§ 4. Дипломатические представительства :: vuzlib.su

§ 4. Дипломатические представительства :: vuzlib.su

87
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 4. Дипломатические представительства

.

§ 4. Дипломатические представительства

Виды и функции дипломатических представительств

Существуют два вида дипломатических представительств: по­сольства
и миссии. Существенных различий между посольствами и миссиями нет, но
большинство государств, в том числе и Россия, предпочитают обмениваться
дипломатическими представительства­ми — посольствами. Посольство возглавляет
чрезвычайный и полно­мочный посол, миссию — чрезвычайный и полномочный
посланник либо поверенный в делах.

Дипломатические отношения устанавливаются на основании со­глашения
между соответствующими государствами (например, Со­вместное заявление об
установлении дипломатических отношений между РФ и ЮАР 1995 г., где стороны согласились установить пол­номасштабные дипломатические отношения на уровне
послов). Могут также открываться отделения дипломатических представи­тельств в
различных городах. Так, в июне 1995 г. Правительство РФ дало согласие на
открытие в Екатеринбурге отделения посольства Великобритании в РФ.

Главы дипломатических представительств подразделяются на три
класса: чрезвычайные и полномочные послы, аккредитуемые при главах государств;
чрезвычайные и полномочные посланники, аккре­дитуемые при главах государств,
поверенные в делах, аккредитуемые при министрах иностранных дел. От поверенного
в делах следует отличать временного поверенного в делах — лицо, временно испол­няющего
функции главы представительства любого класса во время его отсутствия (отпуска,
отзыва и т.д.).

Класс, к которому принадлежит глава, представительства в кон­кретном
государстве, определяется соглашением между государства­ми об установлении
дипломатических отношений

Дипломатические представительства выполняют следующие
функции:

представительство своего государства в стране пребывания;

защита интересов аккредитующего государства и его граждан в
стране пребывания;

ведение переговоров с правительством страны пребывания;

выяснение всеми законными средствами условий и событий в
стране пребывания;

поощрение дружественных отношений между аккредитующим
государством и страной пребывания.

Назначение главы представительства

Перед назначением главы представительства аккредитующее го­сударство
запрашивает у компетентных властей страны пребывания агреман (согласие) на
назначение конкретного лица главой предста­вительства в данном государстве.
Отказ в агремане или отсутствие ответа на запрос препятствуют назначению лица
главой представи­тельства. Государство не обязано мотивировать свой отказ в агре­мане.

По получении агремана лицо назначается главой представитель­ства.
Главе представительства выдается верительная грамота — до­кумент, адресованный
властям страны пребывания, в котором просят верить (отсюда название —
«верительная грамота») тому, что данное лицо будет излагать от имени этого
государства. По прибытии в страну назначения глава представительства вручает
свои веритель­ные грамоты главе государства или министру иностранных дел (если
глава представительства — поверенный в делах).

В РФ главы дипломатических представительств в иностранных
государствах назначаются Президентом РФ, а верительные грамоты подписывает
министр иностранных дел РФ.

Персонал дипломатического представительства

Персонал дипломатического представительства подразделяется на
три группы: дипломатический персонал, административно-техни­ческий персонал и
обслуживающий персонал.

Дипломатический персонал образуют лица, имеющие дипломати­ческие
ранги (специальные звания). К дипломатическому персоналу относятся: послы и
посланники, советники, торговые представители, специальные атташе (военный,
военно-морской, военно-воздуш­ный), первые, вторые, третьи секретари, атташе.

В нашей стране установлены следующие дипломатические ранги:
чрезвычайный и полномочный посол, чрезвычайный и полномочный посланник 1-го и
2-го класса, первый секретарь 1-го и 2-го класса; второй секретарь 1-го и 2-го
класса; третий секретарь; атташе. Дипломатические ранги посла и посланника
присваиваются Президен­том, остальные — министром иностранных дел. Сотрудники
дипло­матического персонала представительств РФ состоят на службе в МИДе РФ.

Административно-технический персонал — это лица, осущест­вляющие
административно-техническое обслуживание представи­тельства (переводчики,
референты и т.д.).

Обслуживающий персонал включает в себя лиц, выполняющих
обязанности по обслуживанию представительства (садовники, пова­ра и т.д.).

Члены дипломатического персонала, как правило, являются
гражданами представляемого ими государства, члены администра­тивно-технического
и обслуживающего персонала могут быть граж­данами страны пребывания.

Дипломатические привилегии и иммунитеты

Под дипломатическими привилегиями понимаются особые права и
преимущества, предоставляемые представительствам и их сотруд­никам. Иммунитеты
— это изъятия представительства и его сотруд­ников из юрисдикции и
принудительных действий со стороны госу­дарства пребывания.

Различают привилегии и иммунитеты дипломатических предста­вительств
и привилегии и иммунитеты их сотрудников.

Дипломатические представительства пользуются следующими
привилегиями и иммунитетами.

1) Неприкосновенность помещений представительства: никто не
может войти на территорию представительства иначе, как с согласия главы
представительства. Под помещением представительства пони­маются как здания и
сооружения, занимаемые представительством, так и земельные участки
представительства. Государство пребывания обязано принимать все меры для защиты
помещений представитель­ства от вторжения извне и нанесения им ущерба.

2) Помещения представительства и находящееся в них имущест­во,
а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от
обыска, реквизиции, ареста и исполнительных дей­ствий.

3) Представительство освобождается от всех государственных,
районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, кроме сборов за конкретные
виды обслуживания. Сборы, взимаемые представи­тельством при выполнении своих
обязанностей (например, за выдачу виз), освобождаются от всех налогов и пошлин
страны пребывания.

4) Архивы и документы представительства неприкосновенны в
любое время и независимо от их местонахождения. Официальная корреспонденция
представительства неприкосновенна. Дипломати­ческая почта не подлежит ни
вскрытию, ни задержанию.

Дипломатические курьеры пользуются личной неприкосновен­ностью
и подлежат особой защите со стороны государства пребыва­ния. Аккредитующим
государством или представительством может быть назначен дипломатический курьер
ad hoc. В этом случае иммунитеты прекращаются в момент доставки дипломатической
почты по назначению. Дипломатическая почта может быть вверена также ко­мандиру
экипажа гражданского самолета.

5) Сотрудникам представительства предоставляется свобода
передвижения по территории страны пребывания.

Сотрудники представительства пользуются следующими приви­легиями
и иммунитетами.

1) Личность дипломатического агента неприкосновенна. Дипло­мат
не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме.

2) Частная резиденция дипломатического агента пользуется той
же неприкосновенностью и защитой, что и помещение представи­тельства.

3) Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной
юрисдикции государства пребывания.

4) Дипломатический агент пользуется иммунитетом от граждан­ской
и административной юрисдикции государства пребывания, кроме:

вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу
на территории страны пребывания, если только он не владеет этим имуществом для
целей представительства;

исков, касающихся наследования, в отношении которых он высту­пает
в качестве исполнителя завещания, попечителя, наследника или отказополучателя
наследства;

исков, относящихся к любой профессиональной или коммерчес­кой
деятельности дипломатического агента за пределами его офици­альных функций.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ