Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление :: vuzlib.su

Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление :: vuzlib.su

13
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление

.

Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление
на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие
преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории
Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для
привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии
с международным договором Российской Федерации.

Комментарий к статье 13

1. Выдача преступников — это акт правовой помощи,
осуществляемый в соответствии с положениями специальных договоров и норм
национального уголовного и уголовно — процессуального законодательства,
заключающийся в передаче преступника другому государству для суда над ним или для
приведения в исполнение вынесенного приговора.

2. В практике международных отношений, связанных с борьбой с
преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников
государству, на территории которого они совершили преступление, в случае, когда
они находятся на территории другого государства.

3. Принципиальные положения о выдаче преступников содержатся
в Конституции РФ. Так, в ст. 61 Конституции говорится: «Гражданин
Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или
выдан другому государству». Эта позиция закреплена и в УК.

4. В современном международном праве утвердилась позиция,
согласно которой убежище может предоставляться только лицам, преследуемым в
другом государстве по политическим или религиозным мотивам.

Лица, совершившие не политические, а общеуголовные
преступления, не могут пользоваться правом убежища. Однако единого понятия
политического преступления в международной практике выработать не удалось.
Поэтому практически вопрос о выдаче лица или предоставлении ему убежища
решается, исходя из политических оценок и правовых установлений государства, на
территории которого это лицо находится.

Следует отметить, что аналогичное решение содержится в
законодательстве многих развитых государств.

5. Статья 63 Конституции РФ устанавливает принцип
предоставления убежища иностранным гражданам. В ней говорится:

«1. Российская Федерация предоставляет политическое
убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с
общепризнанными нормами международного права.

2. В Российской Федерации не допускается выдача другим
государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия
(или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача
лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для
отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального
закона или международного договора Российской Федерации».

6. Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. утверждено Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации,
которое вступило в силу с 1 августа 1995 г. <1>. В этом Положении декларируется, что «Российская Федерация предоставляет политическое убежище
лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать
жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране
своего обычного местожительства за общественно — политическую деятельность и
убеждения, отвечающие принципам, признанным мировым сообществом» (ст. 2).

    ———————————

<1> Российская газета, 1995, 1 авг.

7. В ст. 5 этого Положения указывается, что
«политическое убежище в Российской Федерации не предоставляется, если лицо
преследуется за пределами Российской Федерации за действия или бездействие,
признаваемое в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении
действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных
Наций».

8. Политическое убежище в Российской Федерации
предоставляется Указом Президента РФ (ст. 3 Положения).

9. УК в ст. 13 устанавливает возможность выдачи находящихся
на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и совершивших
преступления в иностранном государстве в соответствии с международным договором
РФ. Такие договоры о правовой помощи Россия заключила с рядом стран СНГ.

При отсутствии международного договора вопрос о выдаче
преступников может решаться дипломатическим путем. Так, Израиль выдал
Советскому Союзу преступников, которые захватили детей в качестве заложников,
потребовали самолет, большую сумму денег и улетели в Израиль, хотя в этот
период между Израилем и Советским Союзом не было не только международного
договора, но и дипломатических отношений.

10. В соответствии со сложившейся международной практикой
требование о выдаче преступника государство предъявляет в следующих случаях,
когда:

преступление совершено на его территории;

преступник является гражданином этого государства;

преступление было направлено против этого государства и
причинило ему вред.

11. В случаях, когда преступник совершил преступление на
территории нескольких государств, вопрос о выдаче решается дипломатическим
путем на основе международных договоров и норм международного права. При этом,
в каком бы государстве ни был привлечен к ответственности преступник, он должен
отвечать за все преступления, совершенные им в разных странах. Так, немецкие
суды рассматривали дела о преступлениях, совершенных гражданами Германии в
период Второй мировой войны на территории Польши, Белоруссии и других стран.

12. Выдача преступника предполагает соблюдение ряда условий.

Первое — преступление, за совершение которого предъявлено
требование о выдаче, должно признаваться преступлением и по законам страны, в
которой находится преступник (принцип тождественности).

Второе — если по законам страны, требующей выдачи, за
преступление предусмотрена смертная казнь, а в государстве, где находится лицо,
совершившее это преступление, смертная казнь отменена, то условием выдачи
обычно служит гарантия, предоставленная властями государства, требующего выдачи,
о том, что смертная казнь к выданному преступнику применена не будет.

Такие гарантии выдавались в практике международных отношений
латиноамериканских государств по поводу выдачи лиц, обвиняемых в
государственной измене, насильственном захвате власти, мятеже, поскольку ряд
этих стран отменил смертную казнь, а другие ее сохраняют.

13. Требование о выдаче преступника может иметь место для
привлечения его к ответственности, и в этом случае государство, обратившееся с
требованием о выдаче, должно представить убедительные доказательства
совершенного преступления.

14. Выдача преступника может преследовать цель и применения
к нему наказания. В этом случае основанием для решения вопроса служит
вынесенный и вступивший в силу приговор суда.

15. Возможна также выдача преступника, осужденного в одном
государстве, другому, гражданином которого он является, для отбывания
наказания.

16. В соответствии с нормами международного права выданное
лицо не должно подвергаться судебному преследованию или подвергаться заключению
с целью осуществления наказания или меры безопасности, а также подвергаться
какому-либо иному ограничению его личной свободы в связи с каким-либо деянием,
предшествовавшим его передаче и не являющимся тем деянием, которое мотивировало
его выдачу. Таким образом, следственные и судебные органы государства,
запросившего выдачу лица, связаны формулой обвинения, которая служила
основанием выдачи этого лица.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ