§ 7. Ответственность за нарушение налогового законодательства. Понятие и виды налоговых правонарушений ::...

§ 7. Ответственность за нарушение налогового законодательства. Понятие и виды налоговых правонарушений :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 7. Ответственность за нарушение налогового законодательства. Понятие и
виды налоговых правонарушений

.

§ 7. Ответственность за нарушение
налогового законодательства. Понятие и виды налоговых правонарушений

Функционирование налоговой системы
обеспечивается мерами юридиче­ской ответственности. Российское законодательство
предусматривает меры административной, уголовной, дисциплинарной, материальной,
а также фи­нансовой, в том числе налоговой, ответственности за совершение различных
видов нарушений законодательства о налогах и сборах.

Налоговая ответственность,
наступающая в результате совершения налого­вого правонарушения, обладает рядом
общих признаков, характерных для любо­го из видов юридической ответственности:
она является средством охраны пра­вопорядка; состоит в применении мер
государственного принуждения; наступает за нарушение правовых норм; наступает
на основе норм права; явля­ется следствием виновного деяния; заключается в
применении санкций и связа­на с отрицательными последствиями материального или
морального характера, которые нарушитель должен претерпеть; реализуется в
соответствующих про­цессуальных формах.

Вместе с тем налоговая
ответственность характеризуется и рядом специфи­ческих черт, которые можно
свести к следующему: основанием налоговой ответ­ственности является налоговое
правонарушение; наступление ответственности урегулировано нормами налогового
права; ответственность состоит в применении к нарушителю специальных финансовых
санкции (штрафы, пеня); законо­дательство предусматривает особый порядок
привлечения к ответственности, предусмотренный Налоговым кодексом Российской
Федерации; субъектами данной ответственности являются налогоплательщики и иные
обязанные лица; к ответственности за нарушение законодательства о налогах и
сборах привлека­ются налоговые, таможенные органы, органы налоговой полиции и
их должно­стные лица.

В соответствии с налоговым
законодательством должностные лица и граж­дане, виновные в нарушении
законодательства о налогах и сборах, привлека­ются в установленном порядке
помимо налоговой к административной, уго­ловной, дисциплинарной и материальной
ответственности.

Впервые уголовная ответственность за
нарушения налогового законодатель­ства была введена в 1992 году, когда в УК
РСФСР ввели статьи 1622 и 1623. В на­стоящее время Уголовный кодекс Российской
Федерации содержит несколько статей, предусматривающих уголовную
ответственность за такого рода право­нарушения:

— статья 198 «Уклонение физического
лица от уплаты налога или страхо­вого взноса в государственные внебюджетные
фонды»;

— статья 199 «Уклонение от уплаты
налогов или страховых взносов в го­сударственные внебюджетные фонды с
организации»;

— статья 194 «Уклонение от уплаты
таможенных платежей, взимаемых с ор­ганизации или физического лица».

Ряд других статей УК РФ (например,
ст. 171,172,173,174 и др.) также свя­заны в опосредованной форме с нарушениями
налогового законодательства*.


* Подробнее о характеристике данных
видов преступлений см.: Уголовное право. Часть Общая. Часть Особенная: Учебник
/ Под общ. ред. проф. Л.Д. Гаухмана и др. С. 432-443.

Уголовная ответственность, в том
числе и за нарушения налогового зако­нодательства, характеризуется следующими
специфическими чертами:

— субъектами уголовной
ответственности являются только граждане;

— уголовная ответственность
осуществляется только в судебном порядке;

— она вытекает из норм уголовного,
уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права;

— она применяется за наиболее
опасные общественные деяния — преступ­ления.

Состав преступления, предусмотренный
статьей 198 УК РФ.

Объектом преступного посягательства
являются общественные отноше­ния, складывающиеся в сфере экономики, в процессе
уплаты налогов физи­ческими лицами.

Объективная сторона выражается в
непредставлении декларации о дохо­дах (бездействие) или включении в подаваемую
декларацию заведомо иска­женных данных о доходах или расходах (действии), а
также уклонении от уп­латы страхового взноса в государственные внебюджетные
фонды. Критерием отграничения данного правонарушения от аналогичного, за
которое предус­мотрена административная ответственность, является размер
неуплаченной суммы налога — он должен превышать двести минимальных размеров
опла­ты труда.

Субъектом данного преступления может
быть только физические лицо (гражданин, иностранный гражданин, лицо без
гражданства) — налогоплатель­щик, обязанный подавать декларацию о доходах.

Субъективная сторона характеризуется
прямым умыслом, т.е. лицо осозна­ет, что, не представляя или искажая
декларацию, уклоняясь от уплаты страхо­вых взносов, оно тем самым причиняет
вред в виде неуплаты налогов в бюджет или во внебюджетные фонды и желает его
причинить.

Часть 2 ст. 198 У К РФ содержит
такие квалифицирующие признаки, как совершение тех же деяний:

— в особо крупном размере (свыше
пятисот минимальных размеров опла­ты труда);

— лицом, ранее судимым за совершение
преступлений, предусмотренных данной статьей, а также ст. 194 «Уклонение от
уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица» или
ст. 199 «Уклонение от уп­латы налогов или страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды с организации».

Состав преступления, предусмотренный
статьей 199 УК РФ.

Объектом данного преступления
является та же сфера экономических отно­шений, возникающих в процессе уплаты
налогов и страховых взносов в бюджет и внебюджетные фонды.

Объективная сторона выражается в
действии — в уклонении от уплаты на­лога с организации путем включения в
бухгалтерские документы заведомо ис­каженных данных о доходах или расходах, а
также уклонение от уплаты страхо­вых взносов в государственные внебюджетные
фонды, совершенное в крупном размере (сумма неуплаченных налогов и (или)
страховых превышает одну ты­сячу минимальных размеров оплаты труда).

Субъект специальный — лица, которые
в соответствии с нормативными ак­тами и учредительными документами организации
обязаны обеспечить пра­вильность отчетных данных и исчисления налогов (главный
бухгалтер), а так­же руководитель организации.

Субъективная сторона характеризуется
прямым умыслом.

Квалифицирующие признаки:

— то же деяние, совершенное группой
лиц по предварительному сговору;

— лицом, ранее судимым за совершение
преступлений, предусмотренных данной статьей и статьями 194 либо 198 УК РФ;

— неоднократно;

— в особо крупном размере (свыше
пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда).

Дисциплинарная ответственность за
нарушение налогового законодательст­ва применяется в случае нарушения
работником организации трудовой или слу­жебной дисциплины. Привлечение к
дисциплинарной ответственности осуще­ствляет администрация в соответствии с
Кодексом законов о труде Российской Федерации. В сфере налогообложения вопрос о
дисциплинарной ответственности наиболее актуален в отношении сотрудников
налоговых, таможенных орга­нов, органов государственных внебюджетных фондов и
налоговой полиции, ко­торые являются государственными служащими.

Ответственность государственного
служащего предусмотрена Федеральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», в соответствии с которым за неисполнение
или ненадлежащее ис­полнение государственным служащим возложенных на него
обязанностей на него могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном
соответст­вии, увольнение. Государственный служащий может быть временно, до
одного месяца, отстранен от исполнения своих обязанностей.

Дисциплинарным проступком
сотрудников налоговых, таможенных орга­нов и налоговой полиции является
разглашение коммерческой, банковской, налоговой тайны, халатное отношение к
своим обязанностям по учету нало­гоплательщиков, а также деяния, ведущие к
нарушению прав и законных ин­тересов граждан, и др.

Если неправомерными действиями
государственных служащих наносится ущерб интересам и правам физических или
юридических лиц, потерпевшие мо­гут потребовать возмещения возникшего
материального или морального вреда в установленном российским законодательством
порядке. Так, в частности, Зако­ном «О Государственной налоговой службе»
предусмотрена материальная ответ­ственность должностных лиц государственных
налоговых инспекций за невы­полнение или ненадлежащее выполнение ими своих
обязанностей.

Налоговым правонарушением признается
виновно совершенное противо­правное (в нарушение законодательства о налогах и сборах)
деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных
лиц, за кото­рое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответствен­ность.

Налоговым законодательством
предусмотрена ответственность физичес­ких и юридических лиц за совершение
налогового правонарушения, причем физическое лицо может быть привлечено к
налоговой ответственности с ше­стнадцати лет.

Основываясь на общих правовых
принципах привлечения к юридической ответственности, налоговое законодательство
предусматривает следующие условия привлечения к ответственности за совершение
налогового правонарушения:

1. Основания и порядок привлечения к
данной ответственности предус­мотрены только в Налоговом кодексе Российской
Федерации.

2. Не допускается повторное привлечение
к ответственности за соверше­ние того же налогового правонарушения.

3. Налоговая ответственность
физических лиц, предусмотренная Налого­вым кодексом Российской Федерации,
наступает только за те деяния, кото­рые не содержат признаков состава
преступления, перечисленных в уголов­ном законодательстве.

4. Привлечение к ответственности
юридических лиц за налоговые право­нарушения не исключает административной,
уголовной или иной ответствен­ности их руководителей.

5. Привлечение к ответственности не
освобождает виновных лиц от обя­занности уплатить причитающиеся суммы налога.

6. Налоговым кодексом Российской
Федерации предусмотрена презумпция невиновности. Обязанности по доказыванию
вины и иных обстоятельств, сви­детельствующих о совершении налогового правонарушения,
возлагаются на на­логовые органы. Всякие сомнения толкуются в пользу
налогоплательщика.

Основанием привлечения к
ответственности, как отмечалось ранее, явля­ется совершение налогового
правонарушения, т.е. должны быть установлены все элементы правонарушения,
образующие объективную и субъективную сто­роны, а также свидетельствующие о
наличии объекта и субъекта конкретного правонарушения. Отсутствие хотя бы
одного из названных элементов исклю­чает привлечение лица к ответственности. К
обстоятельствам, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение
налогового правонаруше­ния, законодатель относит следующие:

1) отсутствие события налогового
правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении
налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего
признаки налогового правонаруше­ния, физическим лицом, не достигшим шестнадцати
лет;

4) истечение сроков давности
привлечения к ответственности за соверше­ние налогового правонарушения.

Важным элементом налогового
правонарушения является наличие вины. Основными формами вины в данном случае
являются умысел и неосторож­ность. Вместе с тем налоговое законодательство
предусматривает, что вина организации в совершении налогового правонарушения
определяется в зави­симости от вины ее должностных лиц либо ее представителей,
действие или бездействие которых обусловили совершение данного налогового
правонару­шения.

Законодательством предусмотрены
случаи, когда налоговое законодатель­ство нарушено, но налицо обстоятельства,
исключающие вину налогопла­тельщика. К названным обстоятельствам отнесены:

1. Совершение деяния, содержащего
признаки налогового правонаруше­ния, вследствие стихийного бедствия или других
чрезвычайных и непреодо­лимых обстоятельств.

2. Совершение деяния, содержащего
признаки налогового правонаруше­ния, налогоплательщиком — физическим лицом,
находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло
отдавать отчет в сво­их действиях или руководить ими вследствие болезненного
состояния.

3. Выполнение налогоплательщиком или
налоговым агентом письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом
или другим уполномо­ченным государственным органом или их должностными лицами в
пределах их компетенции.

Наряду с обстоятельствами,
исключающими привлечение лица к ответст­венности, налоговое законодательство
устанавливает смягчающие ответст­венность обстоятельства и относит к ним
следующие:

1) совершение правонарушения
вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под
влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной
зависимости;

3) иные обстоятельства, которые
налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Наряду со смягчающими
ответственность обстоятельствами в налоговом за­конодательстве предусмотрено
обстоятельство, отягчающее ответственность, а именно — совершение налогового
правонарушения лицом, ранее привлекае­мым к ответственности за аналогичное
правонарушение. Причем лицо, с кото­рого взыскана налоговая санкция, считается
подвергнутым этой санкции в тече­ние 12 месяцев с момента вступления в силу
решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Данные обстоятельства, как
смягчающие, так и отягчающие ответствен­ность лица, устанавливаются судом и
учитываются им при наложении санк­ций за налоговое правонарушение.

Для законного привлечения к
ответственности виновного лица большое значение имеет вопрос о сроках давности.
Так, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового
правонарушения, если со дня его совершения (за исключением грубого нарушения
правил учета доходов и расхо­дов и объектов налогообложения — ст. 120 НК РФ, а
также неуплаты или непол­ной уплаты сумм налога — ст. 122 НК РФ) либо со
следующего дня после окон­чания налогового периода, в течение которого было
совершено это правонарушение, истекло три года (это правило распространяется на
правона­рушения, предусмотренные ст. 120, 122 НК РФ).

Срок давности прерывается, если до
его истечения лицо совершит новое нарушение законодательства о налогах и
сборах. В этом случае исчисление нового срока давности начинается со дня
совершения нового нарушения ли­бо со следующего дня после окончания налогового
периода, в течение кото­рого было совершено новое нарушение налогового законодательства.

В случае привлечения лица к
налоговой ответственности на него налага­ются санкции, под которыми понимаются
меры ответственности за соверше­ние налогового правонарушения. Они
устанавливаются и применяются в ви­де денежных взысканий (штрафов) в указанных
в налоговом законодательстве размерах за конкретные виды нарушений.

При наличии одного из обстоятельств,
смягчающих ответственность, размер штрафа должен быть сокращен не менее чем в
два раза по сравнению с указан­ным в законодательстве за совершение конкретного
нарушения.

Наличие отягчающего ответственность
обстоятельства означает увеличе­ние размера штрафа на 100 процентов.

Совершение двух и более налоговых
правонарушений одним лицом не вле­чет поглощения менее строгой санкции более
строгой, поэтому штраф взыски­вается за каждое правонарушение.

Сумма штрафа взыскивается только
после перечисления в полном объеме самой суммы задолженности и соответствующих
пеней.

Налоговые санкции взыскиваются
только в судебном порядке и налого­вым органам предоставлена возможность
обратиться в суд с иском о взыска­нии налоговой санкции не позднее шести
месяцев со дня обнаружения нало­гового правонарушения и составления
соответствующего акта.

Если отказано в возбуждении
уголовного дела или оно прекращено, но при наличии налогового правонарушения
срок подачи искового заявления исчисля­ется со дня получения налоговым органом
постановления об отказе в возбужде­нии или о прекращении уголовного дела.

В Налоговом кодексе РФ впервые
установлен систематизированный пе­речень налоговых правонарушений, за
совершение которых предусмотрена налоговая ответственность.

Нарушение срока постановки на учет в
налоговом органе (ст. 116 НК РФ). Если налогоплательщик не встал на учет в
налоговом органе в установленные законом сроки, с него взыскивается штраф в
размере пяти тысяч рублей. Ес­ли налогоплательщик просрочил срок подачи
заявления о постановке на учет более чем на 90 дней, с него взыскивается штраф
в размере 10 тысяч рублей.

Под уклонением от постановки на учет
(ст. 117 НК РФ) понимается со­вершение организацией или
гражданином-предпринимателем своей деятель­ности без постановки на учет в
налоговом органе, что ведет к взысканию штрафа в размере 10 процентов от
доходов, полученных в течение названно­го периода времени, но не менее 20 тысяч
рублей. То же деяние, совершаемое более трех месяцев подряд, влечет взыскание
штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в данный период.

Нарушение срока представления
сведений об открытии и закрытии сче­та в банке (ст. 118 Н К РФ) наказывается
взысканием штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Представление налоговой декларации в
налоговый орган является важ­нейшей обязанностью налогоплательщика.
Непредставление налоговой дек­ларации (ст. 119 НК РФ) в период до 180 дней со
дня наступления даты пред­ставления налоговой декларации влечет взыскание
штрафа в размере пяти процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой
декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления,
но не более тридцати процентов от указанной суммы и не менее ста рублей.

Непредставление декларации в течение
более 180 дней по истечении сро­ка представления названной декларации влечет
взыскание штрафа в размере тридцати процентов суммы налога, подлежащего уплате,
и 10 процентов сум­мы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации, за
каждый пол­ный или неполный месяц, начиная со 181 дня.

Грубое нарушение правил учета
доходов и расходов и объектов налогообло­жения (ст. 120 Н К РФ). Под грубым
нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
законодатель понимает отсутствие пер­вичных документов, регистров
бухгалтерского учета, систематическое несвое­временное или неправильное
отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций,
денежных средств, материальных цен­ностей, нематериальных активов и финансовых
вложений налогоплательщи­ка. Если данное грубое нарушение было совершено в
течение одного налого­вого периода, это влечет взыскание штрафа в размере пяти
тысяч рублей.

Если эти грубые нарушения были
совершены в течение одного налогово­го периода, они наказываются штрафом в
размере пятнадцати тысяч рублей.

Если те же деяния повлекли занижение
дохода, взимается штраф в разме­ре десяти процентов от суммы неуплаченного
налога, но не менее пятнадца­ти тысяч рублей.

Данным составом правонарушения
охватываются и нарушения правил составления налоговой декларации, выразившиеся
в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов
налогоплатель­щика, источников доходов, исчисленной суммы налога и (или) других
дан­ных, связанных с исчислением и уплатой налога. Эти действия наказывают­ся
штрафом в размере трех тысяч рублей.

Неуплата или неполная уплата суммы
налога (ст. 122 Н К РФ). Если вы­ездная налоговая проверка налогового органа
выявила, что в результате зани­жения налогооблагаемой базы или неправильного
исчисления налога по ито­гам налогового периода налог не был уплачен или был
уплачен не полностью, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 20
процен­тов от неуплаченной суммы налога.

Если те же действия были совершены
умышленно, это влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных
сумм налога.

Невыполнение налоговым агентом
обязанности по удержанию и (или) пе­речислению налогов (ст. 123 НК РФ) влечет
взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

Незаконное воспрепятствование
доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа
государственного внебюджетного фон­да на территорию или в помещение
налогоплательщика или налогового аген­та (ст. 124 НК РФ) влечет взыскание
штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Несоблюдение порядка владения,
пользования и (или) распоряжения иму­ществом, на которое наложен арест (ст. 125
НК РФ), влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Непредставление налоговому органу
сведений, необходимых для осуще­ствления налогового контроля (ст. 126 НК РФ),
влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный
документ. Если непредстав­ление сведений выразилось в отказе представить
требуемые документы или иным образом организация уклонилась от представления
документов либо документы были представлены с заведомо недостоверными
сведениями, взыскивается штраф в размере пяти тысяч рублей. Те же деяния,
совершен­ные физическим лицом, наказываются штрафом в размере 500 рублей.

К налоговым правонарушениям
относятся противоправные деяния, со­вершенные не только налогоплательщиками, но
и иными лицами. К такого рода правонарушениям отнесены следующие.

Ответственность свидетеля (ст. 128
НК РФ) наступает в следующих слу­чаях: а) неявка либо уклонение от явки без
уважительных причин лица, вызы­ваемого по делу о налоговом правонарушении в
качестве свидетеля, — влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей; б)
неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных
показаний — вле­кут штраф в размере трех тысяч рублей.

Отказ эксперта, переводчика или
специалиста от участия в проведении налоговой проверки, а также дача заведомо
ложного заключения или осуще­ствление заведомо ложного перевода (ст. 129 Н К
РФ) влечет взыскание штра­фа в размере 500 рублей и одной тысячи рублей
соответственно.

Неправомерное несообщение сведений
налоговому органу (ст. 1291 НК РФ), ес­ли это деяние не содержит признаков
правонарушения, предусмотренного ст. 126 Налогового кодекса РФ, влечет
взыскание штрафа в размере тысячи руб­лей. За повторные деяния налагается штраф
в размере 5000 рублей.

Нарушение банком порядка открытия
счета налогоплательщику (ст. 132 НК РФ) заключается в открытии банком счета
налогоплательщику без предъ­явления свидетельства о постановке на учет в
налоговом органе, а также в от­крытии счета при наличии у банка решения
налогового органа о приостанов­лении операций по счетам этого лица.

Нарушение банком срока исполнения
поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК РФ) влечет взыскание пени
в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не
более 0,2 процента за каждый день просрочки.

Неисполнение банком решения
налогового органа о приостановлении опе­раций по счетам налогоплательщика или
налогового агента (ст. 134 НК РФ). В качестве меры обеспечения выполнения
налогоплательщиком своих обя­занностей законодатель предоставляет налоговому
органу право приостанав­ливать операции по счетам налогоплательщика или
налогового агента. В слу­чае неисполнения банком подобного решения налогового
органа налагается штраф в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в
соответствии с по­ручением налогоплательщика или налогового агента другим
лицам, но не бо­лее суммы задолженности.

Неисполнение банком решения о
взыскании налога или сбора, а также пени (ст. 135 НК РФ) влечет взыскание пени
в размере одной стопятидесятой став­ки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2
процента за каждый день про­срочки. Взыскание штрафа предусмотрено и за
совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на
счете налогоплатель­щика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении
которых в бан­ке находится инкассовое поручение налогового органа.

В ст. 26 Федерального закона «О
банках и банковской деятельности» за­креплено правило, в соответствии с которым
банки представляют справки об операциях и счетах своих клиентов налоговым
органам. Ранее в законодательстве не содержалось нормы, гарантирующей
исполнение данного требова­ния банками. В 1999 году Налоговый кодекс РФ был
дополнен статьей об от­ветственности банков за непредставление налоговым
органам сведении о фи­нансово-хозяйственной деятельности
налогоплательщиков-клиентов (ст. 135′ НКРФ).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ