§ 2. Методы финансового контроля :: vuzlib.su

§ 2. Методы финансового контроля :: vuzlib.su

10
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Методы финансового контроля

.

§ 2. Методы финансового контроля

Финансовый контроль осуществляется
различными методами, под которы­ми понимаются приемы, способы и средства его
осуществления. К ним отно­сятся: ревизии, наблюдение, обследование, анализ,
проверки и др. Наблюдение направлено на ознакомление с состоянием финансовой
деятельности проверя­емого субъекта. Возможно проведение обследования отдельных
сторон финан­совой деятельности с использованием таких приемов, как
анкетирование и оп­рос. Проверка проводится на месте, в ходе ее используются
балансовые, отчетные и расходные документы в целях выявления нарушений
финансовой дисциплины и устранения их последствий*. Анализ также направлен на
выяв­ление нарушений финансовой дисциплины с помощью различных аналитичес­ких
приемов.


*Подробнее о налоговых проверках см.
главу IV настоящего пособия.

Основным методом финансового
контроля является ревизия, т.е. обследо­вание с целью установления законности
финансовой дисциплины на кон­кретном объекте. Ревизии подразделяются на
несколько видов.

По содержанию ревизии делятся на
документальные и фактические. Доку­ментальные ревизии включают в себя проверку
различных финансовых доку­ментов, в том числе счета, платежные ведомости,
ордера, чеки, отчеты, сметы и др. На основе анализа финансовых документов можно
определить законность и целесообразность расходования средств. В ходе
фактической ревизии прове­ряются не только документы, но и наличие денег,
ценных бумаг и материаль­ных ценностей. Ревизоры организуют инвентаризацию
материальных ценнос­тей, проверяют состояние материальных и вещевых складов,
производят подсчеты, взвешивание и измерение товарно-материальных ценностей,
находя­щихся на складах, контрольные обмеры на строительстве и т. д.

По времени осуществления ревизии
делятся на плановые и внеплановые. В основном ревизии носят плановый характер.
О проведении ревизии изве­щаются руководители подлежащих проверке предприятий
или учреждений. При необходимости проводятся и внеплановые ревизии в случае
поступле­ния жалоб, сигналов о нарушениях финансовой дисциплины, требующих не­медленной
проверки.

Внеплановые ревизии могут
проводиться различными контрольными ор­ганами, о которых подробно говорилось
ранее.

По обследуемому периоду деятельности
ревизии делятся на фронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии
проверяется вся финансо­вая деятельность проверяемого субъекта за определенный
период. Выборочная (частичная) ревизия представляет собой проверку финансовой
деятельности только за какой-то короткий период времени.

По объему ревизуемой деятельности
ревизии подразделяются на комплекс­ные, при которых проверяется финансовая
деятельность данного субъекта в различных областях, в них принимают участие одновременно
ревизоры не­скольких органов; и тематические, которые сводятся к обследованию
какой-либо одной сферы финансовой деятельности (например, правильность исчис­ления
налогов).

Ревизоры наделены широким кругом
прав, а именно:

— проверять первичные документы,
записи в регистрах бухгалтерского учета, статистическую и бухгалтерскую
отчетность, планы, сметы, фактичес­кое наличие денег, ценных бумаг,
товарно-материальных ценностей и основ­ных фондов;

— проводить частичные или сплошные
инвентаризации;

— опечатывать склады, кассы,
кладовые;

— проверять в их финансовых
учреждениях и кредитных организациях до­стоверность документов, связанных с
операциями ревизуемого предприятия;

— привлекать специалистов и
экспертов для проведения ревизии;

— получать от должностных и
материально ответственных лиц письмен­ные разъяснения по возникающим в ходе
ревизии вопросам и др.

Наряду с этим ревизор может изъять
некоторые документы, если их со­хранность не может быть гарантирована или
совершены подлоги и подделки материалов. Изъятия производятся только на
основании постановления орга­нов дознания, предварительного следствия,
прокуратуры или суда. Изъятие должно оформляться протоколом, копия которого
вручается под расписку должностному лицу проверяемого предприятия, организации.

Проведение ревизий в системе
отраслевых министерств и ведомств имеет свою специфику, вместе с тем можно
выделить общие требования, предъяв­ляемые к проведению ревизии, независимо от
проверяемого субъекта.

Ревизии финансово-хозяйственной
деятельности подразделений минис­терства, ведомства, состоящих на
республиканском бюджете Российской Фе­дерации, проводятся не реже одного раза в
два года, а в подразделениях, со­стоящих на хозяйственном расчете, — не реже
одного раза в год. Ревизии проводятся, как правило, комплексно, т.е. охватывают
не только финансово-хозяйственную, но и производственную деятельность.
Внеплановые ревизии проводятся по указанию вышестоящих по отношению к
ревизуемому подраз­делению руководителей, по решению судебно-следственных
органов, при ликвидации подразделения либо смене его руководителя, начальника
финан­совой службы.

Срок проведения ревизии не может
превышать, как правило, 30 дней. При проведении ревизии ревизор проверяет,
анализирует и использует различные. документы, например, материалы
инвентаризаций, первичные документы (кассовые ордера, выписки банка, накладные
и т. п.), хозяйственные догово­ры, материалы обследований и проверок,
проведенных банком.

Ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности проводятся путем:

— проверки отчетных, бухгалтерских
документов в целях установления их законности и подлинности, правильности
оформления, а также целесообраз­ности производственных операций;

— проверки соответствия
бухгалтерских записей содержанию операций, фактическому выполнению работ или
оказанию услуг;

— внезапной проверки фактического
наличия денежных средств, матери­альных ценностей, бланков строгой отчетности и
их соответствия учетным данным;

— взаимного контроля операций и
документов;

— проведения встречных проверок;

— анализа результатов
финансово-хозяйственной деятельности подразде­лений.

При проведении ревизии, проверки
применяются сплошной и выбороч­ный методы проверки документов. При сплошном
методе проверяются все без исключения документы, относящиеся к данному виду операций.
Кассо­вые и банковские документы проверяются только сплошным методом.

При выборочном методе проверяется
часть документов. Объем выбороч­ной проверки определяется ревизором в
зависимости от необходимости, а так же характером проверяемых операций. При
этом ревизор обязан указать, ка­кой конкретно объем документации и период
проверен выборочно. В тех слу­чаях, когда выборочной проверкой установлены
факты серьезных нарушений или злоупотреблений, проверку документов следует
производить сплошным методом, а в случае необходимости — за период, охваченный
предыдущими ре­визиями.

При проверке ревизор должен обратить
особое внимание на документы, оплаченные наличными деньгами вместо безналичных
расчетов, а также за­чтенные по взаимным расчетам за реализованные ценности и
оказанные ус­луги, на документы и наряды, по которым произведена оплата лицам,
не со­стоящим в штате подразделения, на акты по списанию товарно-материальных
ценностей и др.

Ревизии и проверки могут
подразделяться на следующие виды:

ревизия, проверка кассы и кассовых
операций;

ревизия банковских операций;

ревизия операций по начислению
денежного довольствия и заработной платы;

ревизия расчетных операций;

ревизия сохранности и использования
материальных ценностей;

ревизия основных средств;

ревизия учета бланков строгой
отчетности;

проверка организации бухгалтерского
учета;

проверка пенсионной работы;

проверка работы с письмами,
заявлениями и жалобами по вопросам бесхозяйственности и др.

По окончании ревизии членами
комиссии составляется акт ревизии — до­кумент, имеющий важное юридическое
значение. Он подписывается лица­ми, производившими ревизию, проверку,
руководителем и главным бухгал­тером объединения, предприятия, организации,
учреждения, на котором проводилась проверка. При наличии возражений или
замечаний по акту ру­ководитель и главный бухгалтер приобщают к нему свои
замечания и возра­жения. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные
результаты про­верки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины,
причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях ли­ца
и предлагаются меры по ликвидации выявленных нарушений и меры от­ветственности
виновных должностных лиц.

На основе акта ревизии принимаются
меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины, к возмещению
причиненного матери­ального ущерба, виновные привлекаются к ответственности,
разрабатывают­ся предложения по предупреждению нарушений. Руководитель
организации, назначивший ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением
реше­ний, принятых по результатам ревизии.

Должностные лица, по вине которых
допущены нарушения и о которых говорится в акте ревизии, могут быть привлечены
к уголовной, материальной или дисциплинарной ответственности.

В случае необходимости в ходе
ревизии составляется промежуточный акт, а материалы ревизии направляются
следственным органам для возбуждения уголовного дела. Руководитель проверяемой
организации должен принять меры к устранению выявленных нарушений до окончания
проведения реви­зии, о чем делается соответствующая запись в акте ревизии.

Акты ревизий, проведенных в порядке
ведомственного контроля, пред­ставляются Министерству финансов РФ, финансовым
органам субъектов Федерации и местным финансовым органам по их требованию.

Действенность проводимого
финансового контроля во многом определяет­ся не только правильным и точным
выбором определенного метода контроля, но и эффективностью взаимодействия
различных контрольных органов, что яв­ляется важным и непременным условием
успешной борьбы с правонарушени­ями в сфере финансов.

Выявление доходов, сокрытых от
налогообложения — важнейший аспект борьбы с преступностью в сфере экономики,
поскольку налоговые преступле­ния теснейшим образом связаны с различными
экономическими, должност­ными и другими правонарушениями. Пресечение сокрытия
доходов от налогов позволяет сократить ту финансовую базу, на которой возникает
и функциони­рует экономическая, а также организованная преступность и
коррупция. Ре­шение поставленной задачи зависит от успешного взаимодействия
налоговых органов, налоговой полиции и органов внутренних дел.

Среди выработанных практикой методов
подобного взаимодействия мож­но назвать следующие:

— обмен оперативной информацией о
нарушениях налогового законода­тельства;

— проведение совместных финансовых
проверок на предприятиях и в ор­ганизациях, в том числе документальных и
фактических ревизий, обследова­ний по поводу выявления сокрытых от
налогообложения доходов или их уменьшения с той же целью;

— оказание налоговым инспекциям
помощи в изъятии документации, опе­чатывании самих проверяемых объектов
(складов, киосков и т. п.);

— установление с помощью органов
внутренних дел местонахождения юридических лиц или граждан, скрывающихся от
налогообложения;

— совместными усилиями проводится
профилактическая работа среди юридических и физических лиц по предупреждению
правонарушений в дан­ной сфере;

— оказание технической помощи
налоговым органам;

— проведение совместных проверок по
сохранности денежных сумм и ма­териальных средств на проверяемых объектах;

— анализ процесса уплаты налогов в
бюджет различными субъектами, что да­ет возможность для сравнения финансовой
деятельности аналогичных предпри­ятий, а следовательно, и сравнения сумм
уплачиваемых налогов в бюджет и т. п.

В последнее время особенно остро
стоит вопрос о целевом использовании бюджетных средств различными
хозяйствующими субъектами. В целях орга­низации и осуществления контроля за
своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета,
бюджетов федеральных внебюд­жетных фондов, а также определения эффективности и
целесообразности рас­ходов государственных средств и использования федеральной
собственности, контроля за законностью и своевременностью движения средств
федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном
банке Российской Федерации и других кредитных организациях в январе 1995 года
была создана, как отмечалось ранее, Счетная палата Российской Федерации.
Законодательно предусмотрено взаимодействие Счетной палаты с другими
контрольными органами Российской Федерации, которые обязаны оказывать
содействие деятельности Счетной палаты, предоставлять по ее запросам ин­формацию
о результатах проводимых ревизий и проверок. При проведении
контрольно-ревизионной деятельности в пределах своей компетенции Счет­ная
палата может привлекать к участию в проводимых ею мероприятиях госу­дарственные
контрольные органы и их представителей, а также на договорной основе —
негосударственные аудиторские службы, отдельных специалистов*.


* СЗ РФ. 1995. Ns 3. Ст. 167.

Законодательством предусмотрено также
взаимодействие правоохрани­тельных органов с аудиторскими фирмами и аудиторами.
Так, в соответствии с п. 10 Временных правил аудиторской деятельности в
Российской Федера­ции, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от
22 декаб­ря 1993 года, правоохранительные органы при наличии санкции прокурора
в соответствии с процессуальным законодательством вправе дать аудитору или
аудиторской фирме поручение о проведении аудиторской проверки эко­номического
субъекта при наличии в их производстве возбужденного (возоб­новленного
производством) уголовного дела*. Срок проведения аудиторской проверки по такому
поручению определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой) и,
как правило, не должен превышать двух месяцев.


* Собрание актов Президента и
Правительства РФ (далее — САПП РФ). 1993. №52. Ст. 5069.

Оплата работы аудитора при
проведении подобной проверки производит­ся предварительно за счет проверяемого
экономического субъекта по став­кам, ежегодно утверждаемым Правительством
страны, с учетом средней став­ки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских
услуг.

В случае отсутствия у экономического
субъекта достаточных средств вследствие несостоятельности (банкротства)
предварительная оплата работы аудитора производится в месячный срок по тем же ставкам
за счет средств ре­спубликанского бюджета Российской Федерации с последующим
возмеще­нием на основании решения арбитражного суда по иску соответствующего
прокурора или органа Федерального казначействам за счет имущества эконо­мического
субъекта, признанного несостоятельным (банкротом).

Повторные аудиторские проверки
экономического субъекта по тем же ос­нованиям по поручению правоохранительных
органов производятся только за счет средств бюджета и не могут быть
осуществлены аудитором или ауди­торской фирмой, проводившими первоначальную
проверку.

Данные, полученные в ходе
аудиторской проверки, проводимой по поруче­нию правоохранительных органов,
могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда
(арбитражного суда) только с разрешения ука­занных органов и в том объеме, в
каком они признают это возможным.

Если в ходе проверки аудитором или
аудиторской фирмой были выявле­ны серьезные финансовые нарушения, которые могут
повлечь возбуждение уголовного дела и о которых не было сообщено
правоохранительным орга­нам, лицензия на осуществление аудиторской деятельности
может быть ан­нулирована выдавшим ее органом.

В соответствии с п. 11 Положения о
Федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Феде­рации от 27 августа 1993 г. *, органы казначейства осуществляют контрольные функции во взаимодействии с соответствующими
органами исполнительной власти, налоговыми, правоохранительными органами и
банками; передают правоохранительным органам материалы по фактам нарушений, за
которые предусмотрена уголовная ответственность.


* ВВС РФ. 1992. № 50. Ст. 2978; САПП
РФ. 1993. № 35. Ст. 3320.

Особая роль отводится взаимодействию
правоохранительных органов с Ми­нистерством финансов Российской Федерации как
главным органом в системе финансовых исполнительных органов государства, а
также с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в сфере
осуществления внеш­неэкономической деятельности.

Роль финансового контроля в процессе
формирования рыночных отноше­ний многократно возрастает, поскольку он
содействует успешной реализации финансовой политики государства, обеспечению
процесса формирования и эф­фективного использования финансовых ресурсов во всех
сферах и звеньях фи­нансовой системы. Взаимодействие правоохранительных органов
с различны­ми контрольными органами в процессе осуществления финансового
контроля дает возможность не только выявить и пресечь, но и предотвратить
совершение правонарушений в финансовой сфере.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ