюзов.

До принятия указанного Закона
важную роль в определе­нии правового статуса профсоюзов Российской Федерации
выполнял Указ Президента РСФСР от 26 октября 1991 г. «Об обеспечении прав профессиональных союзов в условиях пе­рехода к рыночной экономике». В
нем органам исполнитель­ной власти, руководителям министерств и ведомств, пред­приятий,
объединений, учреждений и других организаций независимо от их форм
собственности и ведомственной при­надлежности предписывалось «обратить особое
внимание на строгое соблюдение прав профсоюзов и всемерное обеспече­ние их
деятельности в соответствии с действующим законо­дательством и общепринятыми
нормами международного права; до принятия нормативных актов по социально-эконо­мическим
вопросам проводить предварительные консульта­ции с соответствующими
профсоюзными органами в целях выработки наиболее обоснованных и приемлемых для
трудящихся решений».

Также продолжали действовать и
нормы КЗоТ РФ (гл. XV) в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г., регламентирующие наиболее общие вопросы обеспечения дея­тельности профсоюзов.

В настоящее время в России действуют
Конвенции МОТ № 11 «О праве на организацию и объединение трудящихся в сельском
хозяйстве» (1921) и №87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию»
(1948), согласно которым тру­дящиеся имеют право создавать по своему выбору
организа­ции и вступать в них для защиты своих интересов. Такое же право имеют
и предприниматели.

С 1 февраля 2002 г. действует Трудовой кодекс Российской Федерации, в котором в статьях гл. 58 и других
закреплены права профессиональных союзов, гарантии этих прав и ответ­ственность
за их нарушения. Поэтому положения ФЗ РФ от 12 января 1996г. «О
профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» следует применять
с учетом новей­шего законодательства.

Если социальное назначение
профессиональных союзов — представлять и защищать права и интересы работников —
было и остается неизменным, то этого нельзя сказать об их право­вой базе.

Ранее конкретную юридическую базу
имел только один профсоюзный орган — профсоюзный комитет предприятия,
учреждения, организации. Она определялась нормативным ак­том — «Положением о
правах профсоюзного комитета пред­приятия, учреждения, организации»,
утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 сентября 1971 г. с последующими изменениями и дополнениями. Правовой ста­тус профсоюзных органов иных уровней
в законодательстве де­тально не регламентировался.

Правовая регламентация
деятельности профсоюзов пред­ставляла и представляет определенные сложности. Не
все сто­роны деятельности профсоюзов подлежат законодательному регулированию.
Внутрисоюзные отношения (прием в члены профсоюза, уплата членских взносов,
формирование руково­дящих профсоюзных органов и др.) государством не регулиру­ются,
оно не вмешивается во внутреннюю деятельность проф­союзов, подобное
вмешательство запрещено законом (п.2 ст. 5 Закона от 12 января 1996 г.). Внутрипрофсоюзные отношения регулируются исключительно нормами, принимаемыми сами­ми
профсоюзами, прежде всего их уставами. Эти нормы часто именуются
корпоративными. Корпоративные нормы не могут быть отнесены к законодательству,
поскольку государство не участвует в их разработке и принятии. Выполнение
корпора­тивных норм не подкреплено принудительной силой государ­ства. Однако
если в понимании права выйти за пределы дея­тельности государства и видеть в
праве систему обеспечения порядка в обществе, систему, основанную на началах
справед­ливости, гуманизма, равенства, то корпоративные нормы мо­гут быть
отнесены к правовым регуляторам.

Внешние отношения профсоюзов
регулируются законода­тельством. Закон «регулирует отношения профсоюзов с орга­нами
государственной власти, органами местного самоуправ­ления, работодателями, их
объединениями, юридическими лицами и гражданами» (ст. 1 Закона от 12 января 1996 г.).

Одновременно с этим Законом были
приняты ФЗ РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., «О порядке раз­решения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г, Законы Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» с изменениями и
дополнениями от 24 ноября 1995 г., «О занятости населения в Российской
Федерации» в ред. 20 апреля 1996 г. и ряд других.

Это законодательство отражает
новые социально-экономи­ческие условия, сложившиеся в Российском государстве, и
зна­чительно изменяет организационно-правовые основы деятель­ности профсоюзов.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ