§ 6. Международные транспортные соглашения :: vuzlib.su

§ 6. Международные транспортные соглашения :: vuzlib.su

125
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 6. Международные транспортные соглашения

.

§ 6. Международные транспортные соглашения

Международное транспортное право представляет собой группу
международных принципов и норм, регламентирующих вопросы перевозки грузов и
пассажиров по территории двух или нескольких государств, и в настоящее время
представляет собой подотрасль права международного сотрудничества в области
экономики.

Следует учитывать, что перевозки морским, воздушным, желез­нодорожным
и автотранспортом осуществляются на основании как универсальных транспортных
конвенций (Конвенция для унифика­ции некоторых правил международных воздушных
перевозок 1929 г., Конвенция о договоре международной перевозки грузов по
дорогам 1956 г., Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. и др.), так и в соответствии с двусторонними соглашениями о транспортном сообщении и
перевозках (Россия участвует в нескольких десятках таких соглашений).

По общему правилу, универсальные конвенции применяются
независимо от национальной принадлежности судна, перевозчика, грузоотправителя,
грузополучателя или любого другого заинтере­сованного лица. Конвенции
применяются также в том случае, если перевозки, входящие в область их
применения, производятся госу­дарствами или правительственными учреждениями или
организа­циями. Нормы двусторонних соглашений применяются в качестве
специальных норм по отношению к положениям многосторонних конвенций.

Под перевозчиком в конвенциях понимается лицо, которым или
от имени которого с грузоотправителем заключен договор перевозки груза.
Фактический перевозчик — лицо, которому перевозчиком по­ручено осуществление
перевозки груза или части перевозки.

Термин «грузоотправитель» означает лицо, которым или от
имени или от лица которого заключен договор морской перевозки груза с
перевозчиком, или любое лицо, которым или от имени или от лица которого груз
фактически сдается перевозчику в связи с догово­ром морской перевозки.
«Грузополучатель» — это лицо, управомо-ченное на получение груза.

Понятие «груз» включает и живых животных; в тех случаях,
когда товары объединены в контейнере или подобном приспособлении для
транспортировки или когда они упакованы, «груз» включает такое приспособление
для транспортировки или упаковку, если они предо­ставлены грузоотправителем.

Правила перевозок различными видами транспорта регламенти­руются
специальными источниками.

Международные воздушные перевозки

Положения о международных воздушных перевозках содержатся
прежде всего в Конвенции для унификации некоторых правил меж­дународных
воздушных перевозок 1929 г. (в 1955 г. Конвенция была дополнена Гаагским
протоколом, в котором участвуют около 100 го­сударств, в том числе Россия),
Чикагской конвенции о международ­ной гражданской авиации 1944 г. Помимо указанных документов, Российской Федерацией заключено несколько десятков двусторон­них
соглашений о воздушном сообщении.

Конвенция 1929 г. применяется при международной перевозке
людей, багажа или грузов, осуществляемой посредством воздушного судна, как за
плату, так и бесплатно. Конвенция применяется к пере­возкам, совершаемых
государством или юридическими лицами. В Конвенции регулируются вопросы выдачи
перевозочных документов (проездных билетов, багажных квитанций,
воздушно-перевозочных документов), содержание договора перевозки,
устанавливаются пра­вила об ответственности перевозчика, регламентируются
вопросы смешанных перевозок.

Двусторонние соглашения определяют порядок установления и
эксплуатации международных воздушных линий. Государства назна­чают национальные
авиапредприятия для эксплуатации договорных линий по обозначенным маршрутам,
устанавливают условия предо­ставления и аннулирования разрешений,
регламентируют вопрос о тарифах, таможенных пошлинах, правилах авиационной
безопаснос­ти и т.д.

Международные железнодорожные перевозки

Вопросы железнодорожных перевозок регулируются прежде всего
Конвенцией о международных железнодорожных перевозках 1980 г. Эта Конвенция объединила тексты Бернской конвенции о железнодорожной перевозке грузов 1890 г. и Бернской конвенции о железнодорожной перевозке пассажиров и багажа. Конвенция уста­навливает
правила перевозки грузов и пассажиров железнодорож­ным транспортом, условия
платежей и страхования грузов в пути, ответственность железных дорог, порядок
предъявления претензий и исков.

В отношениях РФ со странами Восточной Европы действует Со­глашение
о международном грузовом сообщении (СМГС).

Международные морские перевозки

В международном торговом судоходстве сложились две формы
перевозок: регулярные и нерегулярные (чартерные). Регулярные перевозки
оформляются коносаментом, выдаваемым перевозчиком грузоотправителю при передаче
груза перевозчику. Чартерные пере­возки осуществляются чаще всего с помощью
посредника на основа­нии фрахта, заключаемого в соответствии с правилами и
националь­ного законодательства.

Правовой статус коносамента урегулирован Конвенцией об уни­фикации
некоторых правил о коносаменте 1924 г. и Протоколом к ней 1968 г. (Россия в Конвенции и Протоколе не участвует).

Конвенция 1924 г. дает определения понятий, используемых в
морской перевозке (перевозчик, договор морской перевозки, пере­возка, грузы,
коносамент, судно), устанавливает правила принятия грузов и выдачи коносамента,
пределы ответственности перевозчика и др.

Вопросы морских перевозок регламентируются в РФ двусторон­ними
соглашениями о торговле, судоходстве и мореплавании и дру­гими документами.

Международные автомобильные перевозки грузов

Правила международных автомобильных перевозок грузов урегу­лированы
многосторонней Конвенцией о договоре международной перевозки грузов по дорогам 1956 г. (Россия участвует), а также дву­сторонними соглашениями о международном автомобильном сооб­щении
(их несколько десятков).

Конвенция 1956 г. применяется к договорам дорожной перевозки
грузов за вознаграждение посредством транспортных средств, когда место погрузки
груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории
двух различных стран, из которых по край­ней мере одна является участницей
Конвенции.

Необходимо учитывать, что применение Конвенции не зависит от
места жительства и гражданства или государственной принадлежнос­ти заключающих
договор сторон.

Конвенция определяет лица, за которые несет ответственность
перевозчик, порядок заключения и изменения договора перевозки, требования,
предъявляемые к накладной, порядок приемки и пере­дачи грузов, ответственность
перевозчика, предъявление претензий и исков, правила перевозки несколькими
перевозчиками.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ